Как проверить гелевый аккумулятор в домашних условиях - Авто журнал Альянс Авто
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить гелевый аккумулятор в домашних условиях

Как оживить гелевый аккумулятор

Источники постоянного тока с загущенным электролитом используются в автомобилях и блоках бесперебойного питания. В процессе эксплуатации происходит износ устройств, негативно влияющий на емкость. Владельцам, желающим сэкономить на приобретении новых батарей, необходимо знать, как восстановить гелевый аккумулятор.

Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов

Гелевые батареи, относящиеся к химическим свинцово-кислотным источникам постоянного тока, отличаются агрегатным состоянием электролита. Рабочая жидкость состоит из смеси серной кислоты и дистиллированной воды с добавлением силиконового загустителя.

Раствор, имеющий консистенцию густого желе, заполняет промежутки между отрицательными и положительными электродами, повышая энергоемкость и прочность конструкции. Густой раствор обеспечивает удержание образующихся при работе батареи газов, которые затем рекомбинируются в ходе химических реакций.

Гелевый аккумулятор можно восстановить.

Для удержания геля используется сепаратор, изготовленный из пористого пластика. Материал обеспечивает сохранение прочностных характеристик при нагреве или механических нагрузках. Сепаратор способствует сохранению стабильного зазора между пластинами и исключает вероятность короткого замыкания.

Для улучшения контакта густого электролита с положительной пластиной используется дополнительная прокладка из стекловолокна (толщиной 0,3-0,4 мм).

Для изготовления положительных и отрицательных пластин используется сплав из свинца и кальция с добавкой олова. Материал обеспечивает увеличение срока эксплуатации аккумулятора и поддерживает стабильный пусковой ток. Гелевая батарея допускает несколько сотен циклов разрядки и зарядки без утери начальных характеристик емкости.

Еще одним отличием гелевых источников питания является способность работать при наклоне корпуса. Густой электролит не вытекает из промежутка между пластинами даже при повороте корпуса на угол более 90°.

Батареи с гелевым наполнителем допускают глубокую разрядку при подключении энергоемкого внешнего оборудования. Конструкция устройства допускает выведение из состояния глубокого разряда. Не требуется подключения внешнего источника питания сразу после разрядки аккумулятора.

Глубокая разрядка частично заряженной батареи не оказывает негативного влияния на емкость устройства. Густой электролит обеспечивает низкий саморазряд аккумулятора, дополнительно увеличивающий срок службы изделия.

Как проверить гелевый аккумулятор

Обслуживание и проверка источника питания гелевого типа состоит из следующих этапов:

  1. Проведение визуального осмотра корпуса на предмет появления вздутий или трещин.
  2. Проверка полости банок, не допускается крошение пластин и электролита.
  3. Проведение замера напряжения на клеммах в состоянии покоя тестовым прибором. Затем производится подключение нагрузочной вилки, имитирующей работу стартера двигателя или внешней нагрузки. Сопротивление удерживается в подключенном состоянии на протяжении 4-5 секунд, затем владелец визуально оценивает быстроту восстановления исходного напряжения. Исправный аккумулятор показывает под нагрузкой напряжение в пределах от 11,5 до 12 В.

Подлежит ли гель восстановлению

Устройство гелевого аккумулятора.

Заводы-изготовители не рекомендуют проводить восстановительные работы, поскольку при выходе из строя гелевого аккумулятора происходит необратимое разрушение пластин и корпуса. После проведения проверки владелец может попытаться вернуть исходные параметры батареи, но манипуляции не гарантируют положительного результата. Для восстановления устройства применяется методика доливки дистиллированной воды с последующей зарядкой от внешнего источника питания.

Для восстановительных работ отбираются батареи гелевого типа, имеющие напряжение на контактных штырях в пределах от 50 до 60% номинального параметра. Если напряжение снижено на 25-30%, то источник питания удается восстановить до начальной емкости. Изделия с пониженными характеристиками восстанавливаются частично.

Основные правила безопасной зарядки

Правила безопасной зарядки гелевых батарей:

  1. Перед проведением зарядки изделие отключается от внешней цепи (от бортовой сети машины или электропроводки блока автономного питания). Батарея устанавливается в проветриваемом помещении, корпус и контактные штыри очищаются от налета пыли и окислов.
  2. Для обслуживания гелевых аккумуляторов используется специальное зарядное приспособление. Применять стандартные блоки, предназначенные для зарядки малосурьмянистых свинцово-кислотных устройств, запрещено.
  3. Для обеспечения сохранности рабочих характеристик сила тока в цепи заряди не превышает 10% от емкости батареи (параметр указывается на корпусе). Например, для восстановления аккумулятора емкостью 72 А*ч необходимо выставить параметр на уровне 7,2 А. Для проверки значения используется штатный прибор, установленный в зарядном блоке. Допускается применение дополнительного тестового прибора, который вводится в цепь питания.
  4. Если владелец хочет восстановить емкость в ускоренном режиме, то зарядный ток увеличивается на 30% от исходного значения. Допустимый параметр указывается на заводской бирке на корпусе (поле Max Initial Current). Ускоренная методика подзарядки оказывает негативное воздействие на элементы конструкции, злоупотреблять функцией не следует.
  5. При восстановлении емкости гелевой батареи требуется поддерживать напряжение в пределах 14,3-14,5 В. Точное значение параметра указывается на корпусе аккумулятора. Запрещается повышать напряжение в цепи зарядки более допустимого предела, поскольку начинается размягчение гелевого состава с потерей исходных характеристик.

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Восстановление батареи с загущенным электролитом выполняется по методике, стандартной для свинцово-кислотных источников тока.

Поскольку причиной падения характеристик является снижение плотности и подвижности рабочего раствора, то необходимо ввести в банки дистиллированную воду. Из-за конструктивных особенностей процесс реанимации батареи требует от владельца знаний электротехники и внимательности.

Заливка дистиллята

Заливать дистиллят нужно правильно.

Процедура ремонта батареи путем заливки дистиллированной воды состоит из этапов:

  1. Снять верхнюю декоративную крышку, защищающую резиновые вентиляционные пробки.
  2. Протереть поверхность корпуса от пыли, а затем последовательно снять защитные колпачки. Существуют модификации батарей гелевого типа с пластиковыми индивидуальными крышками, установленными в каждой банке. Если крышки запаяны, то для доливки воды потребуется просверлить коротким сверлом отверстия диаметром 2-3 мм.
  3. Ввести в полость каждой банки по 1,5-3 см³ дистиллированной воды. Жидкость заливается при помощи медицинского шприца с удлинительной трубкой, рекомендуется равномерно распределить воду по видимой поверхности электролита. Заполнять банку водой запрещается, поскольку излишек влаги негативно влияет на электрохимические параметры батареи.
  4. Выдержать паузу 2-3 часа, необходимую для впитывания воды гелевым составом. Залить дополнительно 1,5-3 см³ и снова дождаться окончания впитывания жидкости. Одновременно тестовым прибором проверяется напряжение на клеммах. При восстановлении характеристик электролита происходит рост напряжения.
  5. Закрыть резиновые пробки и установить на место крышки. Если в заглушках сверлились дополнительные отверстия, то каналы заделываются герметиком.
  6. Подключить батарею к внешнему зарядному блоку для восстановления емкости.

Восстановление с помощью длительной зарядки АКБ

Длительная зарядка гелевого аккумулятора выполняется после заливки банок дистиллированной водой. Часть владельцев рекомендует установить на крышку дополнительный груз, опасаясь выдавливания пробок давлением газа. При длительной зарядке гелевых источников тока активного газообразования не происходит, в конструкции крышки предусмотрен клапан для стравливания излишков давления в атмосферу.

Параметры зарядки устанавливаются в пределах, указанных на заводской этикетке. Описанная в ряде источников методика восстановления напряжением 20-30 В категорически запрещена, поскольку приводит к ускоренной деградации электролита и разрушению пластин. При длительной зарядке производится снижение силы тока в цепи с пропорциональным увеличением времени восстановления. Последующие циклы разрядки и зарядки позволяют восстановить емкость батареи.

Циклическая зарядка

При утере емкости необходимо разрушить кристаллы сульфата свинца, образовавшиеся на поверхности электродов и активной массы. Вернуть исходные параметры возможно путем последовательных зарядок и разрядок. Батарея подключается к зарядному блоку и восстанавливается до максимально допустимого уровня.

Затем к клеммам подсоединяется устройство с небольшой мощностью (например, малогабаритный вентилятор или автомобильная лампа, рассчитанная на напряжение на 12В).

Разрядка прекращается при падении напряжения на клеммах до 10,5 В.

Зарядное устройство для зарядки гелевого аккумулятора.

Проведение 4-5 тренировочных циклов позволяет восстановить емкость батареи с исправными электродными пластинами. Если произошло разрушение сетки и выпадение активной массы, то циклическая зарядка не обеспечивает восстановления характеристик. Владелец может продолжить эксплуатацию источника питания с пониженной емкостью или приобрести новое изделие.

Как продлить устройству период работы

Основные способы продления срока работы аккумуляторов гелевого типа:

  1. Данные батареи рассчитаны на высокий разрядный ток, что обеспечивает устойчивость к коротким замыканиям. Но перегрев элементов внешней цепи приводит к возгоранию деталей и повреждению аккумулятора. Для продления срока службы источника питания следует предусмотреть плавкую вставку около положительной клеммы.
  2. Устройство следует хранить в заряженном состоянии при температуре 20°С (допускается кратковременное складирование при показателях -20…+50°С). В процессе хранения проверяется напряжение на клеммах, при падении параметра до 12,6 В производится подзарядка. При дальнейшем падении значения начинается сульфатация пластин, приводящая к уменьшению емкости.
  3. При установке батареи в блок бесперебойного питания рекомендуется использовать модуль подзарядки на основе солнечных батарей. Устройства обеспечивают поддержание заданного напряжения на клеммах, срок эксплуатации аккумуляторов достигает 12 лет.
  4. После расконсервации гелевого аккумулятора производится выравнивающая зарядка, позволяющая скорректировать параметры по банкам. Напряжение восстановления указывается на заводской этикетке или запрашивается у изготовителя батареи.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Владелец может попытаться реанимировать гелевую батарею с неповрежденными электродами и целым корпусом. Если отмечено раздувание кожуха, то дефект указывает на выпадение активной массы из электродных пластин. Деформация кожуха определяется при визуальном осмотре, подобные источники питания восстановлению не подлежат. Невозможно выполнить ремонт источников питания с разбитыми пластиковыми корпусами, заклеивать или запаивать трещины запрещается.

Дополнительным способом проверки изделия является определение состояния пластин. В домашних условиях тестирование проводится путем встряхивания батареи. Если произошло разрушение элементов, то из корпуса будет доноситься посторонний звук.

Владелец может визуально осмотреть полость через технологические отверстия. Если на электродах обнаружены повреждения, то оживить аккумулятор не получится. Восстанавливаются лишь устройства с пересохшим слоем электролита, что негативно влияет на емкость изделия.

Как оживить гелевый аккумулятор

Срок службы гелевой батареи (АКБ), по утверждению производителей, — не менее 10 лет. На практике необходимость ее ремонта или замены становится очевидной спустя 3-4 года, когда наблюдается снижение емкости или высыхает электролитный раствор. Изделие относится к категории необслуживаемых элементов, но опытные владельцы транспортных средств знают, как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях.

Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов

От свинцово-кислотных аналогов такие АКБ отличаются рядом технических характеристик и составом электролита. Связующим раствором в нем служит дистиллированная вода с добавлением силикагеля, который наглухо запечатывает содержимое корпуса.

Это позволяет избежать испарений химических веществ, что сказывается на уровне экологичности устройства — его можно устанавливать не только в салоне машины, но и в жилых помещениях. Кроме того, благодаря отсутствию выброса газов обеспечивается их повторное участие в рабочем процессе и увеличивается срок службы изделия.

Еще одним преимуществом АКБ является возможность размещать ее в любом положении — на боку или вверх дном, в то время как кислотные батареи нуждаются в строго вертикальной фиксации.

Аккумуляторы с гелевым электролитом не требуют глубокой подзарядки, быстро заряжаются и сохраняют ресурс в режиме ожидания в течение 2 лет.

Из-за увеличения количества циклов заряда-разряда возможно более интенсивное использование таких изделий.

Среди негативных особенностей подобных батарей отмечают:

  1. Неустойчивость к низкой температуре. При -50⁰C электролит замерзает и становится ломким.
  2. Быстрый выход из строя при подаче напряжения свыше 15 В.
  3. Высокую цену.

Как проверить гелевый аккумулятор

При отсутствии явных изъянов устройство проверяют с помощью вольтметра и нагрузочной вилки, в течение 3-4 секунд имитирующей работу стартера. Нагрузку подключают после установки значений напряжения на клеммах, а далее на короткий период подсоединяют импровизированный движок.

Темпы восстановления электродвижущей силы оценивают, наблюдая за стрелкой вольтметра, которая должна подниматься обратно.

Быстрое падение тока свидетельствует о том, что аккумулятор почти израсходовал свой ресурс, новое устройство заряжается долго. Если изменений не происходит, напряжение можно увеличить, прибавляя постепенно по 5 В. В ходе операции следует обратить внимание на то, чтобы температура прибора не превышала 40-45⁰С.

Читать еще:  Как поставить тракторный мост на уаз

Подлежит ли гель восстановлению

Основанием для восстановления АКБ служит высыхание влаги в электролите. Для проверки уровня жидкости в банках крышку аккумулятора вскрывают ножом либо другим острым инструментом. При возвращении крышки в первоначальное положение необходимо убедиться в отсутствии на клапанах грязи.

Из-за нее они могут не закрыться, и гель будет высыхать быстрее. Кроме того, учитывают целостность корпуса устройства и его содержимого. Объем сохраненного в аккумуляторе заряда должен составлять не менее 30% от положенной величины.

Основные правила безопасной зарядки

Зарядку гелевого аккумулятора можно выполнять в домашних условиях. Главное — обеспечить поступление постоянного тока. Процедуру проводят с помощью зарядного устройства на 12В, которое применяется только для гелевых приборов.

Такие зарядки можно изготовить своими руками. От других изделий их отличает возможность контроля над поступающим напряжением. Этот показатель рекомендуется выставлять в размере 0,1 от мощности батареи, зарядное время при этом составит около 12 часов. Прибор, рассчитанный на устройства кислотного типа, использовать нельзя.

АКБ заряжается полностью и с низким уровнем энергии не эксплуатируется.

Долгое пребывание в разряженном состоянии приводит к снижению емкости. Предупредить эту ситуацию позволят регулярные подзарядки аккумулятора.

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Гелевые аккумуляторы более требовательны к обслуживанию, поэтому для их восстановления нужна большая аккуратность. В ходе процедуры используются следующие инструменты:

Для восстановления уровня электролита потребуется дистиллированная вода, ее можно купить в аптеке.

Заливка дистиллята

Аккумулятор разбирают, сняв с него верхнюю крышку, после чего пинцетом удаляют резиновые колпачки клапанов. Затем шприцем добавляют в каждую банку по 2 мл дистиллята. Заливать жидкость нужно постепенно, по мере впитывания воды в гель. Восстановленный уровень должен полностью покрывать свинцовые пластины, а излишек влаги откачивают тем же шприцем.

В ряде случаев вместо дистиллированной воды в АКБ заливают электролит. Это сработает, если АКБ старая и реанимировать ее нужно временно.

Восстановление с помощью длительной зарядки АКБ

После добавления дистиллированной жидкости клапаны возвращают на место и закрывают крышкой, которую фиксируют скотчем или клеем, а сверху укладывают груз. Это необходимо для того, чтобы предотвратить срыв клапанов под действием выделяющегося газа.

При подключении батареи к зарядному устройству на вольтметре выставляют значение 14-15 B и дожидаются, когда аккумулятор восстановит потребление тока (в течение 14 часов). Если этого не произошло, напряжение повышают до 20 B.

Важно не оставлять батарею без присмотра, поскольку восстановление электролита приводит к резкому падению нагрузки и может спровоцировать задымление и выгорание устройства. Поэтому, как только пойдет ток, уровень электродвижущей силы снижают до 14 B и продолжают заряжать АКБ в стандартном режиме, т. е. зарядом, равным 0,1 от ее номинальной емкости.

Циклическая зарядка

Метод используется при сильной потере емкости. Он предполагает проведение 3-4 повторяющихся циклов зарядки и разрядки.

Первые две проводятся под высоким напряжением в 25-30 B, которое по мере увеличения потребления тока постепенно снижается до 14 B. Для разрядки используют лампочку на 5-10 Вт, при этом необходимо следить за тем, чтобы разность потенциалов не оказалась ниже отметки 10,5-11 В.

После восстановления батарею заряжают в стандартном режиме. Если вернуть аккумулятору всю мощность не удалось, его используют с неполным зарядом либо приобретают новую модель.

Как продлить устройству период работы

Срок службы гелевого аккумулятора зависит от условий эксплуатации и ухода за ним. Не рекомендуется допускать полной разрядки батареи.

Если это произошло, применяют ограниченную схему восполнения заряда — не в 10%, а в 5% от заявленной емкости — и вдвое увеличивают время процесса. Потери энергоемкости при таких действиях меньше, чем при стандартном способе.

Для того чтобы не было подобных ситуаций, следует приобрести мультиметр. В профилактических целях регулярно проверяют правильность крепления клемм и 1 раз в квартал производят полный цикл зарядки батареи.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

  1. При вздутии банок, которое вызывается отслоением геля от пластин. Подобный дефект определяют визуально.
  2. При разрушении содержимого корпуса в результате продолжительного воздействия высокой температуры. Если во время осмотра АКБ из нее доносятся посторонние звуки, элемент «оживить» нельзя. Можно также просветить отверстия банок и убедиться в том, что свинцовые пластины утратили первоначальный внешний вид.

Правильным решением в таком случае будет покупка новой гелевой батареи.

Восстановление гелевых аккумуляторов

Как восстановить гелевый аккумулятор? Такой вопрос возникает у собственников автомобилей, скутеров, прочей техники через 3–4 года из-за стремительной потери емкости и испарения влаги из электролита. Чаще всего вышедшие из строя АКБ заменяют новыми. Частично изношенные батареи подлежат восстановлению. Перед тем как начать процесс «реанимации» источника питания, нужно обратить внимание на ряд моментов.

Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов

Принцип работы гелевых батарей схож с тем, который используется в кислотных герметизированных аккумуляторах. Хотя производители выделяют 2 отличия.

Электролит представлен в виде геля, состоящего из дистиллированной воды, серной кислоты. Поэтому АКБ и получила такое название. Некоторые автомобилисты называют аккумуляторы гелиевыми. Это неправильно, поскольку для их заправки применяется не газ.

Недопустим и перезаряд гелевой батареи, приводящий к стремительной потере емкости. Зарядное напряжение лучше поддерживать на уровне 14–16 В.

Среди положительных качеств выделяют:

  • Глубокую подзарядку аккумулятора осуществлять не нужно. Ведь скорость восстановления заряда не влияет на состояние пластин электродов.
  • Минимальные потери энергии (не более 20%) в состоянии покоя.
  • Количество циклов заряда-разряда увеличено. Поэтому допускается более активная эксплуатация.

Как проверить гелевый аккумулятор?

Восстановление эксплуатируемых гелевых аккумуляторов – процедура, требующая определенных усилий. Поэтому необходимо точно знать, в каких случаях приступать к ней нецелесообразно.

  1. Вздутие банок. Возникает такой эффект из-за отслоения геля от свинцовых пластин. Такую батарею оживить или реанимировать невозможно. Определить недочет можно во время осмотра.
  2. Нарушение целостности пластин. Внутреннее содержимое банок разрушается под воздействием высоких температур, а также при подаче чрезмерного большого зарядного напряжения. Проверить аккумулятор можно, заглянув внутрь через предварительно сформированное отверстие. При полном или частичном разрушении пластин, стекловолокна проблема выявляется на слух. Если при тряске слышен шум, то гелевую АКБ необходимо утилизировать.

Если видимые дефекты не установлены, то нужно подготовить прибор для проверки. Для этих целей подходит вольтметр, дополненный нагрузочной вилкой. Для того чтобы получить точные значения, нужно:

  1. Установить значение напряжения на клеммах.
  2. Подключить нагрузку.
  3. В течение 3–4 секунд имитировать работу стартера.
  4. Оценить скорость восстановления напряжения.

Если ток падает достаточно быстро, то срок эксплуатации АКБ подходит к концу. Выявить неисправность можно, обратив внимание на скорость зарядки. К примеру, новый гелевый аккумулятор заряжается достаточно долго. Для зарядки старой АКБ требуется значительно меньше времени.

Своевременно выявить проблемы несложно. Для этого требуется качественное обслуживание гелевых аккумуляторов, выполнение рекомендаций производителей.

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи?

Несмотря на то, что гелевые АКБ относят к необслуживаемым изделиям, можно попробовать их оживить в домашних условиях. Для восстановления нужно подготовить такой перечень предметов:

  • Дистиллированная вода. Ее лучше приобретать в аптеке. Ведь в магазинах нередко продают недостаточно хорошо очищенную жидкость.
  • Пинцет.
  • Шприц.
  • Отвертки.
  • Зарядное устройство.

Просмотрите видео про восстановление гелевого акб.

Контроль количества электролита – первый этап

Хотя компании-производители и отмечают, что уровень геля в АКБ автомобиля остается неизменным даже через несколько лет, постепенно он высыхает. И чаще всего такой эффект наблюдается, если периодически подается чрезмерно большой ток зарядки.

Для восстановления уровня электролита аккуратно демонтируется крышка и колпачки. Для этих действий потребуется пинцет или отвертки. Заливать электролит необходимо постепенно. Важно следить за тем, чтобы пластины были полностью покрыты жидкостью.

Дистиллированная вода впитывается в гель за 30-40 минут. Именно через такой временной промежуток и нужно проверять остаток, доливать жидкость. Всю лишнюю воду обязательно удаляют, а колпачки с крышкой устанавливают обратно. Для дополнительной фиксации используются клеевые составы, двусторонний скотч.

Следующий этап – зарядка гелевого аккумулятора

К зарядке гелевых аккумуляторов своими руками можно приступать через несколько часов после заливки дистиллированной воды. Перед данной процедурой на крышку батареи стоит расположить груз, чтобы она не слетела под действием избыточного давления. Основная причина его возникновения – образование определенного количества водорода внутри банок.

Изначально подается напряжение в 14–15В. Это действие выполняется до тех пор, пока гелевый акб начнет потреблять ток. На это требуется около 14 часов. Если по истечению этого периода аккумулятор не зарядился, то напряжение необходимо повысить до 20 В.

Как только напряжение увеличено, отходить от заряжающегося устройства нельзя. Как только пойдет ток, нужно постепенно снижать напряжение до 14В и заряжать до полного восстановления. В противном случае, можно не только испортить АКБ, но и спровоцировать пожар, задымление.

Цикличная зарядка при полной потере емкости

Для раскачки восстанавливаемой гелевой АКБ используется и другой подход. Суть его заключается в выполнении 3–4 циклов зарядки и разрядки с установленной периодичностью.

Первые два цикла выполнятся под довольно высоким напряжением (около 25–30В). При этом процесс должен постоянно контролироваться. Во всех последующих циклах требуется ступенчатое понижение напряжения до 14 В.

Для разрядки батареи необходимо использовать минимальную нагрузку. Для этих целей отлично подойдет небольшая лампочка (на 5–10 Вт). Не допускается применение автомобильных переносок, которые дополнены лампочками по 50, 75 Вт. Ведь это приводит к полному выходу из строя аккумуляторной гелевой батареи. В процессе разрядки необходимо следить за тем, чтобы напряжение не падало ниже 10,5–11 В.

Иногда даже циклическая зарядка не способствует восстановлению гелевого аккумулятора. Отсутствие возможности эксплуатации обусловлено отхождением выводов от свинцовых пластин. Самостоятельный ремонт такой батареи невозможен. Есть два выхода из сложившейся ситуации:

  • Использование АКБ с меньшей емкостью.
  • Приобретение нового аккумулятора с характеристиками. В технической документации прописываются параметры.

Целесообразно ли «оживлять» гелевую АКБ?

Восстанавливать гелевый аккумулятор стоит лишь в случае, когда частично или полностью высох гель. Процедура оживления включает заливку дистиллированной воды. Для этих целей применяется шприц.

Ремонт не выполняется, если повреждены пластины, нарушены контакты. При обнаружении таких дефектов выполняется утилизация старой батареи.

Гелевый аккумулятор – это относительно новое устройство, имеющее преимущества и недостатки. Их изучение и учет избавит от проблем и сложностей, связанных с эксплуатацией, восстановлением.

Интересные видео про зарядку гелевого акб


Порядок и особенности восстановления гелевого аккумулятора

Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.

Читать еще:  Замена привода ваз 2110 своими руками

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Сразу нужно отметить, что в большинстве случаев вышедшие из строя гелевые аккумуляторы не подлежат восстановлению (вздутие, разрушение пластин и т. п.). В такой ситуации не стоит возиться с ними и проще купить новый.

  • Вздутие. Вздутие одной или нескольких банок говорит о том, что гель с электролитом отслоился от свинцовых пластин. Эта АКБ уже не подлежит восстановлению и ей прямой путь на свалку. Определить вздутие можно визуально;
  • Разрушение пластин. Часто такое происходит в результате длительной эксплуатации бесперебойников в плохо проветриваемом месте. В результате длительного воздействия повышенной температуры содержимое банок разрушается, включая стекловолокно, гелевый электролит и сами пластины. В особо запущенных ситуациях внутри остаётся одна угольная труха. Чтобы выявить данную проблему, потрясите гелевый аккумулятор и прислушайтесь. Если внутри что-то болтается, то батарее место на свалке. Восстанавливать её бесполезно. Можно также посветить и заглянуть внутрь отверстий банок. Если пластины визуально неразличимы, то АКБ отслужила своё.

На фото ниже можно видеть гелевые аккумуляторы не подлежащие восстановлению:

Не подлежащие восстановлению АКБ

Гелевый аккумулятор с разрушившимися пластинами

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Теперь непосредственно о том, как восстановить гелевый аккумулятор. В галерее ниже показан порядок действий. Сначала снимается верхняя пластиковая крышка. Затем удаляются резиновые колпачки со всех банок.

Снимаем пластиковую крышку

Снимаем резиновые колпачки

Аккумулятор готов к заливке воды

Есть также разновидности гелевых аккумуляторов с индивидуальными крышками над каждой банкой. Придётся снимать их все, а затем удалять резиновые колпачки.

Удаление пластиковых крышек

АКБ готова к восстановлению

Не стоит заливать много дистиллированной воды. И тем более пластины не должны в ней плавать. Вода требуется для того, чтобы вернуть в нормальное состояние гелевый электролит и восстановить аккумулятор. В процессе эксплуатации дистиллированная вода испаряется и в результате гель высыхает. Лучше залить немного воды 1–2 «кубика» и оставить АКБ на 2–3 часа.

Вода постепенно впитается. Потом дольёте ещё, если потребуется. Достаточно просто, чтобы стекловолокно с гелем было в увлажнённом состоянии. Но в воде ничего плавать не должно. Если в банке бултыхается вода, её нужно откачать тем же шприцем.

Дистиллированную воду проще всего отмерять и заливать шприцем

Дальнейшее восстановление подразумевает обычную зарядку аккумулятора. Не забывайте, что напряжение при этом не должно превышать 14,4–14,6 вольта, а ток составляет 0,1 от ёмкости батареи. Если аккумулятор из ИБП, то можете установить его обратно и зарядить в корпусе. Для того просто подключите его в сеть и включите без нагрузки.
Может получиться так, что в процессе зарядки аккумулятор будет очень плохо принимать ток. Если зарядка идёт уже несколько часов, а ток не воспринимается, нужно увеличить напряжение до 20 вольт.

Внимание! При этом вам нужно будет постоянно следить за процессом зарядки, пока не пойдёт ток. Это будет видно по падению напряжения. Важно не пропустить этот момент, иначе гелевый аккумулятор будет испорчен. Скажу больше, превышение тока в несколько раз от допустимого вызовет задымление и выгорание гелевого аккумулятора.

После того как АКБ начнёт принимать ток, установите напряжение около 14 вольт. При этом ток не должен превышать 0,1 от ёмкости батареи. Затем заряжайте в обычном порядке и аккумулятор будет восстановлен.
Вернуться к содержанию

Если батарея сильно потеряла ёмкость

В таком случае нужно провести циклическую зарядку, чтобы «раскочегарить» аккумулятор. Батарея заряжается насколько можно, а затем разряжается. Для этого можно использовать автомобильную лампочку небольшой мощности. Так можно выполнить 3-5 циклов. Следите за тем, чтобы в процессе разрядки напряжение не падало ниже 10,5 Вольта.

Так, восстанавливать или нет?

Как видите, в некоторых ситуациях гелевый аккумулятор можно восстановить. Однако это можно сделать только в случае простого высыхания гелевого слоя электролита. Можно залить дистиллированной воды и вернуть батарею к жизни.

Но в случае серьёзного повреждения пластин даже в одной из банок, аккумулятор можно выбрасывать. К покупке нового аккумулятора следует готовиться и при нарушении контакта пластин с выводами банок. Если процесс начался, то аккумулятору осталось недолго.

Опрос

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваши отзывы о восстановлении гелевых аккумуляторов, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию

Восстановление гелевого аккумулятора в домашних условиях

Владельцы скутеров, автомобилей и других транспортных средств рано или поздно интересуются, как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях. Такая необходимость возникает через 3−4 года активной эксплуатации устройства, в результате чего оно теряет былую емкость и лишается полезной влаги из электролита. В большинстве случаев проблему решает замена АКБ.

Общее описание

В настоящее время гелевые АКБ широко распространены в разных торговых точках, где предлагается большой ассортимент запчастей к различным транспортным средствам. Однако многие люди до сих пор не знают, что представляет собой устройство, как оно работает и какими преимуществами обладает. Дело в том, что внешне батарея мало чем отличается от близких собратьев, работающих на кислоте.

В течение многих лет большим спросом пользовались старые аккумуляторы, работающие на жидком электролите. Речь идет о кислотных моделях. Однако по мере развития современных аккумуляторов человечество стало активно отказываться от старых, не совсем экологичных систем, отдавая предпочтение усовершенствованным современным разработкам.

Изначально подобные устройства разрабатывались исключительно для транспорта из военной сферы, включая авиацию, где обычные аккумуляторы не могли выполнять свою задачу, т. к. постоянно перегревались и теряли показатели емкости. В результате они быстро выходили из строя и переставали быть пригодными для дальнейшей эксплуатации. Вскоре на рынке появились новые изобретения — гелевые аналоги, которые быстро заняли лидерскую нишу и стали обретать популярность.

Преимущества гелевых АКБ

Как известно, в классических источниках электрического питания реакция электролита осуществляется очень интенсивно и быстро, что сопровождается выделением паров. Кстати, при высоких перегрузках не исключается закипание электролита и даже взрыв устройства. Будет ли подвергаться таким неприятностям новый гелевый аппарат? К счастью, нет: он работает по другому принципу и обладает многими преимуществами перед классическими устройствами. В таком устройстве задействован электролит с особой вязкостью, имеющей желеобразную консистенцию.

Добавив в аккумулятор загуститель, можно продолжить его свободную эксплуатацию в любых условиях. Но эффективность системы в положении на боку резко снижается, а переворачивать его вообще запрещено. Тем не менее, модели гелевого типа обладают неоспоримыми преимуществами, к которым относятся:

  1. Возможность неоднократного цикла заряда-разряда.
  2. Отсутствие необходимости осуществлять первоначальную зарядку после приобретения.
  3. Сохранение емкостных характеристик при разряде до нулевого уровня.
  4. Максимальный пусковой ток.
  5. Минимальная потеря емкости при долгом отсутствии эксплуатации. Для сравнения, кислотные модели быстро теряют рабочий ресурс, если не использовать их по назначению.
  6. Увеличенный срок использования.

Частичное или полное повреждение корпуса такого аккумулятора никак не нарушит его работоспособность, поэтому необходимости осуществлять сложный ремонт попросту не будет. Для сравнения, при использовании свинцовых моделей часто возникает такая проблема, как утечка электролита. В гелевых последний находится не в жидком состоянии, поэтому любая утечка полностью исключена.

Современные аналоги относятся не только к высокотехнологичным, но и к самым безопасным. Срок их службы может достигать 10 лет, хотя, скорее всего, это касается самых дорогих моделей.

Существующие недостатки

Но несмотря на множество плюсов, у гелевых АКБ существуют и минусы. К ним относятся:

  1. Повышенная чувствительность к напряжению заряда.
  2. Гелевые модели плохо справляются с коротким замыканием в электрической цепи.
  3. Повышенная стоимость.

Хотя устройства с легкостью переносят сильный мороз и многие механические воздействия, они нуждаются в правильной зарядке. Речь идет о применении специально разработанных зарядных устройств. В противном случае, батарея может быстро выйти из строя и стать непригодной для дальнейшей эксплуатации. Перед тем как решиться на покупку гелевого аккумулятора, нужно учитывать эти недостатки.

Принцип работы

Перед тем как приступить к восстановлению гелевых аккумуляторов, нужно подробно разобраться с принципом их работы и основными отличиями от остальных типов АКБ. По сути, он чем-то похож на тот, который используется в герметизированных устройствах кислотного типа. Однако специалисты упоминают о двух основных отличиях.

В качестве электролита используется специальное гелеобразное вещество, которое состоит из очищенной воды и серной кислоты, что и повлияло на появление характерного названия. Многие владельцы автомобилей приписывают системам название «гелиевые», хотя это не совсем правильно, т. к. они работают не на газу.

Перезаряд подобных устройств недопустим, потому что он становится причиной быстрой потери емкости. Чтобы избежать таких последствий, желательно соблюдать диапазон напряжения в пределах 14−16 В.

Проверка устройства

Ремонт гелевого аккумулятора — кропотливый, длительный и сложный процесс, к которому нужно подходить со всей ответственностью. Важно понимать, что восстановление устройства требуется лишь в особо сложных случаях — во всех остальных это не совсем целесообразно. Итак, причины обязательного ремонта бывают следующими:

  1. Если банки вздулись. В большинстве случаев неприятность происходит при отслоении геля от свинцовых пластин. Подобные элементы не подлежат восстановлению, при этом определить проблему можно при первом визуальном осмотре, без применения дополнительных приборов.
  2. Нарушение целостности пластин. Очень часто внутреннее содержимое банок начинает разрушаться под воздействием высокой температуры или подаче слишком высокого напряжения при зарядке. Для проверки АКБ достаточно посмотреть внутрь через специальное отверстие. Если пластины и стекловолокно частично или полностью разрушились, это будет подтверждаться характерным звуком. Необходимо слегка потрясти устройство — если слышен какой-то странный шум, нужно выполнить срочную утилизацию системы.

Если при визуальном осмотре не удалось найти видимые дефекты, остается подготовить механизм к более тщательной проверке с применением специального оборудования. В этом случае необходимо применить вольтметр, который оборудован дополнительной нагрузочной вилкой. Для получения точных значений требуется:

  1. Выровнять напряжение на клеммах.
  2. Задействовать дополнительную нагрузку и на протяжении нескольких секунд создавать имитацию работы стартера.
  3. Определить скорость восстановления напряжения.
Читать еще:  Как измерить компрессию в цилиндрах двигателя

Если падение тока происходит слишком быстро, значит, эксплуатационный срок аккумулятора подходит к концу. Для определения дефекта достаточно оценить текущую скорость процесса зарядки. Возможно, новое устройство слишком долго восстанавливает утраченный заряд.

Чтобы быстро определить проблему, не нужно быть специалистом или обладать особыми навыками. Все, что требуется от владельца АКБ — вовремя проводить осмотр конструкции и обеспечивать ей надлежащее обслуживание.

Алгоритм восстановления

Чтобы понять, как реанимировать гелевый аккумулятор для скутера, автомобиля или любой другой техники, оснащенной подобным узлом, нужно тщательно изучить алгоритм действий. Хотя модели гелиевого типа считаются необслуживаемыми, при правильном подходе их можно с легкостью восстановить в домашней обстановке. В процессе придется задействовать следующие инструменты и подручные средства:

  1. Дистиллированная вода. Желательно использовать аптечную воду, т. к. на прилавках магазинов часто предлагается недостаточно качественная продукция. Доливать воду нужно постепенно.
  2. Пинцет.
  3. Шприц.
  4. Отвертки.
  5. Зарядка.

Хотя многие бренды утверждают, что показатели содержания геля в автомобильных аккумуляторах не меняются даже при интенсивной эксплуатации, через определенный промежуток времени он все-таки высыхает. В большинстве случаев проблема случается при подаче чрезмерно большого тока.

Чтобы восстановить оптимальный уровень электролита, нужно провести осторожный демонтаж крышки и колпачков. Чтобы осуществить такую задачу, достаточно применить пинцет или отвертки. Заливая электролит, следует соблюдать инструкцию и выполнять действия поэтапно. Пластины должны полностью покрываться жидким веществом.

Если все сделать правильно, то очищенная вода уже впитается в гель через полчаса. По истечении этого времени нужно проверить остаток и добавить еще немного жидкости. Вся оставшаяся вода удаляется, а крышки в виде колпачков устанавливаются на прежнее место. Чтобы усилить их фиксацию, можно применить клеевые составы или двусторонний скотч.

После успешной заливки очищенной воды нужно подождать несколько часов, а затем приступать непосредственно к зарядке устройства. Перед выполнением действия на крышке АКБ размещается груз, который предотвратит ее повреждение при воздействии чрезмерного давления, возникающего при образовании водорода внутри банок.

Для начала нужно подать в АКБ 14−15-вольтный заряд. Процедуру продолжают до тех пор, пока гелевый аппарат получит нужный ток. При благоприятных условиях это случается за 14 часов. В противном случае напряжение придется увеличить до 20 В.

Цикличная зарядка

Чтобы успешно оживить гелевую АКБ в домашних условиях, можно применить еще одну методику. Она заключается в выполнении трех-четырех циклов зарядки и разрядки с определенным интервалом.

Первые два цикла делают под высоким напряжением, которое составляет от 25−30 В. На этом этапе важно полностью контролировать процесс, т. к. во всех последующих циклах приходится ступенчато понижать напряжение до 14 В.

Чтобы полностью разрядить батарею, следует применить минимальную нагрузку. Действие осуществляется с применением обычной 5−10 ваттной лампочки. Использовать автомобильные переноски, оснащенные лампочками по 50 или 75 Вт нельзя, т. к. подобный подход может привести к окончательному выходу из строя АКБ. При разрядке необходимо внимательно контролировать напряжение, не допуская его уровня ниже 10,5−11 В.

Нередко применение циклической зарядки не приносит никаких успехов. Это объясняется отхождением выводов от пластин из свинца. Самостоятельно оживить батарею не удастся, однако можно принять одно из двух радикальных решений:

  1. Применить аккумулятор, имеющий меньшую емкость.
  2. Купить новое устройство с соответствующими рабочими параметрами. Как правило, они дописываются в технической документации.

Перед тем как поинтересоваться, как проверить гелевый аккумулятор, необходимо обратить внимание на основные случаи, когда такие процедуры необходимы. Дело в том, что при частичном или полном высыхании геля восстановление необязательно. Все что требуется — это долить очищенную жидкость в соответствующую емкость, используя медицинский шприц.

Ремонтные работы не нужны и при повреждении свинцовых пластин или деформации контактов. Если были определены подобные дефекты, остается демонтировать старую батарею и заменить ее новой.

Без сомнений, гелевая батарея — это новый прибор на рынке аккумуляторов, у которого есть свои сильные и слабые стороны. Чтобы избежать быстрого выхода из строя аккумулятора, а также знать, как действовать при снижении работоспособности, важно заранее уточнить эти тонкости и только после этого применять соответствующие меры.

Как восстановить гелевый автомобильный аккумулятор

Когда-то на рынке аккумуляторов безраздельно царствовали только кислотно-свинцовые батареи. Но прогресс движется вперёд, и сегодня постепенно предпочтения покупателей завоёвывают гелевые АКБ. Что это за чудо? Принципиальных изменений внутри таких изделий нет. Здесь тоже присутствуют пластины-электроды и раствор серной кислоты, играющей роль электролита. Но только он имеет не жидкую, а гелеобразную консистенцию. При этом образующиеся в ходе химических реакций газы остаются внутри корпуса и рекомбинируют, то есть снова участвуют в работе. Производители утверждают, что гелевые аккумуляторы в обслуживании не нуждаются и служат до 10 лет. Но в действительности их эксплуатационный срок лишь немного больше, чем у обычных кислотно-свинцовых. Поэтому периодическое восстановление гелевых аккумуляторов весьма актуально.

Целесообразно ли оживлять гелевую АКБ?

Если вы не знаете, как обслуживать гелевый аккумулятор, то сначала стоит определиться с его состоянием. Здесь все способы проверки ничем не отличаются от операций с кислотно-свинцовыми изделиями. Наиболее быстрый вариант – использование нагрузочной вилки. Измеряют напряжение на клеммах АКБ, затем на 5 секунд подсоединяют вилку и снова определяют вольтаж. Если он быстро восстановился, значит, всё в порядке и батарее требуется разве что подзарядка. Здесь можно косвенно определить исправность гелевой батареи. Если она заряжается быстро (к примеру, через час ток упал до 0,1 А или ниже), то очевидно, что АКБ осталось жить немного.

Подлежит ли гель восстановлению

Что касается восстановления, то оно вполне целесообразно: всё зависит от состояния батареи и срока её эксплуатации. Понятно, что возиться с аккумулятором, которому перевалило за 5 лет, вряд ли имеет смысл. Реанимации подлежат АКБ, где вся проблема заключается в испарении геля. Почему это происходит? Батарея постоянно подвергается процессу зарядки-разрядки. В ходе химических реакций формируются отдельные ионы водорода. В электролите они не могут найти места и поэтому через резиновые пробки выходят наружу. А без водорода, как составной части воды, её полное восстановление невозможно. Обычно усыхание происходит после 3–4 лет эксплуатации либо ранее, если при использовании ЗУ применялся чрезмерно большой ток. Но в этом случае, как восстановить гелевый аккумулятор, описывается далее. А когда невозможно сделать его снова работоспособным?

Когда нельзя восстановить аккумулятор

Если изделию менее 3-х лет, а оно уже частенько «не дышит», значит, обслуживание гелевого аккумулятора не проводилось вовсе. Отказаться от реанимации придётся в том случае, когда гелевый электролит отслаивается от электродов-пластин. Понять это можно по вздутию корпуса. Также невозможно восстановить АКБ, если электроды разрушаются. Определить это можно при встряхивании батареи: будет слышен характерный шум. И ещё одна ситуация – плохой контакт (или его отсутствие) выводов банок с электродами-пластинами. В этом случае восстановление гелевого аккумулятора не представляется возможным, и придётся задуматься о приобретении новой батареи. И лучше сделать это раньше, чем позже.

Восстановление и ремонт гелевого аккумулятора своими руками

Реанимировать батарею вполне можно и в бытовых условиях. Но сначала внимательно осмотрите АКБ: на ней не допускаются трещины. Чтобы осуществить процедуру, понадобятся:

  • дистиллят (покупайте его в аптечных пунктах, это гарантирует качество);
  • одноразовый медицинский шприц в пару «кубиков» с пинцетом;
  • плоская отвёртка;
  • зарядка.

Доливка дистиллированной воды в банки батареи

Несмотря на уверения производителей об отсутствии необходимости обслуживания таких АКБ, гель всё же со временем высыхает. Процесс ускорится, если при зарядке вы будете регулярно применять большой ток. Чтобы восстановить уровень геля, осторожно подденьте крышку и резиновые колпачки (иногда рядом наклеена полоска с предупреждением Don’t open, то есть «не открывать») с помощью плоской отвёртки либо пинцета. Теперь возьмите фонарик и посветите внутрь каждой из банок: нужно убедиться, что пластины-электроды не осыпались. Заодно и определите наличие сульфатации: если она есть, на пластинах будет виден белый налёт. Чем заправить гелевый аккумулятор? Дистиллятом. Воду лейте медленно, постепенно до тех пор, пока она не будет выше пластин на 3–4 мм.

Процесс впитывания дистиллята в гель проходит минут за 40. По истечении этого времени определите уровень электролита и, если нужно, ещё долейте воды. Если случайно её оказалось слишком много, обязательно шприцом удалите лишнее. Колпачки с крышками поставьте на место: рекомендуется использовать кислотоупорный клей или хотя бы двухсторонний скотч.

Обычный способ зарядки

Если вы доливали дистиллят в гелевую батарею, то заряжать её можно спустя 3–4 часа. До начала процесса на верхнюю панель АКБ поставьте подходящий груз. Это нужно для того, чтобы крышку не сорвало из-за большого внутреннего давления, образующегося из-за формирования ионов водорода.

Отрегулируйте ЗУ, чтобы оно выдавало 14–15 В. Постепенно, примерно через 14 часов, гелевая АКБ начнёт потреблять ток – это покажет амперметр устройства. Если же подобного не случилось, увеличьте вольтаж до 20 В. Теперь желательно находиться рядом с батареей и зарядкой. Когда АКБ начнёт брать ток, уменьшите постепенно вольтаж до 14 В. Так, не торопясь, и заряжайте, не забывая, что ток не должен быть больше 0,1 от ёмкости. Попытки форсировать процесс ничем хорошим не кончатся: в лучшем случае вы наглухо испортите АКБ, в худшем – возможно задымление, а то и возгорание.

Экстремальный способ: циклическая прогонка гелевой батареи

Она проводится в случае, когда батарея полностью перестала быть работоспособной. Процедура подразумевает проведение нескольких (3–5) заряжающих и разряжающих аккумулятор циклов с определённой периодичностью.

Сначала для зарядки устанавливают U = 25–30 В, в следующих периодах, когда АКБ раскачается, напряжение постепенно нужно снижать в конечном итоге до 14 В. За процессом необходимо обязательно следить. Когда АКБ зарядится, её нужно разрядить до U = 10,5–11 В: для этого применяйте любую автомобильную лампочку мощностью не более 10 Вт. Но не используйте мощные лампы (в т. ч. из «автопереносок») на 50, 60 или 75 Вт – это чревато выходом аккумулятора из строя. Если «раскачка» закончилась удачно, то далее рекомендуется зарядить батарею традиционным способом, используя ток в 10 % от ёмкости.

Бывает и так, что даже многократная экстремальная циклическая зарядка не даёт положительного результата или батарея не заряжается на 100 %. Тут пара вариантов:

  • смириться с положением вещей и пользоваться АКБ, насколько хватит;
  • приобрести новую.

Выводы

В заключение стоит заметить: разряженные в ноль гелевые аккумуляторы, даже после реанимации, чаще всего долго уже не прослужат. Поэтому важно периодически проверять напряжение на клеммах, как под нагрузкой, так и без неё, то есть проводить регулярное обслуживание гелевого аккумулятора. Его восстановление возможно лишь при высыхании состава электролита. Во всех иных случаях придётся покупать новую АКБ. И ещё: зарядку аккумуляторов этого типа в обычном режиме лучше всего производить автоматическими зарядными устройствами или полуавтоматами.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector