0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Альянс рено ниссан автоваз

АЛЬЯНС RENAULT-NISSAN И АВТОВАЗ РАЗВИВАЮТ СОТРУДНИЧЕСТВО В РОССИИ

Альянс Renault-Nissan и АВТОВАЗ сообщают об углублении сотрудничества с целью обеспечения рентабельного развития в России каждого из трех предприятий.

— В феврале 2008 года Renault и АВТОВАЗ договорились о стратегическом партнерстве, Renault стала акционером АВТОВАЗа и владеет 25% + 1 акцией. Сегодня это партнерство расширено и включает Nissan. Вместе три партнера, общая доля российского автомобильного рынка которых составила 30% на конец 2009 г., ставят перед собой цель занять 40% доли рынка в 2015 г.

— С целью реализации стратегического плана АВТОВАЗа »Программа развития АВТОВАЗа до 2020 г.» и усиления позиций Renault и Nissan в России, сотрудничество развивается в следующих областях: использование общих платформ, продукция, исследовательская деятельность, логистика, закупки, коммерческая деятельность и маркетинг.

— 9 марта 2010 г. создана общая структура »AVTOVAZ–Renault–Nissan Quality and Supplier Development» (ARNQSD) с целью увеличения локализации производства автомобильных комплектующих в России для трех партнеров.

Каждый партнер Альянса Renault–Nissan и АВТОВАЗ получает доступ к платформам и двигателям, разработанным другим партнером. Каждая из компаний, АВТОВАЗ, Renault и Nissan, разработает ясный и последовательный план продукции, отвечающий запросам российского рынка. Марка Lada также разработает специальный план продукции для развития за пределами России.

Развитие НТЦ АВТОВАЗа будет усилено благодаря углублению сотрудничества с Альянсом Renault-Nissan. Партнеры будут работать над улучшением качества продукции АВТОВАЗа, используя опыт и наработки каждой компании и разделяя издержки на разработку новой продукции. Партнеры будут стремиться к увеличению локализации производства комплектующих.

Альянс Renault-Nissan сможет лучше адаптировать свою продукцию к российскому рынку благодаря опыту АВТОВАЗа.

Дирекция по закупкам АВТОВАЗа и Renault-Nissan Purchasing Organization (RNPO) в России приняли решение о создании в России в рамках партнерства совместной структуры по качеству и развитию поставщиков с целью:

— скорейшего улучшения качества и конкурентоспособности российских поставщиков для массового производства и новых проектов;

— максимального взаимодействия в области использования человеческих ресурсов и обмена опытом;

— улучшения внутренних процедур и методов работы;

— ведению переговоров с поставщиками от единого лица.

Создание совместной структуры »AVTOVAZ–Renault–Nissan Quality and Supplier Development» (ARNQSD) позволит ускорить работу по увеличению локализации производства автомобильных комплектующих в России.

Под единым оперативным управлением ARNQSD объединит 100 сотрудников АВТОВАЗа, Renault и Nissan. Глава ARNQSD будет подчиняться вице-президенту АВТОВАЗа по закупкам и директору RNPO в России. Основной офис ARNQSD будет расположен в Тольятти, дополнительный — в Москве.

Renault и Nissan, уже имеющие совместную логистическую организацию в России, будут сотрудничать с АВТОВАЗом в этой области с целью улучшения качества и надежности логистических процессов, а также для оптимизации стоимости логистических издержек.

ПРОИЗВОДСТВО И КАЧЕСТВО

Имея три завода в России (Тольятти, Москва и Санкт-Петербург), к 2012 году партнеры будут иметь в распоряжении производственные мощности в 1,3 млн. автомобилей в год. Система Производства Альянса Renault-Nissan »Alliance Production Way» будет применяться на заводах всех трех партнеров для обеспечения наибольшей гибкости производства и с целью достижения АВТОВАЗом того же уровня качества продукции и производственных издержек, что и на заводах Альянса Renault-Nissan.

Renault и Lada будут совместно развивать коммерческую деятельность в РФ и в ближнем зарубежье для обеих марок. Совместная проектная группа будет создана для выработки единой стратегии в области послепродажного обслуживания партнеров.

23.12.19
LADA в 2019 году: новые модели и успехи Бренда

19.12.19
Юбилейная LADA Vesta: выпущено 400 000 автомобилей

18.12.19
LADA: новый дилерский центр в Кыргызстане

16.12.19
LADA 4х4: новый уровень комфорта классического внедорожника

09.12.19
АВТОВАЗ приобретает долю GM в совместном предприятии GM-АВТОВАЗ

04.12.19
LADA Granta: рост продаж по итогам 11 месяцев

29.11.19
LADA Vesta SW Cross – лауреат конкурса «Рейтинги Авто года»

28.11.19
LADA – теплые отношения с зимой

25.11.19
LADA Vesta с АТ и новыми опциями — старт продаж

13.11.19
Новая LADA GRANTA – старт продаж в Египте

11.11.19
LADA Vesta — автоматическая трансмиссия и новый набор оборудования

06.11.19
LADA увеличила продажи по итогам 10 месяцев 2019 года

01.11.19
Жаркие дни LADA – розыгрыш 3 автомобилей LADA XRAY Cross и много других сюрпризов

31.10.19
Эдуард Вайно займется стратегическим развитием АВТОВАЗа

28.10.19
LADA 4х4 – выбор полиции Монголии

Альянс рено ниссан автоваз

Американская компания General Motors (GM) выходит из совместного предприятия GM-АвтоВАЗ, выпускающего в Тольятти внедорожники Chevrolet Niva, сообщила в понедельник пресс-служба АвтоВАЗа и подтвердил представитель GM.

АвтоВАЗ выкупит у американского партнера 50% акций совместного предприятия, увеличив свою долю до 100%. «GM Россия» концентрируется на продвижении, продаже и обслуживании премиальной линейки брендов Cadillac и североамериканских Chevrolet. Сейчас компания значительно расширяет линейку премиальных кроссоверов Cadillac и также планирует обновление модельного ряда Chevrolet», — сообщила она.

Финансовые условия сделки стороны не раскрывают.

Выручка совместного предприятия GM-АвтоВАЗ в 2018 году выросла на 1%, до 17,043 млрд руб., чистая прибыль составила 359,45 млн против 4,17 млрд руб. убытка годом ранее, следует из данных СПАРК. Выручка самого АвтоВАЗа в 2018 году по МСФО выросла почти на 26%, до 283,13 млрд руб., чистая прибыль составила 5,86 млрд против убытка в 9,66 млрд руб. годом ранее.

Почему американцы выходят из последнего СП в России

«Я благодарен нашим партнерам из GM за более чем 18-летнее плодотворное сотрудничество», — заявил президент и генеральный директор АвтоВАЗа Ив Каракатзанис (его слова приводятся в сообщении компании). О стратегическом партнерстве при разработке внедорожника «ВАЗ-2123 Niva» АвтоВАЗ договорился с General Motors Corporation еще в 2000 году, СП было создано в 2001 году. Сделка была организована следующим образом: АвтоВАЗ в качестве вклада в совместное предприятие внес патенты, здания и оборудование в обмен на 41,6% капитала и управленческий контроль; вклад GM, которая получила такую же долю, — $100 млн. Третьим акционером предприятия был Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — он приобрел оставшиеся 16,8% в капитале за $40 млн и предоставил кредит еще на $90 млн. В 2012 году ЕБРР вышел из СП, продав свою долю АвтоВАЗу и GM, которые увеличили пакеты акций до 50% каждый. Сумма сделки не раскрывалась, но, по неофициальным данным, она составила $80 млн.

Мощности завода GM-АвтоВАЗа — 98 тыс. машин в год, предполагалось, что к 2015 году они вырастут до 120 тыс., а инвестиции в расширение составят около $200 млн. Но этого не произошло.

По итогам 2018 года завод был загружен менее чем на треть — было выпущено лишь 31,33 тыс. машин. Недозагрузка связана в том числе с тем, что с 2012 по 2016 год автомобильный рынок в России сократился в два с лишним раза — с 2,9 млн до 1,4 млн штук, а в последующие два года хоть и возобновился рост, но к прежнему уровню вернуться не удалось — по итогам 2018 года было продано лишь 1,8 млн т автомобилей.

Еще в 2015 году, после 20 лет присутствия на рынке, GM стала первым международным автоконцерном, покинувшим Россию. Компания закрыла завод в Санкт-Петербурге и прекратила продажи автомобилей Opel и Chevrolet (кроме премиальных моделей). После этого доля в СП с АвтоВАЗом оставалась единственным активом GM в России.

«Для GM российский рынок не стратегический, в свое время они остановили все проекты, кроме СП с АвтоВАЗом. При этом сейчас стоит вопрос об обновлении модельного ряда СП, что потребует инвестиций», — пояснил аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Компания GM-АвтоВАЗ создавалась, когда АвтоВАЗ еще не был подконтролен альянсу Renault-Nissan, который конкурирует глобально с GM, напоминает он. В январе 2019 года компания Alliance Rostec Auto B.V., совместное предприятие альянса Renault-Nissan и госкорпорации «Ростех», довела свою долю в АвтоВАЗе до 100%, выкупив акции у миноритариев и проведя делистинг с Московской биржи. Сейчас французской Renault косвенно принадлежит 67,6% АвтоВАЗа.

Читать еще:  Газовые стойки на багажник

Зачем АвтоВАЗ выкупает долю партнера

Завод в Тольятти, принадлежащий GM-АвтоВАЗ, сможет в течение некоторого времени продолжать выпуск и продажу автомобилей Niva под брендом Chevrolet, принадлежащим GM, говорится в сообщении АвтоВАЗа. По истечении этого неназванного срока внедорожники планируется перевести под бренд Lada. Речь идет о сроке до года, пояснил РБК источник, близкий к АвтоВАЗу.

«В рамках соглашения АвтоВАЗ получит второй классический внедорожник в линейке автомобилей. Предложение Niva органично дополнит легендарный [внедорожник Lada] 4×4 и поддержит дальнейшее развитие АвтоВАЗа», — заявил Ив Каракатзанис (его слова приводятся в сообщении).

Представитель АвтоВАЗа пояснил РБК, что включение в линейку компании завода Niva не вызовет «внутреннего каннибализма» классического внедорожника Lada 4×4, так как у этих автомобилей разные покупатели. Действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами Niva останутся неизменными в течение переходного периода.

В ноябре 2019 года было продано лишь 1950 Chevrolet Niva, что на 17,5% меньше, чем годом ранее. При этом АвтоВАЗ реализовал 2919 внедорожников Lada 4×4 (-5,7%), они входят в топ-25 самых продаваемых автомобилей, составляемый Ассоциацией европейского бизнеса. По итогам января—ноября 2019 года было продано 29,2 тыс. штук таких внедорожников, а Chevrolet Niva в этот рейтинг не попала.

Для АвтоВАЗа выкуп доли GM в совместном предприятии — это возвращение бренда Niva и развитие модельного ряда в сегменте внедорожников, отмечает Беспалов. АвтоВАЗу, несмотря на то что авторынок не до конца оправился от спада 2013–2016 годов и по итогам 2019 года снова может оказаться в минусе, удалось удержать лидерство и даже немного увеличить свою долю — до 21%.

«Исторически производственные процессы СП глубоко связаны с основной площадкой АвтоВАЗа в Тольятти, что является отличной отправной точкой для дальнейшего развития с целью повышения уровня удовлетворенности покупателей нашей знаменитой Niva», — отметил Каракатзанис.

Совместное предприятие Renault-Nissan и «Ростеха» довело долю в «АвтоВАЗе» до 100%

Москва. 9 января. INTERFAX.RU — Совместное предприятие альянса Renault-Nissan и ГК «Ростех» Alliance Rostec Auto B.V. стало единственным акционером ПАО «АвтоВАЗ», доведя свою долю в капитале автопроизводителя до 100%, указано в списке аффилированных лиц «АвтоВАЗа» по состоянию на 31 декабря 2018 года.

Как отмечается в материалах Renault, СП завершило принудительный выкуп акций у миноритариев «АвтоВАЗа» 26 декабря 2018 года, приобретя 375 млн 68 тыс. 439 акций, в том числе 259 млн 818 тыс. 350 обыкновенных акций и 115 млн 250 тыс. 89 привилегированных акций, что составляет 3,36% уставного капитала «АвтоВАЗа». В самом СП доли распределены следующим образом: 67,61% — у Renault, 32,39% — у «Ростеха». Таким образом, отмечают в Renault, завершен процесс рекапитализации «АвтоВАЗа», запущенный в декабре 2016 года.

Как сообщалось, в октябре Alliance Rostec Auto B.V. объявило принудительный выкуп акций ПАО «АвтоВАЗ», цена выкупа обыкновенных акций составляла 12,4 руб. за бумагу, привилегированных — 12,2 руб.

В ноябре сообщалось, что «Ростех» и Renault намерены перевести зарегистрированное в Голландии СП Alliance Rostec Auto B.V. в российскую юрисдикцию, для чего нанимают юридического консультанта. Соответствующую закупку у единственного поставщика тогда разместила на портале госзакупок ГК «Ростех». Предмет закупки — «оказание юридических услуг по сопровождению ряда сделок по переводу голландского СП Alliance Rostec Auto B.V. в российскую юрисдикцию».

Сам поставщик при этом не назывался, однако в материалах закупки фигурировала американская юридическая фирма Latham & Watkins LLP.

«Услуги будут оплачены в рублях по курсу ЦБ на дату осуществления платежа исходя из предельной стоимости всех основных услуг $82,4 тыс. (не включая НДС и расходы). «Лэйтам Энд Уоткинс, ЛЛП» ежемесячно будет направлять корпорации проекты счетов на оплату гонораров и расходов в связи с оказанием услуг c приложением всех документов, подтверждающих понесенные расходы. В них будет указываться затраченное на работу время в десятых долях часа отдельно от расходов, а также расходы. В счетах также будет указана сумма НДС, подлежащего оплате по нашим гонорарам и расходам в соответствии с законодательством РФ», — говорилось в документации.

Также отмечалось, что начальная (максимальная) цена договора составляет 6,929 млн руб. с учетом всех налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.

Обоснование выбора поставщика, с которым планируется заключение договора: «наличие соглашения между корпорацией и Renault S.A.S.», а также «отсутствие времени на организацию и проведение конкурентной процедуры закупки». При этом указывалось, что услуги по договору должны быть предоставлены до 31 декабря 2018 года.

«В рамках потенциального решения акционеров об изменении юрисдикции совместного предприятия мы привлекаем специализированных консультантов, задача которых предложить наиболее эффективную форму регистрации юридического лица, чтобы обеспечить корректную работу компании в текущих геополитических и экономических условиях», — сообщал «Интерфаксу» представитель «Ростеха».

Ранее сообщалось, что голландское СП Rostec Auto B.V. в результате допэмиссии акций ПАО «АвтоВАЗ» увеличило свою долю в капитале автопроизводителя до 83,53%, а в ходе оферты довело ее до 96,64%, после чего объявило принудительный выкуп акций у миноритариев. Председатель совета директоров ПАО «АвтоВАЗ» Сергей Скворцов ранее, отвечая на вопрос о возможном переводе голландского СП в российскую юрисдикцию, отмечал, что данный вопрос обсуждается. «Мы это обсуждаем пока. Хотим дождаться результатов оферты и потом принять решение. Посмотрим, сколько собрано акций», — говорил он в июне.

Скворцов также заявлял, что СП «Ростеха» и Renault-Nissan «сохранится в той или иной форме». «Мы не планируем переходить на прямое владение, наличие совместного холдинга создает дополнительный комфорт акционерам», — пояснял он.

АвтоВАЗ — это французский производитель с регистрацией в офшоре или почему Лады — настоящие иномарки

Лада стала иномаркой во всех смыслах этого слова. Разбираемся, кому принадлежит отечественный автогигант.

Даже сейчас Лады за что только не ругают: за низкое качество, за высокую цену, несуразный внешний вид. Однако стоит признать, что Лада из 2000-х и Лада сейчас — совершенно разные машины.

Та же Веста вплотную подобралась к главным конкурентам — Hyundai Solaris и Kia Rio. Но близка она к ним стала не только по характеристикам и комфорту, но и по цене: мало кто раньше мог подумать, что отечественные автомобили будут стоить под миллион рублей.

Обсуждая это, не все понимают, что Лада по-сути и является иномаркой. Почему? Все просто: АвтоВАЗ за десятилетие плавно перешел под контроль иностранной компании. Для понимания кратко перескажем путь блуждания завода.

Еще в 2007 году компания Renault купила 25% акции АвтоВАЗа, но с такой долей она не могла влиять на политику завода. А хотела. И 2012 год стал переломным в истории российского автопроизводителя: альянс Renault-Nissan и госкорпорация Ростех создают совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V., которому достается более 75% акций АвтоВАЗа. То есть завод по сути переходит под контроль Alliance Rostec Auto B.V.


Главы альянса «Renault-Nissan» Карлос Гон и корпорации Ростех Сергей Чемезов подписывают соглашение о продаже части АвтоВАЗа

А кто же владел самой Alliance Rostec Auto B.V. и, главное, в каких долях? 60% компании принадлежало Renault и Nissan и лишь 40% Ростеху. Впоследствии цифры могли меняться, но лишь в одну сторону: франко-японский альянс процент за процентом увеличивал долю в Alliance Rostec Auto B.V. Соответственно Renault-Nissan по факту стал основным акционером АвтоВАЗа и мог принимать структурные решения.

Читать еще:  Грм система что это

Интересный момент: компания Alliance Rostec Auto B.V. оказалось почему-то зарегистрировала в голландском офшоре. Так называемая оптимизация налогов через подобные зоны распространённая практика у частных фирм, но когда речь идет о госкорпорации и главном автозаводе страны, то такая ситуация вызывает лишь недоумение.

Шли годы, и к 2018 году голландская Alliance Rostec Auto B.V. уже завладела более 95% АвтоВАЗа. В ее структуре также произошли изменения: Nissan полностью вышел из проекта, продав свои акции французам. В итоге у Renault оказалось на руках 67% акций, доля Ростеха снизилась до 33%.

На данном этапе владельцев стал тревожить один вопрос: так как оставшиеся 4% акций АвтоВАЗа торгуются на Московской бирже, АвтоВАЗу приходится раскрывать всю структуру собственников, финансовые потоки и прибыльность, то есть быть публичной компанией.

По всей видимости такая открытость раздражала собственников, поэтому Alliance Rostec Auto B.V. объявляет о принудительном выкупе оставшихся 4% акции автопроизводителя с биржи. К началу 2019 года дело сделано: голландская фирма становится 100% собственницей АвтоВАЗа и автогигант становится частной закрытой компанией.

После этого Ростех решает еще снизить свою долю в автопроизводителе и продает французам 8% своих акций Alliance Rostec Auto B.V.

На данный момент структура собственников Alliance Rostec Auto B.V. (и соответственно АвтоВАЗа, раз ей принадлежат 100% акции автопроизводителя) такая: 75% владеет Renault и лишь 25% владеет госкорпорация Ростех.

По всей видимости в этом момент правительство спохватилось: огромный завод на 3/4 перешел под контроль иностранной компании, которая единолично может принимать стратегические решения. В добавок к этому 100% акции принадлежит компании в Голландии.

Чтобы получить хоть какие-то рычаги влияния, глава Ростеха Сергей Чемезов пообещал до конца 2019 года перерегистрировать Alliance Rostec Auto B.V. в России. Однако этого до сих пор не сделано, да и без желания французов сделать это невозможно: у Renault контрольный пакет.

Вот так и получается, что в период санкций и тотального импортозамещения главным автопроизводителем страны владеют французы, а зарегистрирован он и вовсе в офшоре.

Хорошо ли что выпуском Лад занимаются французы? На этот вопрос у каждого свой ответ, который вы можете оставить ниже в комментариях.

Renault выкупил долю автоконцерна у Nissan

Во вторник АвтоВАЗ лишился японского акционера — Renault выкупил у Nissan пакет акций завода (9,15%). Во французском концерне называют этот ход «логичным» и просто «частью процесса рекапитализации». Эксперты соглашаются — по итогам докапитализации доля Nissan (не планировал участвовать в оздоровлении завода) серьезно бы размылась. По их мнению, на деятельности АвтоВАЗа сделка никак не отразится — сборка моделей альянса продолжится. При этом некоторые собеседники “Ъ” в отрасли полагают, что Nissan разочаровался в хронически убыточном активе, а также воспринимают сделку как реакцию на взаимоотношения Nissan с Renault на других рынках.

Французский автоконцерн Renault выкупил 9,15% акций АвтоВАЗа у японского концерна Nissan в СП Alliance Rostec Auto B.V. (контролирует 64,6% акций ПАО «АвтоВАЗ»), сообщил во вторник Renault. На конец 2016 года 73,3% Alliance Rostec Auto B.V. было у Renault s.a.s., 17,55% — у госкорпорации «Ростех», 9,15% — у Nissan International Holding B.V. Таким образом, Nissan вышел из состава акционеров АвтоВАЗа.

В Renault “Ъ” рассказали, что эта сделка никак не отразится на проектах альянса Renault-Nissan, существующих в настоящий момент. В концерне не раскрыли, как сделка повлияет на деятельность АвтоВАЗа, но заметили, что этот шаг является логичным, «частью процесса рекапитализации АвтоВАЗа». При этом группа Renault будет дальше представлять интересы альянса в СП Alliance Rostec Auto B.V.

В Nissan говорят, что эта операция является частью процесса рекапитализации АвтоВАЗа, возглавляет который группа Renault от лица членов альянса. В концерне утверждают, что сделка не повлияет ни на баланс прав при голосовании, ни на действующие производственные проекты всех трех компаний.

Как АвтоВАЗ выходит из минуса

После того как убыток АвтоВАЗа в 2015 году вырос втрое и достиг 73,85 млрд руб., компания заявила о необходимости помощи акционеров. Сейчас на АвтоВАЗе продолжается процедура финансового оздоровления компании путем допэмиссии акций. В ходе первого этапа допэмиссии СП «Ростеха» и альянса Renault-Nissan Alliance Rostec Auto B.V. приобрело 1,65 млрд акций допвыпуска за 14,85 млрд руб., кипрская Renaissance Securities Limited — 1,25 млрд акций на 11,25 млрд руб.

Источники “Ъ” в автопроме расходятся во мнении о том, почему Nissan вышел из состава акционеров АвтоВАЗа накануне его оздоровления. Один из собеседников “Ъ”, знакомых с ситуацией, полагает, что дело в том, что японский концерн «устал» владеть хронически убыточным активом. В 2016 году убыток АвтоВАЗа снизился на 39,3%, до 44,8 млрд руб., в 2018 году планируется, что завод выйдет на операционную безубыточность. При этом собеседник “Ъ” уверен, что это никак не скажется на деятельности АвтоВАЗа,— пока сборка Nissan на мощностях завода выгодна, она будет, по его мнению, продолжаться. Другой источник “Ъ” предполагает, что эта сделка может быть отражением глобальных взаимоотношений Nissan с Renault на других рынках, а выход Nissan из владения АвтоВАЗом собеседник называет реакцией на них. Идею о том, что Nissan разочаровался в российском рынке, источник опровергает. Еще один собеседник “Ъ” считает, что эта сделка — сигнал о том, что у Nissan «плохи дела, особенно в России».

АвтоВАЗ приостановил докапитализацию

Nissan не раскрывал в глобальной отчетности убытки от владения АвтоВАЗом. По итогам 2015 года убыток Renault от АвтоВАЗа составил €620 млн. Nissan с начала года снял с производства модель Sentra, впрочем, в марте ее выпуск был возобновлен. В 2015 году был прекращен выпуск модели Teana в Санкт-Петербурге, а затем модели Tiida в Ижевске. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь—август на фоне восстановления спроса на автомобили Nissan сократил долю рынка на 0,3 п. п., до 4,8%, продажи марки выросли на 2%, до 46,8 тыс. штук.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» уверен, что выход Nissan из АвтоВАЗа никак не повлияет на деятельность компаний — изначально предполагалось, что допэмиссию совершает Renault, а Nissan не планировал участвовать в процессе. Так, по итогам второго этапа допэмиссии его доля и так была бы размыта и оказалась бы очень маленькой, рассуждает эксперт. Он считает, что альянс Renault-Nissan будет продолжать тесное сотрудничество, и сомневается в том, что Nissan Almera или Datsun перестанут собирать на АвтоВАЗе. По мнению аналитика, эта сделка — скорее технический, а не стратегический момент, который может привести к кардинальным изменениям.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Экономика

АвтоВАЗ — российский балласт Renault-Nissan

С приобретением АвтоВАЗа и его бренда «Лада» в Renault-Nissan рассчитывали извлечь прибыль из огромного российского рынка. Но кризис и местные нравы усложнили задачу.

Когда Николя Мор (Nicolas Maure) приехал в Тольятти в феврале прошлого года, ему пришлось не только приниматься за русский, встречаться с представителями местных властей и погружаться в ворох производственных бумаг… К его огромному удивлению, новому французскому главе АвтоВАЗа предложили пройти тренировочную программу вместе с его телохранителями. В поволжских лесах его учили обращаться с автоматом. «Я отстрелял 500 патронов по силуэтам террористов, у меня был синяк во все плечо, — рассказывает он. — В России все как-то по-мужски».

Читать еще:  Габариты лада веста универсал кросс

Так бывший президент румынской Dacia открыл для себя шарм Тольятти, напоминающего о советских временах города с населением в 700 тысяч человек, широкими, как взлетные полосы, улицами и рядами серых, как тюрьмы, домов. Это не говоря уже о температуре, которая опускается до —25°C. Бодряще! Бизнес в России — это борьба. Особенно если речь идет о том, чтобы поставить на ноги такого национального гиганта как АвтоВАЗ, производителя машин популярной марки «Лада».

С вхождения Renault-Nissan в совет директоров в 2008 году альянс инвестировал в предприятие более миллиарда евро. Только за восемь лет его продажи упали с 640 тысяч до 269 тысяч. В 2015 году убытки перевалили за 900 миллионов евро, а за первые девять месяцев 2016 года составили 498 миллионов. Тем не менее, о том, чтобы сдаться, не идет и речи. Под мягким давлением Москвы Renault (уже без Nissan) даже начала процесс рекапитализации АвтоВАЗа, в результате которого у компании окажется 70% капитала предприятия. И оно превратится в настоящую «дочку». «Renault собирается консолидировать убыточное производство, что отразится на операционной прибыли», — предупреждает аналитик лондонской Jefferies Филипп Ушуа (Philippe Houchois).

Как стратег Карлос Гон (Carlos Ghosn) мог так промахнуться? В его защиту стоит сказать, что в эпоху объединения с АвтоВАЗом перспективы были просто блестящие. «Россия становилась крупнейшим авторынком в Европе, обходя даже Германию», — говорит Эммануэль Киде (Emmanuel Quidet) из Ernst & Young.

В России число автомобилей составляет 350 на тысячу жителей против 650 в западной Европе. Более 50% всего парка машин (40 миллионов) больше десяти лет. По занесенным снегом дорогам все еще разъезжают древние «Жигули», то есть первые «Лады», которые выпускали с 1970-х по конец 1980-х годов на базе Fiat 124…

Увы, завоевание рынка пошло не так, как задумывалось. Прежде всего, ударная волна ипотечного кризиса не пощадила российскую экономику. Обвал цен на нефть, девальвация рубля и западные санкции после аннексии Крыма еще больше обострили ситуацию. Автомобильная отрасль оказалась одной из главных жертв: почти 45% спад продаж с 2012 года (с 2,7 до 1,5 миллиона). Развернувшим производство в стране иностранным производителям пришлось иметь дело с последствиями. Так, в Opel решили собрать чемоданы.

Ford, Toyota и PSA сильно спустили паруса в ожидании лучших времен. Renault-Nissan же по факту стал лидером рынка с АвтоВАЗом, чей гигантский завод в Тольятти производит Renault (переименованные Dacia), Nissan и Datsun. Поэтому задний ход тут дать уже очень непросто.

Как бы то ни было, неудачи альянса объяснялись не только кризисом. Свою роль сыграла и местная бизнес-культура. Взять хотя бы управление предприятиями. «В АвтоВАЗ существует странная система сопредседательства. Постоянно задумываешься, насколько Renault-Nissan на самом деле является владельцем, раз у компании так связаны руки», — говорит разбирающийся в российском рынке консультант Эрик Фарон (Eric Faron).

Контекст

Renault: навести порядок в России

Renault-Nissan силой затаскивают в «АвтоВАЗ»

«Лада» хочет выпускать красивые автомобили

Альянс увеличит долю на российском рынке

В таких условиях решать серьезные проблемы совсем не просто. Предшественник Николя Мора швед Бу Андерссон (Bo Andersson), первый иностранец во главе АвтоВАЗа, убедился в этом на собственном опыте. С 2013 по 2016 год он вдвое сократил безмерно раздутый штат и вбил в себе в голову необходимость пересмотреть подозрительные в некоторых случаях контракты с рядом местных производителей. В результате все, от председателя заводского профсоюза (38 тысяч членов!) Сергея Зайцева, до начальника Ростеха Сергея Чемезова и мэра Тольятти Сергея Андреева, стали требовать его головы. И в прошлом году она полетела. По всей видимости, альянс поставили перед свершившимся фактом.

Таким образом, перед Николя Мором стоит непростая задача. Чтобы убедиться в этом, достаточно войти на территорию завода (600 гектаров), над которой нависает синее административное здание. На КПП охранники внимательно следят за приходящими и уходящими. Люди в синих куртках с бесстрастными лицами обходят машины, проверяют документы пассажиров, смотрят под сиденьями, заглядывают в багажник и чуть ли не под капот. «Им нужно убедиться, что никто не выносит запчасти», — извиняющимся голосом объясняет представитель завода…

Воровство тут частая проблема? В любом случае, масштабы впечатляют. Плавильня, литейная, производство двигателей и трансмиссии… За исключением покрышек практически все производится прямо на месте. Нелепость в нынешнюю эпоху сильнейшей специализации. И вряд ли нужно объяснять, что сегодня механизм работает в замедленном темпе. Загрузка способного выпускать миллион машин завода составляет 45%. В текущих обстоятельствах сборочные линии по решению руководства работают всего четыре дня из пяти. Исключением стала лишь самая современная В0, которую альянс установил в 2012 году за 400 миллионов евро.

Только вот и так уже невысокие зарплаты (430 евро в среднем, 290 евро у рабочих — главный фактор конкурентоспособности) уменьшились на 20%. АвтоВАЗ предлагает сотрудникам участвовать в общественных работах, за которые платит правительство. «За последнее время мы перекрасили городские церкви», — говорит Николя Мор.

Для поддержки завода он также перевел в Тольятти производство кузовов Dacia для сборки на заводе в алжирском Оране, которые до недавнего времени выпускались в Румынии. Еще одной важной задачей является соответствие западным производственным стандартам. Хотя быстро этого добиться не получится. В плане производительности завод в Тольятти на 25% отстает от производства Dacia в румынском Питешти.

Не лучшие показатели демонстрируют даже модернизированные цеха. На заводе двигателей Sandero, Logan и Nissan Almera, который также собирает коробки передач, применяется японский «кайзен» (метод продолжительного улучшения). У входа Александр Егоров показывает таблицу с графиками и диаграммами: сравнительные показатели дюжины заводов со всего мира по таким параметрам как производительность, качество, время производства и т.д. Все это, конечно, интересно, только вот местное предприятие плетется в хвосте практически по всем критериям…

Стоит сказать, что АвтоВАЗ проделал большой путь. Было время, когда покупатель «Лады» мог поднять капот и обнаружить, что там не хватает пары запчастей. С приходом Renault качество улучшилось, хотя бдительность терять все равно не стоит. На стенах сборочного цеха В0, где выпускают «Лады», Dacia и Nissan, висят снимки с демонстрацией того, чего нужно избежать. На одной фотографии сотрудницы работают с кольцами на руках, рискуя тем самым поцарапать покрытие. На другой источником угрозы становится пряжка пояса. «При каждой смене бригады мы выделяем пять минут, чтобы напомнить инструкции», — объясняет бригадир.

Остается лишь восстановить имидж бренда. Покупатели зачастую предпочитают иномарки (особенно корейские) «Ладам», несмотря на их невысокую цену (от 5 тысяч 500 до 12 тысяч евро). «Мы собираемся несколько поднять статус продукции, сохранив при этом доступность, прочность и легкость в ремонте», — рассказывает Николя Мор. Его мечты доходят даже до возобновления экспорта. Не только в бывшие братские страны, но и в Африку, на Ближний Восток и даже в Западную Европу. «Мы думаем о преемнике LADA 4×4, который обладал бы лучшей проходимостью и конкурентоспособностью в плане безопасности и экологичности», — рассказывает он. Добиться всего будет очень непросто…

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector