3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Горюче смазочные материалы и эксплуатационные жидкости

Топливо, смазочные материалы и технические жидкости

Топливо

В автотракторных двигателях применяют жидкие и газообразные топлива, Топливо этих видов в зависимости от сырья, из которого его получают, может быть нефтяного и ненефтяного происхождения. Жидкие топлива (бензин и дизельное) получают из нефти путем ее прямой перегонки или крекинг-процессом.

Газообразные топлива как естественного происхождения, так и искусственные, полученные газификацией твердых топлив или другими способами, применяют в автотракторных двигателях в сжиженном и сжатом состоянии. К сжиженным газовым топливам относятся газы, способные при относительно низких давлениях (до 2 МПа) и нормальной температуре (20°С) переходить в жидкое состояние. Сжатые газы при нормальной температуре не переходят в жидкое состояние даже при высоком давлении (до 20 МПа), поэтому их используют в газообразном состоянии.

Расширенное применение газообразных топлив обусловлено их преимуществами:

  • меньшей стоимостью
  • способностью к лучшему смесеобразованию
  • полным сгоранием в цилиндрах
  • отсутствием разжижения моторного масла

Автомобильные бензины для карбюраторных двигателей должны удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь высокие карбюрационные и антидетонационные свойства
  • давать минимальное количество нагара
  • не вызывать коррозии
  • обладать высокой стабильностью при хранении

Товарные сорта бензинов получают смешиванием дистиллятов бензина прямой перегонки и термического крекинга, к которым добавляют с целью повышения их антидетонационной стойкости моторный бензол, алкилбензол, бензин каталитического крекинга, технический изооктан и др. С точки зрения антидетонационной стойкости наиболее желательны в бензине ароматические углеводороды, однако при сгорании они образуют канцерогенные вещества, в частности, 3,4 бензпирен. Поэтому нормами Европейского Союза содержание ароматических углеводородов в бензине не должно превышать 10%.

Ранее по ГОСТ 208467 бензин выпускался следующих марок: А-76, АИ-93 и АИ-98. Для первой из указанных марок октановое число определялось моторным методом, а для двух последующих — исследовательским методом. Сейчас для неэтилированных бензинов в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, установлены следующие марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Октановое число этих бензинов, определенное моторным методом, равно соответственно 76 — 83 — 85 — 88. Стандарт разрешает применение для этих бензинов марганцевых антидетонаторов.

Дизельные двигатели имеют меньший удельный эффективный расход топлива — 170…180 г/элсч по сравнению с карбюраторными — 220…250 г/элсч ввиду большей степени сжатия. В конце сжатия, когда давление составляет 30 — 35 атм и температура 500…550°С, за 15…25° до ВМТ начинается и через 6…10°после ВМТ заканчивается впрыск топлива, которое сгорает, обеспечивая работу двигателя.

Дизельное топливо должно удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:

  • обладать хорошими низкотемпературными свойствами, не содержать механических примесей и воды
  • обеспечивать хорошее смесеобразование и испарение, для чего иметь оптимальную вязкость и фракционный состав
  • обладать хорошей воспламеняемостью, т.е. обеспечивать легкий запуск, мягкую работу двигателя и полное бездымное сгорание, что зависит от вязкости, химического и фракционного составов
  • не вызывать нагаро- и лакообразования
  • не содержать коррозийных продуктов

Дизельные топлива получают смешением в основном трех дистиллятов прямой перегонки: керосинового, газойлевого и частично солярового, с добавлением элементов каталитического крекинга. В зависимости от требующегося сорта дизельного топлива изменяют пропорцию при смешении компонентов. Например, соляровый дистиллят вводится лишь в летнее дизельное топливо, а арктическое дизельное топливо почти целиком состоит из керосинового дистиллята.

Автотракторное дизельное топливо вырабатывается трех сортов:

  • Л (летнее), применяемое при температуре окружающего воздуха 273 К (0 оС) и выше
  • З (зимнее) — для эксплуатации при температуре 253 К (-20 °С) и выше
  • А (арктическое), используемое при температуре 223 К (-50 °С) и выше

Смазочные материалы для автомобилей

Для обеспечения надежного смазывания и длительной работы механизмов в масла вводят присадки, которые улучшают эксплуатационные качественные показатели масел. Присадки представляют собой металлоорганические и другие сложные химические соединения. Их классифицируют в зависимости от выполняемых ими функций в масле.

Моторные масла

Классификация моторных масел в соответствии с ГОСТ 17479-72 предусматривает выпуск их с вязкостью от 6 до 20 сСт при 100°С с интервалом через 2сСт. По эксплутационным свойствам масла делят на шесть групп (А, Б, В, Г, Д, Е), отличающиеся количеством и эффективностью введенных присадок. Поэтому в марке указывается значение кинематической вязкости при 100°С и буква, которая позволяет выбрать масло для двигателей различной степени теплонапряженности.

Масла группы А не содержат присадок и в настоящее время не выпускаются. В масла группы Б вводили до 5% присадок и использовали их в малофорсированных карбюраторных двигателях старых марок.

Масла группы В предназначены для работы в среднефорсированных двигателях и содержат до 8 % присадок, а масла группы Г для форсированных двигателях содержат до 14 % присадок.

Масла групп Б, В, Г делятся на 2 подгруппы:

  • 1 — для карбюраторных двигателей
  • 2 — для дизелей

Эти индексы указываются в марке. Для работы теплонапряженных двигателей с наддувом предназначены масла группы Д.

Масла группы Е предназначены для малооборотных стационарных дизелей и в сельском хозяйстве не применяются.

Буква М в маркировке масла указывает на то, что масло моторное. Например, масло М-4з/8В2, моторное, класс вязкости 4, имеет вязкость 8 сСт при 100°С, содержит загущающую присадку и предназначено для среднефор- сированных двигателей.

Зимой применяются масла с вязкостью 8 сСт, а летом — 10 сСт. Для среднефорсированных двигателей грузовых автомобилей применяются масла М-8В1 и М-10Вь Для высокофорсированных двигателей автомобилей применяются масла М-8Г1 и М-10Г1.

Масло М-8В2 и М-10В2 применяется для среднефорсированных двигателей тракторов устаревших марок. Для двигателей тракторов К-700, К-701, Т-150К и ДТ-175С применяются только масла группы Г — М-8Г2 и М-10Г2 .

Для автомобилей КАМАЗ предназначено масло М-8Г2к и М-10Г2к, имеющие улучшенные моюще-диспергирующие, вязкостно-температурные свойства и более низкую зольность по сравнению с другими маслами группы Г. Это масло рекомендуется к использованию также для тракторов К-700 и К-701.

Для обеспечения эксплуатации высокофорсированных дизелей с наддувом выпускается в ограниченном количестве масло М-10Дм, имеющее улучшенные моющие и антиокислительные свойства.

Масла МС-14, МС-20, и МК-22 используются в поршневых авиационных двигателях, а цифра в их маркировке указывает вязкость в сСт при 100°С. Эти масла могут использоваться в высокофорсированных тракторных двигателях.

Принято следующее обозначение масел для двигателей различного назначения. Оно состоит из групп знаков:

  • первая буква М (моторное)
  • вторая — цифры, характеризующие класс кинематической вязкости
  • третья — прописные буквы (А, Б, В, Г, Д, Е), означающие принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам

Масла различных групп различаются эффективностью и содержанием присадок.

В марках масел, предназначенных для карбюраторных двигателей, указывают индекс 1, а для дизелей — индекс 2. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковыми буквами), индекса в обозначении не имеют. Масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первая буква характеризует качество масла при применении в дизелях, а вторая — в карбюраторных двигателях.

Примеры обозначения:
М — 8 — Вь где М — моторное масло; 8 — вязкость при 100 оС, мм2/с; В1 — для среднефорсированных карбюраторных двигателей;
М — 61/10 — Гь где 6 — класс вязкости, для которого вязкость при 255 К (-18 оС) находится до 10400 мм2/с; з (в индексе) — наличие загущающей (вязкостной) присадки, вследствие чего масло может быть использовано в качестве как зимнего, так и всесезонного; 10 — вязкость при 373 К (100 °С); T -для высокофорсированных карбюраторных двигателей.

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла используют для смазывания агрегатов и механизмов трансмиссий тракторов, автомобилей и других машин.

Трансмиссионные масла по вязкости делят на четыре класса (9, 12, 18 и 34), а по эксплуатационным свойствам — на пять групп (1…5) и маркируют следующим образом:

  • ТМ — трансмиссионное масло
  • первая цифра — группа масла
  • вторая — класс кинематической вязкости

Пример обозначения: ТМ-5-123(рк), где ТМ — трансмиссионное масло; 5 — наличие противозадирной высокоэффективной присадки многофункционального действия; 12 — класс вязкости (1100… 1399 мм2/с); з — наличие загущающей присадки; рк — обладает рабочеконсервационными свойствами.

Пластичные смазки представляют собой мазеобразные продукты, состоящие из минерального или синтетического масла (основы), загустителя, наполнителя, стабилизатора и присадок.

Технические жидкости

В качестве охлаждающих жидкостей в автотракторных двигателях применяют воду и низкозамерзающие жидкости (антифризы).

Антифризы представляют собой смесь этиленгликоля (двухатомного спирта) с водой и антикоррозионной присадкой. Промышленность выпускает антифризы марок 40 и 65. Эти антифризы предназначены для эксплуатации двигателей в холодное время года при температуре до 233…208 К (- 40…- 65 оС).

Низкозамерзающая жидкость «Тосол» предназначена для использования всесезонно в двигателях легковых (ВАЗ, ГАЗ и др.) и грузовых (ЗИЛ-4331, КамАЗ) автомобилей, тракторов К-701. Выпускают три марки этой жидкости: АМ, А-40 и А-65. «Тосол» марки АМ представляет собой концентрат, при разбавлении которого на 50 % дистиллированной водой получают антифриз с температурой застывания 238 К (- 35 °С). При соответствующем разбавлении «Тосола» марки АМ дистиллированной водой получают марку А-40 с температурой замерзания 233 К (- 40 °С) или А-65 с температурой замерзания 208 К (- 65 °С).

Тормозные жидкости предназначены для использования в гидравлическом приводе тормозов и сцеплений легковых и грузовых автомобилей. Выпускают несколько марок тормозных жидкостей, например: БСК, ГТЖ-22М, ГТЖА-2 («Нева»), «Томь» и «Роса».

Тема №2: «Горючее, смазочные материалы и специальные жидкости».

Учебные вопросы:

1. Классификация ГСМ используемого при эксплуатации БТВТ. Требование предъявляемые к ГСМ. Понятие об октановом и цетановом числе.

2. Назначение масел, смазок, их классификация. Марка масел и смазок применяемых при эксплуатации БТВТ.

3. Марки специальных жидкостей применяемых при эксплуатации БТВТ, НОЖ, их назначение. Основные свойства и порядок приготовления.

4. Простейшие способы определения пригодности топлив и масел к использованию. Меры безопасности при обращении с ГСМ.

1-й учебный вопрос: «Классификация ГСМ используемого при эксплуатации БТВТ. Требование предъявляемые к ГСМ. Понятиеоб октановоми метановом числе».

Читать еще:  Как правильно заряжать agm аккумулятор

В системах питания топливом боевых и транспортных машин используются бензины, реактивные и, дизельные топлива различных марок. (Топливо — это горючее вещество способное к выделению возможно большего количества тепла и развивающее высокую температуру).

Все топлива для БТВТ изготавливают из нефтепродуктов и представляют собой нефтяные фракции различного состава. Для получения топлив нефть нагревают и выделяют из нее фракции различающиеся температурой кипения. Такой процесс называют перегонкой нефти.

Однако выход готового продукта при прямой перегонке не превышает 20-30 %. Для увеличения выхода готового продукта оставшийся после перегонки мазут подвергают дальнейшей переработке с помощью термического или каталитического крекинга, риформинга, платформинга и т.п. Из мазута извлекают также основы для минеральных масел.

В качестве основного топлива для карбюраторных двигателей и дополнительного для многотопливных дизелей используются бензины.

Бензин — это смесь, углеводородов с температурой кипения от 40 до 200° С.

В связи с особенностями работы карбюраторных двигателей к бензинам предъявляются следующие требования:

— определенная детонационная стойкость;

— физическая и химическая стойкость;

— минимальное коррозионное воздействие;

— отсутствие механических примесей и воды.

ДЕТОНАЦИЯ — это процесс ненормально быстрого сгорания рабочей смеси при создании в цилиндре двигателя определенных условий (перегрузка двигателя, резкая подача топлива, высокая степень сжатия и т.п.). Скорость фронта горения при детонации достигает 1500-2000 м/сек вместо 20-25 м/сек при нормальном сгорании.

Антидетонационные свойства бензинов определяются на специальных лабораторных установках эталонных двигателях внутреннего сгорания, в которых сжигается смесь изооктана (C18H18) с нормальным гептаном (C7H17). Детонационная стойкость изооктана принимается за 100 ед., а стойкость нормального гептана за 0 ед. Процент содержания изооктана в эталонном топливе, соответствующем по своей детонационной стойкости исследуемому топливу называется ОКТАНОВЫМ ЧИСЛОМ. Этот метод определения октанового числа называют МОТОРНЫМ. Кроме того, существует несколько отличающийся, т.н. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ метод определения октанового числа, который проще моторного, но дает октановое число которое, как правило, на 5-6 ед. выше числа определенного по моторному методу. Бензины, октановое число которых определено по моторному методу маркируются буквой А. Например, А-80. Где цифра обозначает детонационную стойкость бензина. Бензины, октановое число которых определенно исследовательским методом маркируются буквами АИ, например АИ-93.

Для повышения детонационных свойств бензинов в них добавляются антидетонаторы — тетраэтилсвинец (ТЭС) или тетраметилсвинец (ТМС) в смеси с этиловой жидкостью. Этиловая жидкость служит для выноса свинца из зоны сгорания. Такие бензины называются ЭТИЛИРОВАННЫМИ. Повышая эксплуатационные свойства, антидетонаторы одновременно делают его особо ядовитым для человека и окружающей среды. Поэтому этилированные бензины окрашивают в яркие цвета, вводя различные красители.

В бронетанковой технике используются различные марки бензинов, выпускаемые промышленностью.

Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов с температурой кипения oт 200 до 350° С.

Дизельные топлива представляют собой прозрачную, более вязкую, чем бензин жидкость, окрашенную имеющимися в ее составе смолами в цвета от желтого (арктического топлива) до светло-коричневого, (летние сорта топлива).

К дизельному топливу предъявляют следующие требования:

— текучесть до возможно более низких температур;

— определенная вязкость и самовоспламеняемость;

— минимальное коррозионное воздействие;

— отсутствие механических примесей и воды.

Самовоспламеняемость дизельного топлива оценивается цетановым числом. Октановое число — это условный показатель самовоспламеняемости дизельного топлива, равный процентному содержанию цетана в смеси с альфаметилнафталином, которая при испытании на эталонном двигателе будет иметь такой же период задержки самовоспламенения как и испытываемые топлива

Основные дизельные топлива, предусмотренные ГОСТ 305-82, изготавливаются из продуктов прямой перегонки сернистых нефтей, подвергнутых гидроочистке и депарафинизации, смешанных с газойлем, и каталитического крекинга (20%).

В зависимости от температурных условий в БТВТ применяются следующие марки дизельных топлив:

— Л-0,2 — 40 при температуре окружающего воздуха выше 0°С; -3-0,2 — минус 35 при температуре окружающего воздуха от минус 20°С и выше:

— 3-0,2 — минус 45 при температуре окружающего воздуха от минус 30 0 С и выше:

-А-0,2 при температуре окружающего воздуха ниже минус 30°С.

В условное обозначение входят цифры, обозначающие массовую долю серы в топливе (0,2) и температуру вспышки (только для топлива марки Л).

ТОПЛИВА ДЛЯ PEAK ГИВНЫХДВИГАТЕЛЕЙ

Реактивные топлива применяются как основные для систем питания газотурбинных двигателей и как дополнительные для питания многотопливных дизелей.

Наработка дизельных двигателей на реактивных топливах их смесях с основными топливами ограничена и определяется заводской инструкцией.

В БТВТ применяются реактивные топлива марок РТ, ТС-1, T-2.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10794 — | 7379 — или читать все.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Горюче-смазочные материалы и эсплуатационные жидкости: виды, основные свойства и применение, хранение и транспортирование.

ГСМ: виды, характеристики

Горюче смазочные материалы (ГСМ)относятся к категории промышленных товаров, требования к качеству и процессу изготовления которых жестко регламентированы. Продажа ГСМ осуществляется, в основном, специализированными торговыми предприятиями.

Горюче смазочные материалы — это группа веществ, к которой относят автомобильный бензин, дизельное топливо, сжиженный газ, применяющийся в качестве топлива, а также различные масла для карбюраторных и дизельных двигателей внутреннего сгорания. Большинство из представленных ГСМ являются продуктами нефтепереработки.

Бензин обладает способностью к воспламенению. Удельная теплота сгорания бензина составляет примерно 44 Мдж/кг. Различные марки бензина (АИ-76, АИ-92, АИ-95 и др.) получают путем смешивания компонентов, выделяющихся на разных этапах нефтепереработки либо с помощью добавок повышающих октановое число

Дизельное топливо состоит из керосиново-газойлевых фракций нефти. Различают маловязкое и высоковязкое дизтопливо. Первое применяется для высокооборотистых двигателей быстроходных машин, например, для грузовых автомобилей. Высоковязкое используют для моторов, работающих на малых оборотах, в основном, это — тракторы, производственное оборудование. Удельная теплота сгорания дизельного топлива — 42.7 Мдж/кг.

Сжиженный или сжатый газ, вырабатывают из природного газа. В основном он состоит из метана, но содержит и другие компоненты — бутан, пропан, водород и др. Газ обладает интересной особенностью: он воспламеняется только в том случае, если присутствуют его испарения в воздухе строго в концентрации от 5 до 15%. Самовозгорание может произойти лишь при нагреве до 650 градусов по Цельсию. Газ имеет удельную теплоту сгорания от 28 до 46 МДж/м³.

Каждый из видов топлива имеет свойственный ему уровень детонации, который обозначается октановым числом. Оно характеризует способность топливной смеси оказывать сопротивление самовозгоранию при повышении давления. Чем выше октановое число, тем лучше: горение стабильнее, выше стойкость к детонации, которая оказывает разрушающее воздействие на двигатель. Так, АИ-92 имеет октановое число равное 92, а метан — 107,5. Можно заключить, что использование газа вызывает меньший износ двигателя. Применительно к дизельному топливу фиксируется цетановое число, которое обозначает временной отрезок от момента впрыска топлива до начала его горения.

Масла для различных типов двигателей — это горюче смазочные материалы для ухода за подвижными элементами мотора. Они делятся на три большие группы — минеральные, синтетические и полусинтетические. Первые являются продуктом переработки нефти, вторые синтезируются искусственно, третьи представляют собой смешанные основы первых двух видов.

Моторное масло подбирается исходя из типа двигателя (на легковом, грузовом транспорте, спецтехнике используются различные модели моторов) состояния систем автомобиля, которые определяются пробегом и степенью износа. Также на выбор данных ГСМ влияют погодные условия.

Продажа ГСМ осуществляется в широком ассортименте и основным показателем, который оценивается при выборе того или иного масла, является его вязкость. По данному параметру эти горюче-смазочные материалы подразделяются на шесть зимних и пять летних классов. Они обозначаются 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и 20, 30, 40, 50 и 60 соответственно. Чем выше число класса, тем большей вязкостью обладает масло. Существуют также всесезонные масла.

Использование некачественных ГСМ способно нанести вред механизмам и устройствам, поэтому лучше приобретать их у проверенных производителей и поставщиков.

Основные виды ГСМ

Моторное топливоВысокооктановые топливо
Газотурбинное топливоДизельное топливо
Реактивное топливоБензин
КеросинМазут
Моторное маслоПрисадки
ГСМ. Виды смазок.

Оптимальные условия хранения ГСМ

Горюче-смазочные материалы относятся к категории относительно неприхотливых продуктов в плане условий хранения. Для них практически не требуется специального складского оборудования и систем регулирования температурного режима. Специальная организация мест хранения может иметь место в случае с летучими материалами или продуктами с низкой морозоустойчивостью.

Хранение на открытых площадках
При хранении горюче-смазочных материалов на открытых площадках следует учитывать колебания температуры воздуха, которые могут привести к изменению давления в емкостях, а также вероятность конденсации влаги, что может повлиять на качество ГСМ. Еще один важный момент — попадание дождевой или конденсированной влаги на поверхность тары: в этом случае может пойти коррозия и пострадать маркировка. Следует обратить особое внимание на расположение емкостей. Установка пробками вверх чревата просачиванием дождевой (или конденсированной) влаги внутрь бочки, что может негативно отразиться на ее содержимом. Не менее важен выбор поверхности, на которую должны устанавливаться емкости с ГСМ — это опять же связано с воздействием влаги на поверхность тары. Недопустима установка резервуаров с горюче-смазочными материалами на землю.

Хранение в складских помещениях
Эффективность и сроки хранения горюче-смазочных материалов во многом определяются характеристиками складского помещения. Специфика данного вида продукции предполагает определенные требования — как в отношении расположения склада, так и в плане его оснащения. Тем не менее, эти показания выполнить достаточно просто — хранение горюче-смазочных материалов не требует приобретения специального складского оборудования.

Особое внимание следует обратить на атмосферный режим складского помещения. Обязательное требование для хранения горюче-смазочных материалов — сухость склада. Повышенная влажность может спровоцировать коррозию металлических емкостей для хранения ГСМ и вызвать утечку их содержимого. В отношении температуры складского помещения следует помнить о том, что перегрев некоторых горюче-смазочных материалов может вызвать испарение их компонентов, а значительное превышение средней температуры чревато возгоранием смесей. Если помещение склада предусматривает возможность организации различных тепловых зон, то в более теплом секторе желательно располагать густые масла и смеси с содержанием воды.

Читать еще:  Какой лучше залить антифриз красный или зеленый

Требования к емкостям для хранения ГСМ
Для хранения горюче-смазочных материалов, как правило, применяются специальные резервуары, покрытые изнутри эпоксидной смолой. Эти емкости конструируются с учетом циркуляции воздуха — резервуары оснащаются специальными клапанами, обеспечивающими доступ воздуха, но, в то же время, препятствующими попаданию влаги вовнутрь. Транспортировка ГСМ

Транспортировка ГСМ отличается повышенной сложностью организации и выполнения, так как огнеопасные грузы создают повышенный риск ДТП, а также угрожают окружающей среде. Для повышения безопасности необходимо правильно подобрать транспортные средства, емкости. Обязательным является оформление разрешительной документации.

Специально оборудованные цистерны для перевозки опасных грузов являются одним из наиболее подходящих транспортных средств. Особенно если необходимо перевезти ГСМ на сравнительно небольшое расстояние. В таком случае выбор иного транспорта не выгоден заказчику.

У некоторых групп нефтепродуктов условия перевозки и хранения существенно различаются. К таким относят:

жидкие — бензин, ДТ, печное топливо,

смазочные материалы (СМ),

Емкости для перевозки выбирают в зависимости от того, к какой группе относится ГСМ.

Цистерны для жидкого топлива

Оснащение цистерн для ГСМ контролируется ГОСТом 1510-84. Они должны быть снабжены нижними сливом и заливом, воздушными заглушками и системами контроля давления.

Заполняется цистерна не более чем на 95 процентов. С внутренней стороны стенки покрыты составом, который противостоит действию масла, бензина или пара. Кроме этого, вещество является электростатически безопасным. Регулярное техническое обслуживание цистерн осуществляется обязательно.

Если предстоит транспортировка небольшого объема нефтепродуктов, то применяются канистры или бочки, которые производятся из металла, полимерных материалов. Они грузятся и закрепляются на еврофурах подходящей грузоподъемности.

Емкости для перевозки густого топлива

Для транспортировки мазута также используются цистерны, оборудованные аналогичным образом. При необходимости применяются подогревающие устройства.

Вязкие материалы менее текучие, поэтому после слива в контейнерах возможен остаток. В соответствие с требованиями он не должен быть более 1 сантиметра. Действуют строгие правила по обеспечению безопасности: не принимается груз в таре с нарушенной герметичностью, без защиты от воспламенения и электростатики.

Контейнеры для СМ и битума

Горюче-смазочные материалы помещают в полимерные емкости, канистры, бочки и автоцистерны. В соответствии с ранее названным стандартом контейнеры выбирают и оснащают в зависимости от вязкости, температуры горения и вспышки, испаряемости масел.

Перед заполнением цистерны или иные емкости очищают. В сопроводительной документации обязательно указывают, какие смазочные материалы залиты в тару.

Для транспортировки битума применяют различные подогреваемые емкости. Если битум представлен в виде рулонов, может применяться упаковка из дерева, бумаги. Твердый ГСМ помещают в грузовой транспорт в пакетах, барабанах, мешках.

Дата добавления: 2017-01-21 ; просмотров: 6488 | Нарушение авторских прав

Презентация на тему» Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости: виды, основные свойства и применение, хранение и транспортирование. Химический состав.

ГОСУДАРСТВЕНН ОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАКЕЕВСКОЕ МНОГОПРОФИЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости: виды, основные свойства и применение, хранение и транспортирование. Химический состав.

Преподаватель биологии и химии

Просянок Ольга Анатольевна

На дне пролетариата оседает слой отверженных

и бесправных, советских париев,

которыми вынуждена, однако, широко

пользоваться такая важная отрасль

промышленности, как нефтяная

-Лев Троцкий, политический и

3.Химический состав топлива

4.Оптимальные условия хранения ГСМ

Горюче смазочные материалы (ГСМ)относятся к категории промышленных товаров, требования к качеству и процессу изготовления которых жестко регламентированы. Продажа ГСМ осуществляется, в основном, специализированными торговыми предприятиями.(Слайд 2)

Бензин обладает способностью к воспламенению. Удельная теплота сгорания бензина составляет примерно 44 Мдж/кг. Различные марки бензина (АИ-76, АИ-92, АИ-95 и др.) получают путем смешивания компонентов, выделяющихся на разных этапах нефтепереработки либо с помощью добавок повышающих октановое число.

Дизельное топливо состоит из керосиново-газойлевых фракций нефти. Различают маловязкое и высоковязкое дизтопливо. Первое применяется для высокооборотистых двигателей быстроходных машин, например, для грузовых автомобилей. Высоковязкое используют для моторов, работающих на малых оборотах, в основном, это — тракторы, производственное оборудование. Удельная теплота сгорания дизельного топлива — 42.7 Мдж/кг.

Масла для различных типов двигателей — это горюче смазочные материалы для ухода за подвижными элементами мотора. Они делятся на три большие группы — минеральные, синтетические и полусинтетические. Первые являются продуктом переработки нефти, вторые синтезируются искусственно, третьи представляют собой смешанные основы первых двух видов. (Слайд 3)

Продажа ГСМ осуществляется в широком ассортименте и основным показателем, который оценивается при выборе того или иного масла, является его вязкость. По данному параметру эти горюче-смазочные материалы подразделяются на шесть зимних и пять летних классов. Они обозначаются 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и 20, 30, 40, 50 и 60 соответственно. Чем выше число класса, тем большей вязкостью обладает масло. Существуют также всесезонные масла.

Химический состав топлива

(Слайд 5)

Оптимальные условия хранения ГСМ

Горюче-смазочные материалы относятся к категории относительно неприхотливых продуктов в плане условий хранения. Для них практически не требуется специального складского оборудования и систем регулирования температурного режима. Специальная организация мест хранения может иметь место в случае с летучими материалами или продуктами с низкой морозоустойчивостью.

Хранение на открытых площадках
При хранении горюче-смазочных материалов на открытых площадках следует учитывать колебания температуры воздуха, которые могут привести к изменению давления в емкостях, а также вероятность конденсации влаги, что может повлиять на качество ГСМ. Еще один важный момент — попадание дождевой или конденсированной влаги на поверхность тары: в этом случае может пойти коррозия и пострадать маркировка. Следует обратить особое внимание на расположение емкостей. Установка пробками вверх чревата просачиванием дождевой (или конденсированной) влаги внутрь бочки, что может негативно отразиться на ее содержимом. Не менее важен выбор поверхности, на которую должны устанавливаться емкости с ГСМ — это опять же связано с воздействием влаги на поверхность тары. Недопустима установка резервуаров с горюче-смазочными материалами на землю.

Хранение в складских помещениях
Эффективность и сроки хранения горюче-смазочных материалов во многом определяются характеристиками складского помещения. Специфика данного вида продукции предполагает определенные требования — как в отношении расположения склада, так и в плане его оснащения. Тем не менее, эти показания выполнить достаточно просто — хранение горюче-смазочных материалов не требует приобретения специального складского оборудования.

Особое внимание следует обратить на атмосферный режим складского помещения. Обязательное требование для хранения горюче-смазочных материалов — сухость склада. Повышенная влажность может спровоцировать коррозию металлических емкостей для хранения ГСМ и вызвать утечку их содержимого. В отношении температуры складского помещения следует помнить о том, что перегрев некоторых горюче-смазочных материалов может вызвать испарение их компонентов, а значительное превышение средней температуры чревато возгоранием смесей. Если помещение склада предусматривает возможность организации различных тепловых зон, то в более теплом секторе желательно располагать густые масла и смеси с содержанием воды.

Требования к емкостям для хранения ГСМ
Для хранения горюче-смазочных материалов, как правило, применяются специальные резервуары, покрытые изнутри эпоксидной смолой. Эти емкости конструируются с учетом циркуляции воздуха — резервуары оснащаются специальными клапанами, обеспечивающими доступ воздуха, но, в то же время, препятствующими попаданию влаги вовнутрь. Транспортировка ГСМ

Транспортировка ГСМ отличается повышенной сложностью организации и выполнения, так как огнеопасные грузы создают повышенный риск ДТП, а также угрожают окружающей среде. Для повышения безопасности необходимо правильно подобрать транспортные средства, емкости. Обязательным является оформление разрешительной документации.

Специально оборудованные цистерны для перевозки опасных грузов являются одним из наиболее подходящих транспортных средств. Особенно если необходимо перевезти ГСМ на сравнительно небольшое расстояние. В таком случае выбор иного транспорта не выгоден заказчику.

У некоторых групп нефтепродуктов условия перевозки и хранения существенно различаются. К таким относят:

жидкие — бензин, ДТ, печное топливо,

смазочные материалы (СМ),

Емкости для перевозки выбирают в зависимости от того, к какой группе относится ГСМ.

Цистерны для жидкого топлива

Оснащение цистерн для ГСМ контролируется ГОСТом 1510-84. Они должны быть снабжены нижними сливом и заливом, воздушными заглушками и системами контроля давления.

Заполняется цистерна не более чем на 95 процентов. С внутренней стороны стенки покрыты составом, который противостоит действию масла, бензина или пара. Кроме этого, вещество является электростатически безопасным. Регулярное техническое обслуживание цистерн осуществляется обязательно.

Если предстоит транспортировка небольшого объема нефтепродуктов, то применяются канистры или бочки, которые производятся из металла, полимерных материалов. Они грузятся и закрепляются на еврофурах подходящей грузоподъемности.

Емкости для перевозки густого топлива

Для транспортировки мазута также используются цистерны, оборудованные аналогичным образом. При необходимости применяются подогревающие устройства.

Вязкие материалы менее текучие, поэтому после слива в контейнерах возможен остаток. В соответствие с требованиями он не должен быть более 1 сантиметра. Действуют строгие правила по обеспечению безопасности: не принимается груз в таре с нарушенной герметичностью, без защиты от воспламенения и электростатики.

Контейнеры для СМ и битума

Горюче-смазочные материалы помещают в полимерные емкости, канистры, бочки и автоцистерны. В соответствии с ранее названным стандартом контейнеры выбирают и оснащают в зависимости от вязкости, температуры горения и вспышки, испаряемости масел.

Перед заполнением цистерны или иные емкости очищают. В сопроводительной документации обязательно указывают, какие смазочные материалы залиты в тару.

Для транспортировки битума применяют различные подогреваемые емкости. Если битум представлен в виде рулонов, может применяться упаковка из дерева, бумаги. Твердый ГСМ помещают в грузовой транспорт в пакетах, барабанах, мешках. (Слайд 6, 7, 8).

Биоэтанол — один из самых распространенных в мире видов жидкого биотоплива. Это спиртовое топливо, которое производиться из сельскохозяйственной продукции, содержащей сахар или крахмал (кукуруза, сахарный тростник). Но используемый в алкогольной продукции спирт отличается от топливного этанола. Последний производиться укороченной дистилляцией и не содержит воды, а метанол и сивушные масла делают его абсолютно непригодным для питья. Главным поставщиками этанола являются Северная и Южная Америка, причем большую часть производства (45%) приходится на Бразилию. Однако государственные программы по расширению производства этанола в США и Канаде в скором времени выведут Северную Америку в лидеры на биотопливном рынке. Евросоюз также издал закон о доведении доли автомобильного топлива из возобновляемого сырья до 6%, увеличив объемы производства этанола в Испании, Франции, Италии и Германии. На африканском континенте 70-процетную долю всего этанола производит ЮАР. И даже такие гиганты, как Индия и Китай увеличивают долю этанола на рынке до 5%.

Читать еще:  Как проверить диодный мостик

Бутиловый спирт является одним из представителей одноатомных спиртов. Впервые был получен еще в середине 19 века, но массовое производство было налажено в начале 20-го. Сырьем для биобутанола может служить свекла, сахарный тросник, маниока, пшеница и даже целлюлоза. В России в ближайшее время будут построены 30 заводов по производству биобутанола из древесины, то есть из отходов деревообработки (опил, щепки). Удачные испытания на таком биотопливе дважды прошла Лада Калина .

Биобутанол — это универсальный вид биотоплива. Он может участвовать в работе двигателя, смешиваясь с бензином, либо являться самодостаточным источником энергии. Его энергетическая ценность выше, чем у этанола. Ценность биэтанола по сравнению с бензином составляет 75%, когда как у биобутанола она равна 95-98%. Еще одно направление в автомобильной промышленности, где биобутанол может оказаться крайней полезным — это топливные элементы и производство водорода. Бутанол совместно с биоводородом может получаться из биомассы термохимическим методом.

Основным сырьем для биодизеля служат жирные масла, иногда для производства применяются эфирные. Главными поставщиками этого вида биотоплива считаются Германия (рапс) и США (соя). Однако наиболее перспективным источником получения биодизеля являются водоросли. В конце семидесятых, в период глобального энергетического кризиса, в Америке стали исследоваться водоросли и наиболее эффективные способы их выращивания. Но как только цены на нефть упали, это направление потеряло свою актуальность.

Сегодня этот вид биотоплива снова набирает популярность. Он может использоваться как смесь для дизеля, либо самостоятельно в качестве 100-процентного биологического топлива. Нужно отметить, что биодизель безвреден для окружающей среды, микроорганизмы способны переработать его на 99% в течение одного месяца. Автомобиль, работающий на биологическом дизельном топливе, выделяет такое же количество углекислого газа, которое было поглощено растением (исходным сырьем для масла) в течение всей его жизни.

Уже сложно представить нашу жизнь без биологического топлива. Если оно исчезнет цены на нефть и бензин тут же вырастут на 15-20%. Тем не менее, все эти виды биотоплива не смогут полностью заменить нефть. По оценкам специалистов максимальная доля возобновляемого топлива в будущем составит 20-30%.

2. Классификация и назначение автомобильных эксплуатационных материалов

Материалы, обеспечивающие работу автомобиля, называются эксплуатационными.

Основными автомобильными эксплуатационными материалами являются топлива, смазочные масла, смазки пластичные и специальные жидкости (рис. 1).

Рис. 1. Классификация автомобильных эксплуатационных материалов

Основное назначение всех автомобильных эксплуатационных материалов состоит в обеспечении надежности техники и сохранении возможности выполнения техникой заданных функций в течение установленного ресурса с сохранением требуемых эксплуатационных показателей.

ТОПЛИВА. Предназначены для удовлетворения энергетических потребностей двигателя путем превращения химической энергии в тепловую.

Жидкие нефтяные топлива получают при переработке нефти. Они являются основным источником энергии для современных двигателей внутреннего сгорания за счет превращения химической энергии углеводородов в тепловую. На автомобильной технике применяются два основных класса жидкого нефтяного топлива: автомобильные бензины и дизельные топлива.

Автомобильные бензины – жидкие нефтяные топлива для использования в поршневых двигателях с искровым зажиганием наземной техники.

Дизельные топлива – жидкие нефтяные топлива для использования в двигателях с воспламенением топливо-воздушной смеси от сжатия.

Альтернативные топлива получают из нетрадиционных видов сырья.

^ СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА. Предназначены для снижения затрат энергии на трение и обеспечение надежности эксплуатации машин и механизмов. По области применения смазочные масла делятся на классы: моторные, турбинные, цилиндровые, трансмиссионные, редукторные, компрессорные, электроизоляционные, вакуумные, приборные, консервационные и специализированные. По масштабам применения на автомобильной технике и своему значению моторные и трансмиссионные масла занимают ведущее место.

^ Моторные масла. Применяются на поршневых двигателях с искровым зажиганием и дизелях для смазки коренных и шатунных подшипников, подшипников и шестерен распределительного вала, поршневых пальцев, штоков, толкателей клапанов и др.

Трансмиссионные масла. Применяются для смазки механических, гидромеханических и гидрообъемных трансмиссий.

^ СМАЗКИ ПЛАСТИЧНЫЕ. Предназначены для снижения износа трудящихся поверхностей, консервации изделий, герметизации уплотнений и соединений.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ. Предназначены для использования в качестве рабочих тел в различных гидравлических системах, в качестве теплоносителей в системах охлаждения и для других технических целей.

^ Жидкости для гидросистем. Предназначены для гидропередач, тормозных систем, амортизаторов, тормозных устройств.

Охлаждающие жидкости. Предназначены для охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

^ Технические жидкости предназначены для проведения различных технических работ, связанных с ремонтом, обслуживанием и эксплуатацией автомобиля в особых условиях.

К техническим жидкостям относятся нефтяные растворители, противокристаллизационные, противооблединительные и пусковые жидкости.

^ 3. Классификация эксплутационных свойств

В основу классификации эксплутационных свойств топлив и смазочных материалов положены определяющие их химмотологические процессы и функциональное предназначение.

Все эксплутационные свойства делят на три группы:

Свойства, определяющие надежность и эффективность применения.

Свойства, определяющие сохранение качества в условиях хранения, транспортирования и заправки.

Свойства, определяющие экологическую безопасность применения.

1)Основными эксплуатационными свойствами, определяющими надежность применения топлив и смазочных материалов, являются:

^ Для топлив: испаряемость, воспламеняемость и горючесть, склонность к образованию отложений, совместимость с конструкционными материалами, смазывающая способность и прокачиваемость;

^ Для моторных масел: смазывающая способность, склонность к образованию отложений, совместимость с конструкционными материалами, прокачиваемость;

Для трансмиссионных масел: смазывающая способность;

Для пластичных смазок: смазывающая способность и совместимость с конструкционными материалами.

2) Сохраняемость представляет эксплутационное свойство, определяющее стабильность показателей качества при хранении.

Способность топлива (смазочного материала и др.) сохранять свои начальные свойства называют стабильностью. Различают стабильность физическую и химическую.

3) Экологические свойства топлив, смазочных масел, пластических смазок и специальных жидкостей характеризуют особенности и результат их воздействия на человека и окружающую среду.

Для обеспечения экологической безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении на технике необходимо учитывать характеристики токсичных и пожаро(взрыво)- опасных свойств топлив, смазочных материалов и жидкостей.

интетические смазочные материалы состоят из молекул, в которых изменяются сложные химические процессы и обеспечивают более высокую производительность в экстремальных условиях температуры, давления и силы. Минеральные смазочные материалы состоят из молекул, присутствующих в сырой нефти, разделяются в процессе дистилляции, на нефтеперерабатывающих заводах.

Что такое ГСМ – расшифровка и описание

ГСМ – это «горюче-смазочные материалы», различная продукция, изготовленная из нефти. Эти товары относятся к разновидности промышленных, поэтому их реализация выполняется исключительно специализированными компаниями.

Изготовление всего, что относится к ГСМ, происходит в строгом соответствии принятым нормами и требованиям. Поэтому каждая партия должна обязательно сопровождаться документацией с результатами лабораторных исследований, подтверждающей ее качество.

Купить ГСМ сегодня довольно просто. В целом, в понятие горюче-смазочных материалов входит обширный список продуктов нефтепереработки, использующихся в качестве:

  • Горючего – бензин, дизель, керосин, попутный нефтяной газ.
  • Смазочных материалов – масла для моторов и трансмиссий, а также пластичные вещества.
  • Технических жидкостей – тосол, антифриз, тормозная жидкость и так далее.

Горюче-смазочные материалы – продукты, получаемые в результате перегонки нефти


Виды топлива, относящиеся к ГСМ

Так, как из всего, что относится к горюче-смазочным материалам, большая часть является топливом, остановимся на его видах подробнее:

  • Бензин. Обеспечивает работу двигателей внутреннего сгорания. Отличается быстрой воспламеняемостью, которая в механизмах совершается в принудительном порядке. При выборе нужного горючего следует руководствоваться такими характеристиками, как состав, октановое число (влияющее на детонационную стабильность), давление паров и пр.
  • Керосин. Изначально выполнял осветительную функцию. Но наличие особенных характеристик сделали его основным компонентом ракетного топлива. Это высокий показатель испаряемости и теплоты сгорания керосина ТС 1, хорошая переносимость низких температур, уменьшение трения между деталями. Учитывая последнее свойство, его часто используют также как смазку.
  • Дизтопливо. Главными его разновидностями являются маловязкое и высоковязкое топливо. Первое применяется для грузового транспорта и другой быстроходной техники. Второе – для низкооборотистых двигателей, например, промышленного оборудования, тракторов и т.д. Доступная цена топлива, низкая взрывоопасность и высокий КПД делают его одним из самых востребованных.

Природный газ в жидком состоянии, также используемый для заправки автомобилей, не является продуктом переработки нефти. Поэтому, согласно принятым стандартам, он не относится к ГСМ.

Три основных вида топлива, относящиеся к ГСМ


Смазочные масла как разновидность ГСМ

Что означает ГСМ, когда речь заходит о маслах? Этот нефтепродукт является неотъемлемым элементом любого механизма, поскольку его основная задача – уменьшение трения между частями машин и их защита от износа. По консистенции смазки делятся на:

Их качество зависит от наличия в составе присадок – дополнительных веществ, улучшающих эксплуатационные характеристики. Добавки могут улучшить как один, так и несколько показателей сразу. Различают, например, противоизносные или же моющие, оберегающие запчасти от наслоения отложений.

Особенности состава добавок к моторному маслу


По способу изготовления масла делятся на:

  • Синтетические.
  • Минеральные.
  • Полусинтетические.

Последние являются симбиозом веществ, полученных искусственным путем с натуральными результатами нефтепереработки.

Чтобы сразу становилось понятно при взгляде на любую упаковку ГСМ, что это такое, каждый продукт имеет свою маркировку. По ней определяют, для каких целей он предназначен. В эти показатели входит качество, вязкость, наличие присадок, соответствие определенному времени года.

Разновидности ГСМ от тюбиков со смазкой до бочек с топливом


В этой статье мы осветили, что такое ГСМ, расшифровали аббревиатуру и рассказали, для чего применяются те или иные продукты. Предоставленной информации будет достаточно в качестве ознакомительного материала.

Чтобы более подробно узнать о том, что такое горюче-смазочные материалы и какие из них лучше всего подойдут для поставленных целей, обращайтесь к специалистам компании «Аммокс».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector