2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бесконтактное зажигание ваз 21213

Бесконтактная система зажигания

Электрооборудование автомобиля ВАЗ-21219 отличается от ВАЗ-2121 введением бесконтактной системы зажигания и системы управления электромагнитным клапаном карбюратора.

Схема бесконтактной системы зажигания показана на рис. 9-17. У этой системы цепь питания первичной обмотки катушки зажигания прерывается мощным транзистором в электронном коммутаторе 5. Управляющие импульсы на коммутатор подаются от бесконтактного датчика, расположенного в датчике-распределителе зажигания 6.

Начальный установочный угол опережения зажигания для регулировки момента зажигания составляет 1°±1°.

Рис. 9-17. Схема бесконтактной системы зажигания: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — генератор; 3 — выключатель зажигания; 4 — катушка зажигания; 5 — коммутатор; 6 — датчик-распределитель зажигания; 7 — свечи зажигания

Предупреждения:

  • На автомобиле применяется система зажигания высокой энергии с широким применением электроники. Поэтому, чтобы не получить травм и не вывести из строя электронные узлы, необходимо соблюдать следующие правила.
  • На работающем двигателе не касаться элементов системы зажигания (коммутатора, катушки зажигания и высоковольтных проводов), а тем более отсоединять высоковольтные провода.
  • Не производить пуск двигателя с помощью искрового зазора и не проверять работоспособность системы зажигания «на искру» между наконечниками проводов свечей зажигания и массой. Все это может привести к прогару высоковольтных деталей и выходу из строя системы зажигания.
  • Не прокладывать провода низкого напряжения системы зажигания в одном жгуте с проводами высокого напряжения.
  • Следить за надежностью соединения с массой коммутатора через винты крепления. Это влияет на его бесперебойную работу.
  • При включённом зажигании не отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи и не отсоединять от коммутатора штепсельный разъем, так как при этом на отдельных элементах его схемы может возникнуть повышенное напряжение и он будет поврежден.
  • После обслуживания или ремонта автомобиля перед запуском двигателя убедитесь в надежности соединения высоковольтных проводов с катушкой зажигания и свечами.

Ниже указаны неисправности, относящиеся к оригинальным узлам бесконтактной системы зажигания. Остальные неисправности смотрите в главе «Система зажигания».

Возможные неисправности бесконтактной системы зажигания, их причины и методы устранения

Датчик-распределитель зажигания

В бесконтактной системе зажигания двигателя 21213 применяется датчик распределитель зажигания типа 3810.3706. От распределителя зажигания 30.3706-02 он отличается тем, что вместо кулачка на валике имеется стальной экран 18 (рис. 9-18) с четырьмя прорезями, а вместо контактов прерывателя установлен микроэлектронный бесконтактный датчик 20, действующий на основе эффекта Холла.

Рис. 9-18. Датчик-распределитель зажигания 3810.3706: 1 — валик; 2 — маслоотражательная муфта; 3 — штекерный разъем; 4 — корпус вакуумного регулятора; 5 — диафрагма, 6 — крышка вакуумного регулятора; 7 — тяга вакуумного регулятора; 8 — опорная пластина центробежного регулятора; 9 — ротор распределителя зажигания; 10 -боковой электрод с клеммой; 11 — крышка; 12 — центральный электрод с клеммой; 13 — уголек центрального электрода; 14 — резистор; 15 — наружный контакт ротора, 16 — пластина центробежного регулятора; 17 — грузик; 18 — экран; 19 — опорная пластина бесконтактного датчика; 20 — бесконтактный датчик; 21 — корпус датчика-распределителя зажигания.

С выхода бесконтактного датчика снимается напряжение, если в его зазоре находится экран. Если же экрана в зазоре нет, то напряжение на выходе датчика близко к нулю.

Проверка датчика-распределителя зажигания на стенде

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706 проверяется по такой же методике, как и распределитель зажигания 30.3706-02. Для проверки выполните соединения с катушкой зажигания, аккумуляторной батареей и с коммутатором аналогично схеме системы зажигания автомобиля (см. рис. 9-17).

Для снятия характеристик центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания выполите на стенде соединения с коммутатором согласно рис. 9-19. Вывод «4» коммутатора 1 соедините с клеммой «+» стенда, вывод «1» — с клеммой «прерыватель» стенда, а выводы «3», «5» и «6» — с датчиком-распределителем зажигания.

Рис. 9-19. Схема для снятия характеристик датчика-распределителя зажигания на стенде: 1 — коммутатор; 2 — датчик-распределитель зажигания; А — к клемме «+» стенда; В — к клемме «прерыватель» стенда

Методика снятия характеристик такая же, как и у распределителя зажигания 30.3706-02. Характеристики центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания у датчика-распределителя зажигания 3810.3706 показаны на рис. 9-20 и 9-21.

Рис. 9-20. Характеристика центробежного регулятора датчика-распределителя зажигания: А — угол опережения зажигания, град; n — частота вращения валика датчика-распределителя зажигания, мин -1

Рис. 9-21. Характеристика вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания: А — угол опережения зажигания, град; Р — разрежение гПа (мм рт. ст.)

Проверка бесконтактного датчика

На снятом с двигателя датчике-распределителе зажигания датчик можно проверить по схеме, приведенной на рис. 9-22, при напряжении питания 8-14 В.

Рис. 9-22. Схема для проверки бесконтактного датчика на снятом датчике-распределителе зажигания: 1 — датчик-распределитель зажигания; 2 — резистор 2 кОм; 3 — вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм; 4 — вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания

Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, измерьте вольтметром напряжение на выходе датчика. Оно должно резко меняться от минимального — не более 0,4 В, до максильного — не более, чем на 3 В меньшего напряжения питания.

На автомобиле датчик можно проверить по схеме, приведенной на рис. 9-23. Между штепсельным разъемом датчика-распределителя зажигания и разъемом пучка проводов подключается переходной разъем 2 с вольтметром Включите зажигание и, медленно поворачивая ключом коленчатый вал, вольтметром проверьте напряжение на выходе датчика. Оно должно быть в указанных выше пределах.

Рис. 9-23. Схема для проверки бесконтактного датчика на автомобиле: 1 — датчик-распределитель зажигания; 2 — переходный разъем с вольтметром, имеющим предел шкалы не менее 15 В и внутреннее сопротивление не менее 100 кОм; 3 — вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания

Коммутатор

В бесконтактной системе зажигания могут быть установлены коммутаторы типа 3620.3734, HIM-52 или ВАТ10.2 (последние два — венгерского производства).

Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме, приведенной на рис. 9-24. Выходное сопротивление генератора должно быть 100-500 Ом. Осциллограф желательно применять двухканальный. 1-й канал — для импульсов генератора, а 2-й для импульсов коммутатора.

Рис. 9-24. Схема для проверки коммутатора: 1 — разрядник; 2 — катушка зажигания, 3 — коммутатор; 4 — резистор 0,01 Ом ± 1 %, не менее 20 Вт; А — к генератору прямоугольных импульсов; В — к осциллографу

На клеммы «3» и «6» коммутатора подаются прямоугольные импульсы, имитирующие импульсы датчика. Частота импульсов от 3,33 до 233 Гц, а скважность (отношение периода к длительности импульса Т/Ти) равна 1,5. Максимальное напряжение Umax — 10 В, а минимальное Umin не более 0.4 В (рис. 9-25, II). У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме I.

Рис. 9-25. Форма импульсов на экране осциллографа: I — импульсы коммутатора; II — импульсы генератора; А — время накопления тока; В — максимальная величина тока

Для коммутатора 3620.3734 при напряжении питания 13,5 +0,1 В величина тока (В) должна быть 7,5-8,5 А. Время накопления тока (А) не нормируется.

Для коммутатора HIM-52 при напряжении питания (13,5±0,2) В величина тока должна быть 8-9 А, а время накопления 8-10,5 мс при частоте 25 Гц. Для коммутатора ВАТ10.2 при этом же напряжении и частоте сила тока составляет 7-8 А, а время накопления 5,5-7,5 мс.

Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с новообразованием или оно может происходить с запаздыванием. Двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.

Катушка зажигания

У катушки зажигания 27.3705, применяемой в бесконтактной системе зажигания, сопротивление первичной обмотки при 25°С составляет (0,45±0,05) Ом, а вторичной обмотки — (5±0,5) кОм.

Свечи зажигания

В бесконтактной системе зажигания применяются свечи зажигания типа А17ДВР, или FE65PR, или FE65CPR (последние два типа — югославского производства). Свечи зажигания имеют встроенный помехоподавительный резистор сопротивлением 4 — 10 кОм.

Зазор между электродами свечей зажигания составляет 0,7-0,8 мм. Свеча считается дефектной, если искрообразование между электродами свечи начинается при давлении ниже 0,3 МПа (3 кгс/см 2 ).

Провода высокого напряжения

В бесконтактной системе зажигания применяются провода высокого напряжения типа ПВВП- 8 (красного цвета) с распределенным сопротивлением (2000±200) Ом/м или ПВППВ-40 (синего цвета) с распределенным сопротивлением (2550±270) Ом/м.

Система зажигания на Ниву

Проблемы зажигания приводят к перебоям в работе двигателя, поэтому необходимо, чтобы человек, занимающийся её устранением, обладал хорошими знаниями и навыками. От этого зависит качество проделанной работы. В некоторых случаях, когда рядом нет таких специалистов, возникает потребность в пополнении собственных знаний.

Система зажигания может стать работоспособной при самостоятельном ремонте.

Устройство

Назначение

Система зажигания автомобиля Нива 21213 предназначена для качественного воспламенения горючей смеси. В понятие качество входят следующие свойства:

  • Воспламенение в нужный момент;
  • Скорость вспышки;
  • Чёткая работа.

Возникновение искры на свече в нужное время обеспечивается за счёт синхронизации работы системы зажигания с углом поворота коленчатого вала автомобиля Нива 21213. Скорость возгорания топлива зависит от качественной искры и её положения в камере сгорания. Чем больше площадь контакта искры со смесью, тем быстрее она загорится. Под чёткой работой понимается бесперебойная подача напряжения на свечи зажигания и образование искры.

Элементы системы

Понимание принципа работы отдельных узлов поможет в поисках неисправности. От узла переходят к конкретной детали, которую заменяют на новую.

Читать еще:  Замок двери газ 24

Все составляющие части можно разделить на несколько групп:

  • Формирование искры;
  • Распределение;
  • Синхронизация.

Зажигание Нива 21213

Возникновение искры происходит за счёт электрического пробоя промежутка между электродами свечи. Для этого напряжение на ней должно быть достаточным. В процессе создания этого напряжения участвует ряд элементов:

  • Коммутатор;
  • Катушка зажигания;
  • Высоковольтные провода;
  • Распределитель;
  • Свечи.

Формируемые коммутатором импульсы поступают на первичную обмотку катушки зажигания, в результате убывания тока возникает ЭДС самоиндукции. Вторичная обмотка имеет множество витков и во много раз превосходящее сопротивление первичной.

Высокое напряжение поступает на центральный контакт распределителя. Вращающийся бегунок раздаёт напряжение на свечу соответствующего цилиндра, в котором и происходит воспламенение. Синхронизация работы системы зажигания реализована посредством датчика Холла. Он подаёт импульсы на коммутатор, при этом отсутствует механический контакт, поэтому система зажигания 21213 является бесконтактной. Металлический экран, проходя через датчик Холла, создаёт импульс для коммутатора. Таким образом, происходит распознавание момента начала создания высокого напряжения. Экран механически связан с распределительным валом и вращается синхронно с ним. Итак, синхронизация осуществляется следующими элементами:

  • Вал распределителя с экраном;
  • Датчик Холла;
  • Коммутатор.

Схема электрооборудования Нива 21213

Кроме вышеуказанных элементов, система зажигания 21213 снабжена регуляторами угла опережения. Они изменяют угол при определённых условиях. Происходит коррекция работы двигателя. Это нужно для того, чтобы обеспечить оптимальные обороты при разной нагрузке. Вакуумный регулятор срабатывает от разрежения в диффузоре карбюратора, это зависит от положения дроссельной заслонки и оборотов двигателя. Центробежный регулятор изменяет угол в зависимости от оборотов. Его действие основано на центростремительном ускорении, чем оно больше, тем на больший угол будет опережение.

Особенности

Работа системы Нива 21213 зависит от состояния её частей. Высоковольтные провода должны иметь распределённое сопротивление, значение которого находится в определённом диапазоне. Слишком большое сопротивление приведёт к тому, что мощности катушки зажигания не будет хватать для пробоя. Малое сопротивление способствует увеличению помех. Хотя, некоторые устанавливают именно такие провода. Безусловно, мощность искры возрастёт, и работа двигателя улучшится. Свечи зажигания со временем могут терять свои свойства. Электроды плавятся, появляется нагар.

Большая температура внутри цилиндров сильно нагревает свечи. Поэтому даже при выключенном зажигании воспламенение происходит от нагретых свечей.

Важно, чтобы все свечи имели правильный зазор между электродами. Это обеспечит качественное воспламенение смеси. Крышка распределителя должна быть чистой от грязи, т. к. её наличие может привести к утечке тока.

Неисправности и способы устранения

Как правило, большинство неисправностей возникает по вине свечей зажигания и высоковольтных проводов. Однако, не исключены и другие причины. В бесконтактных системах нельзя отсоединять клемму от аккумулятора, чтобы проверить работу генератора. Иначе коммутатор может выйти из строя. Неисправность катушки зажигания можно определить, если измерить сопротивление её обмоток. Замену производить на подходящую. Катушка от контактной системы не подойдёт, т. к. её параметры отличаются. Коммутатор можно проверить, если исследовать его импульсы на катушку. При этом необходимы все условия, обеспечивающие его работу. Например, исправность датчика Холла. Самым простым способом проверки свечей является их замена на заведомо рабочие с тем же зазором и желательно, того же типа. Подгоревшие контакты распределителя и заклинивший уголёк способствуют ухудшению искрообразования.

Поэтому необходимо проводить визуальный осмотр хотя бы раз в год. Те или иные сбои в работе двигателя необязательно вызваны неисправностями в зажигании.

К тому же стоит обратить внимание на правильность установки угла опережения. Некоторые специалисты не верят данным стробоскопа и ориентируются по работе двигателя на разных режимах. Если слышны звуки поршневых пальцев, это свидетельствует о том, что нужно уменьшить угол опережения.

Электропроводка Нива 21213: особенности унификации

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

ВАЗ 21213 является преемником ВАЗ 2121 Нива, и был запущен в производство в 1994 году. Добавление «троечки» в индексе обозначило новую эру внедорожной версии автомобиля, хотя большая часть деталей использовалась от всего модельного ряда Тольяттинского автозавода.

В частности, автомобиль получил:

  1. Силовой агрегат от ВАЗ 2106 с увеличенным до 1,7 л объемом;
  2. Двухкамерный карбюратор «Солекс»;
  3. Бесконтактную систему зажигания на микроконтроллере;
  4. 5-ти ступенчатую коробку передач (доработанную из ВАЗ 2121).

Справочно: автомобили семейства Нива стали популярными во многих странах. Рекламное видео об их уникальных внедорожных качествах, как и сами авто, можно встретить в Японии, Бразилии, Чили и даже в Австралии.

Особенности модификации

В первую очередь изменения коснулись системы управления двигателем и контрольных приборов. В частности:

  1. Схема проводки на Нива 21213 получила дополнительный жгут проводов в подкапотном пространстве для подключения микроконтроллера и датчиков;
  2. На модели Нива последних лет выпуска устанавливается боле совершенный силовой агрегат с индексом ВАЗ-21214. У него вместо карбюратора устанавливается топливная рамка с форсунками от компании GM. Цена автомобиля с впрыском из-за этого возросла;
  3. Изменилась панель приборов – дизайн позаимствован у модели ВАЗ 2108.

Система зажигания

На двигателе ВАЗ 21213 применяется бесконтактная система зажигания, состоящая из:

  1. датчика-распределителя зажигания (маркировка 3810.3706). Он отвечает за создание управляющих импульсов, подаваемых на электронный коммутатор;
  2. коммутатора (маркировка модели – 3620.3734) в климатическом исполнении У2.1 (соответствует ГОСТ 15150);
  3. катушки зажигания (маркировка 27.3705).

Справочно: данное устройство обеспечивает повышенную энергию искрообразования, что способствует запуску двигателя в холодное время, а также улучшает работу силового агрегата при эксплуатации автомобиля на топливе низкого качества.

Панель приборов

На автомобиле появилась видоизмененная панель приборов. В частности, вместо вольтметра производитель установил лампу низкого разряда АКБ (на схеме под №12).

Совет: если вы часто эксплуатируете автомобиль во внедорожных условиях, то можете самостоятельно купить и подключить вольтметр к панели приборов своими руками. Он более информативен, чем контрольная лампа, и позволит вам задолго до разряда АКБ определить неисправности электросистемы.

Советы по обслуживанию

Поиск неисправности системы зажигания заводская инструкция предписывает осуществлять в следующей последовательности:

  1. От замка зажигания (клемма 15) провод на катушку (клемма +В) замкнуть на контрольную лампу;
  2. Ее минусовой вывод соединить на «массу»;
  3. Включить зажигание – повернуть ключ в замке в положение «II»;
  4. Если контрольная лампа загорится, значит цепь исправна. Если нет – искать повреждение провода;
  5. При включенном зажигании вытащить центральный провод от катушки из трамблера;
  6. Поднести его металлический наконечник к блоку цилиндров таким образом, чтобы между ними образовался зазор в 3-4 мм;
  7. На несколько секунд включить стартер;
  8. Если искра проскакивает – катушка исправна.

Совет: быстро проверить коммутатор можно одним способом – взять его с рабочего автомобиля. Если с новым коммутатором автомобиль заведется, значит нужно покупать новый.

Выводы

Модификация автомобиля ВАЗ 21213 Нива несомненно пошла ему на пользу. Новый мотор и улучшенная система зажигания сделали его эксплуатацию еще более простой и уверенной в суровых условиях.

Система зажигания автомобиля ВАЗ-21213

Система зажигания – бесконтактная.

Состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей, выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706 — четырехискровой, с бесконтактным датчиком управляющих импульсов и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Начальный угол опережения зажигания при частоте вращения коленчатого вала 750–800 мин –1 должен составлять 1±1° до ВМТ.

Датчик-распределитель выполняет две основные функции: во-первых, задает момент искрообразования в зависимости от начальной его установки, числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во-вторых, распределяет импульсы высокого напряжения («искру») по цилиндрам в соответствии с порядком их работы — для этого служит ротор (бегунок).

Для того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок устанавливается на опорную пластину центробежного регулятора только в одном положении.

В бегунке имеется помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм. Работа бесконтактного датчика основана на эффекте Холла.

При включенном зажигании на датчик подается напряжение питания.

При вращении валика датчика-распределителя через зазор датчика проходит стальной экран с прямоугольными вырезами.

Пока в зазоре находится пластина экрана, с управляющего вывода датчика снимается напряжение, как только в зазоре оказывается вырез, напряжение на управляющем выводе резко падает.

Таким образом, бесконтакный датчик за каждый оборот валика датчика-распределителя выдает четыре прямоугольных импульса (по числу вырезов в экране), что соответствует моменту зажигания в каждом из цилиндров двигателя.

Проверить работоспособность бесконтактного датчика можно, собрав схему, показанную на рисунке.

Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, следим за показаниями вольтметра.

Напряжение должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального (не более, чем на 3 В меньше напряжения питания).

Неисправный датчик ремонту не подлежит (за исключением обрыва проводов между самим датчиком и колодкой на корпусе датчика-распределителя).

Если стальной экран с прорезями задевает за датчик (определяется по легкому заеданию или царапающему звуку при вращении валика, а также визуально, после частичной разборки датчика-распределителя), проверьте осевой люфт валика и посадку экрана.

При необходимости замените датчик-распределитель.

Центробежный регулятор увеличивает угол опережения зажигания с ростом числа оборотов двигателя, вступая в работу при 900–1400 мин –1 .

При вращении валика датчика- распределителя грузики регулятора под действием центробежных сил расходятся, преодолевая сопротивление пружин, и сдвигают опорную пластину центробежного регулятора по часовой стрелке относительно валика.

Читать еще:  Elm327 для лада гранта

Для оптимальной работы регулятора пружины имеют разную жесткость. Более жесткая (толстая) пружина вступает в работу позже, примерно на середине полного хода пластины — поэтому она надета на стойку с зазором, тогда как более мягкая (тонкая) пружина всегда натянута.

Максимальное перемещение опорной пластины ограничено вырезом в ней и составляет около 12° по распределителю, что соответствует углу опережения зажигания около 24° по коленчатому валу.

При осмотре центробежного регулятора убедитесь, что грузики свободно перемещаются на осях, не потеряны их демпферные пластмассовые колечки, тонкая пружина натянута, и опорная пластина возвращается под действием пружин в исходное положение.

При необходимости смажьте валик датчика-распределителя несколькими каплями моторного масла. Вакуумный регулятор увеличивает угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель.

Он состоит из вакуумной камеры со стальной подпружиненной мембраной, которая тягой соединена с опорной пластиной бесконтактного датчика.

Под действием разрежения мембрана прогибается, преодолевая сопротивление пружины, и поворачивает опорную пластину против часовой стрелки.

Максимальное перемещение ограничено вырезом на тяге и составляет около 9° по распределителю (18° по коленчатому валу).

Разрежение для работы вакуумного регулятора отбирается от отверстия в смесительной камере карбюратора напротив дроссельной заслонки первой камеры.

При частичном открытии заслонки (неполная нагрузка) разрежение за ней велико, и регулятор максимально сдвигает момент искрообразования в сторону опережения.

При полном открытии заслонки (полная нагрузка) разрежение за ней падает, и регулятор возвращает опорную пластину бесконтактного датчика в исходное положение.

Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на автомобиле.

На работающем двигателе отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору.

Если теперь создать в шланге разрежение (можно ртом), обороты двигателя должны возрасти, а при снятии разрежения – вновь снизиться.

Разрежение должно сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг.

Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разобрав датчик-распределитель (см. Как отремонтировать датчик распределитель зажигания ВАЗ-21213) и подавая разрежение к впускному штуцеру регулятора.

При этом экран датчика-распределителя должен поворачиваться на угол 9±1°, а при снятии разрежения – без заедания возвращаться обратно.

Точную проверку и настройку вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания производят на специальных стендах.

При выходе из строя вакуумного регулятора его следует заменить, при неисправности центробежного – заменить датчик-распределитель.

Коммутатор — типа 3620.3734, или HIM-52, или ВАТ10.2, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022 — размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике и неремонтопригоден; при подозрении на неисправность рекомендуется его заменять.

Запрещается отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании – это может вызвать его повреждение (равно как и других компонентов системы зажигания).

Катушка зажигания — типа 27.3705 или 27.3705-01, или 8352.12, или АТЕ1721 — маслонаполненная, с разомкнутым магнитопроводом.

Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25°С – (0,45±0,05) Ом, вторичной обмотки – (5,0±0,5) кОм. Сопротивление изоляции на массу – не менее 50 МОм.

Замена катушки и коммутатора описана в статье – «Замена катушки и коммутатора»

Свечи зажигания – типа А17ДВР или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их импортные аналоги (с помехоподавительными резисторами сопротивлением 4–10 кОм).

Зазор между электродами – 0,7–0,8 мм. Высоковольтные провода – с распределенным сопротивлением (2550±270) Ом/м.

Запрещается прикасаться к высоковольтным проводам на работающем двигателе – это может привести к электротравме.

Запрещается также пускать двигатель или позволять ему работать с разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами или крышкой датчика- распределителя) – это может привести к прогару изоляции и выходу из строя электронных компонентов системы зажигания.

Как исключение допускается кратковременная проверка системы зажигания «на искру», при этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть надежно закреплен на расстоянии 8–10 мм от «массы» автомобиля.

Запрещается удерживать провод руками или инструментом (даже с изолированными ручками). Выключатель зажигания – типа 2101-3704000-11, с противоугонным запорным устройством.

При повороте ключа в положение «зажигание» напряжение поступает на управляющий вход дополнительного реле, которое, в свою очередь, подает напряжение на катушку зажигания и коммутатор.

Система зажигания авто ваз НИВА ВАЗ21213

1. Полупроводниковая пластина с интегральной микросхемой.
2. Постоянный магнит.
3. Изолятор.
4. Корпус катушки зажигания.
5. Вторичная обмотка.
6. Первичная обмотка.
7. Наружный магнитопровод.
8. Клемма «К» вывода конца первичной обмотки.
9. Крышка.
10. Клемма высокого напряжения.
11. Клемма «Б» вывода начала первичной и конца вторичной обмоток.
12. Сердечник.
13. Контактная гайка.
14. Изолятор свечи.
15. Стержень.
16. Корпус свечи.
17. Уплотнительное кольцо.
18. Теплоотводящая шайба.
19. Центральный электрод.
20. Боковой электрод.
21. Валик датчика-распределителя зажигания.
22. Маслоотражательная муфта вала.
23. Штепсельный разъем.
24. Диафрагма.
25. Крышка вакуумного регулятора.
26. Корпус вакуумного регулятора.
27. Тяга вакуумного регулятора.
28. Опорная пластина регулятора опережения зажигания.
29. Ротор распределителя зажигания.
30. Боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания.
31. Крышка распределителя заживания.
32. Центральный электрод с клеммой для провода от катушки зажигания.
33. Уголек центрального электрода.
34. Центральный контакт ротора.
35. Резистор 1000 Ом для подавления радиопомех.
36. Наружный контакт ротора.
37. Ведущая пластина центробежного регулятора.
38. Грузик регулятора опережения зажигания.
39. Экран.
40. Опорная пластина бесконтактного датчика.
41. Бесконтактный датчик.
42. Корпус датчика-распределителя зажигания.
43. Корпус масленки.
44. Стопорная пластина подшипника.
45. Подшипник опорной пластины бесконтактного датчика.
46. Свечи зажигания.
47. Катушка зажигания.
48. Коммутатор.
49. Реле зажигания 113.3747-10.
50. Выключатель зажигания.
I. Характеристика вакуумного регулятора опережения зажигания:
А — угол опережения зажигания, град;
Р — разрежение. гПа (мм рт. ст.).
II. Характеристика центробежного регулятора опережения зажигания:
А — угол опережения зажигания, град;
n — частота вращения валика распределителя зажигания, мин-1.
III. Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания:
А — угол опережения зажигания.
IV.Схема работы бесконтактного датчика:
В — импульсы напряжения (U) на выходе датчика;
С — импульсы тока (I) в первичной обмотке катушки зажигания;
t — время накопления тока.
V. Схема системы зажигания.

На автомобилях ВАЗ-21213 применяется бесконтактная электронная система зажигания высокой энергии. Она состоит из следующих основных узлов: датчика-распределителя зажигания, коммутатора, свечей зажигания, катушки зажигания, выключателя зажигания и проводов высокого напряжения.

Датчик-распределитель зажигания применяется типа 3810.3706 и служит для выдачи управляющих импульсов низкого напряжения на коммутатор и для распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Он установлен в левой передней части двигателя и приводится во вращение от винтовой зубчатой шестерни 21 (см. рис. 3).

Валик 21 вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в корпусе 42. Смазка к втулке подводится по фитилю от масленки 43. На валике расположены детали центробежного регулятора зажигания: ведущая пластина 37 и опорная пластина 28 с грузиками 38. Ведущая пластина закреплена на валике, а опорная — вместе с экраном 39 составляет единый узел с втулкой, надетой на валик. Втулка в небольших пределах может поворачиваться на валике.

Бесконтактный датчик 41 закреплен на пластине 40 и действует на основе эффекта Холла, который заключается в возникновении поперечного электрического поля в пластинке полупроводника при действии на нее магнитного поля. Датчик состоит из полупроводниковой пластинки 1 с интегральной микросхемой и постоянного магнита 2 с магнитопроводом. Между пластинкой и магнитом имеется зазор, в котором находится стальной экран 39 с четырьмя прорезями.

Когда через зазор датчика проходит тело экрана (см. схему IV), то магнитные силовые линии замыкаются через экран и на пластинку не действуют. Поэтому разность потенциалов в пластинке не возникает. Если же в зазоре находится прорезь экрана, то на пластинку полупроводника действует магнитное поле, и с нее снимается разность потенциалов.

Интегральная микросхема, встроенная в датчик, преобразует разность потенциалов, возникающую на пластинке, в импульсы напряжения отрицательной полярности. Таким образом, когда тело экрана находится в зазоре датчика, то на его выходе имеется напряжение Umax, примерно на 3 В меньшее напряжения питания. Если же через зазор датчика проходит прорезь экрана, то напряжение Umin на выходе датчика близко к нулю (не более 0,4 В).

Коммутатор. Электронный коммутатор 48 служит для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания по сигналам бесконтактного датчика. Могут применяться взаимозаменяемые коммутаторы различных марок: 3620.3734, HIM-52, ВАТ10.2, RТ1903 или PZE4020. Для прерывания тока служит специальный мощный высоковольтный транзистор.

В схеме коммутатора имеется устройство для автоматического регулирования периода t накопления тока I в катушке зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Величина импульсов тока I составляет 8-9 А. Кроме того, предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании. Через 2-5 сек после остановки двигателя выходной транзистор запирается, не создавая при этом искры на свечах зажигания.

Свечи зажигания применяются либо отечественные типа А17ДВ-10 или FE65PR производства Словении, или им подобные. Эти свечи имеют встроенный помехоподавительный резистор величиной 4-10 кОм. Конструкция свечей традиционная. Зазор между электродами свечей составляет 0,7-0,8 мм.

Читать еще:  Top gear lada riva

Выключатель зажигания установлен на кронштейне с левой стороны рулевой колонки и закреплен двумя винтами. Он состоит из корпуса с замком и противоугонным устройством и контактной части. Принцип действия противоугонного устройства заключается в том, что после вынимания из замка ключа, установленного в положение III (Стоянка), запорный стержень замка выдвигается, входит в паз вала руля и блокирует вал. Ключ из замка можно вынуть только в положении III.

Катушка зажигания типа 27.3705 с разомкнутым магнитопроводом, герметизированная, маслонаполненная. Она предназначена для преобразования тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (20-25 кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания. Представляет собой трансформатор с двумя обмотками: первичной 6 и вторичной 5.

Работа системы зажигания. При работе двигателя бесконтактный датчик выдает импульсы напряжения на штекер «6» коммутатора, а тот преобразует их в импульсы тока 1 в первичной обмотке катушки зажигания. В момент прерывания тока магнитное поле в катушке зажигания резко сжимается и, пересекая витки обмотки, индуктирует в ней ЭДС порядка 22-25 кВ. Ток высокого напряжения идет к центральной клемме 32 дагчика-распределителя зажигания, затем через контакты ротора 29 к боковому электроду 30 и далее к свече зажигания, создавая искровой заряд между ее электродами.

Чтобы получить максимальную мощность двигателя, необходимо воспламенять горючую смесь несколько ранее прихода поршня в ВМТ и каждой частоте вращения коленчатого вала двигателя необходим свой угол опережения зажигания. Так, при 750-800 об/мин начальный угол опережения зажигания составляет 1о±1о. С увеличением частоты вращения угол опережения зажигания должен увеличиваться, а с уменьшением частоты уменьшаться. Эту задачу выполняет центробежный регулятор опережения зажигания.

При увеличении частоты вращения валика датчика-распределителя грузики 38 под действием центробежных сил расходятся и поворачивают опорную пластину 28 вместе с экраном 39 на угол А. Теперь прорезь экрана раньше на угол А проходит через зазор датчика, и он раньше выдает импульс, т.е. опережение зажигания увеличивается. При уменьшении частоты вращения валика центробежные силы, действующие на грузики, уменьшаются, и пружины поворачивают опорную пластину 28 с экраном 39 против направления вращения валика, т. е. опережение зажигания уменьшается.

Вакуумный регулятор изменяет опережение зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель. При небольших нагрузках содержание остаточных газов в горючей смеси высокое, поэтому смесь сгорает медленнее и ее надо поджигать раньше и наоборот. На диафрагму 24 вакуумного регулятора действует разрежение, отбираемое из зоны над дроссельной заслонкой первой камеры карбюратора. При небольших открытиях дроссельной заслонки (малая нагрузка) под действием разрежения, диафрагма 24 оттягивается и тягой 27 поворачивает опорную пластину 40 датчика против направления вращения валика. Опережение зажигания увеличивается. По мере дальнейшего открытия дроссельной заслонки (увеличение нагрузки) разрежение уменьшается, и пружина отжимает диафрагму в исходное положение. Опорная пластина датчика поворачивается в направлении вращения валика и опережение зажигания уменьшается.

Установка бесконтактного зажигания на ваз 2121

КАК СВОИМИ РУКАМИ ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ЗАЖИГАНИЕ НА «НИВЕ» С КАРБЮРАТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Неприхотливость, простота обслуживания и ремонтопригодность — это известное преимущество всех карбюраторных двигателей, которые устанавливались на автомобили семейства ВАЗ, включая весь модельный ряд «Нива». Но здесь кроется также их главный недостаток, а именно необходимость периодического проведения ручных регулировок. Например, после ремонта или при смене октанового числа используемого топлива от водителя требуется установка зажигания на автомобиле ВАЗ «Нива» (карбюратор), в то время как инжекторные системы в подобных манипуляциях не нуждаются.

Из-за неверно установленного угла опережения зажигания мотор начинает работать некорректно, а его мощность снижается. Своевременное принятие мер по установке зажигания на ВАЗ-21213 «Нива» с карбюраторным двигателем позволяет устранить проблему. Если же вы решите выполнить все регулировки самостоятельно, то сможете ещё и сэкономить на услугах мастера. Для этого нужно лишь ознакомиться с руководством, которое приведено ниже.

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО НАСТРОИТЬ ЗАЖИГАНИЕ НА «НИВЕ»

Наиболее точно регулировка зажигания 21213 (карбюратор) может быть выполнена с применением стробоскопа. Однако это не единственный метод, доступный в гаражных условиях, тем более что многие автолюбители не имеют этого прибора в распоряжении и не намерены его покупать. Поэтому мы рассмотрим целых два способа установки оптимального угла опережения зажигания.

Для начала остановимся на регулировке при помощи стробоскопа. Подготовьте для предстоящей работы гаечный ключ на «13» и, собственно, сам стробоскоп. Если всё готово, можете приступать к выполнению настроечных операций, следуя пошаговой инструкции, но для начала оговоримся, что для корректной регулировки двигатель следует прогреть, а карбюратор должен быть как следует настроен. Итак, порядок действий выглядит следующим образом:

  • Сначала, воспользовавшись специальным ключом для ручного вращения коленвала, установите поршень первого цилиндра таким образом, чтобы он находился в верхней мёртвой точке. Для этого ориентируйтесь по специальным меткам, которые расположены на шкиве коленчатого вала и на крышке газораспределительного механизма. Расположение поршня можно считать верным, если метка на шкиве совмещена со средней риской на крышке.
  • Дальше нужно снять крышку датчика-распределителя, чтобы определить правильно ли расположен бегунок. Если он направлен на первый цилиндр, значит, положение поршня соответствует такту сжатия. Если потребуется, откорректируйте положение бегунка поворотом коленвала.
  • Теперь следует произвести проверку и, если потребуется, установить оптимальный момент зажигания горючей смеси — подготовьте для этой операции стробоскоп. Для начала прибор следует подготовить к использованию, подключив его «минусовый» провод к массе машины, а «плюс» — к положительной клемме аккумулятора. Зажим датчика следует подключить к контакту высокого напряжения, предназначенного для зажигания смеси в первом цилиндре.
  • Далее, запустите двигатель, установив обороты холостого хода (примерно 800 об/мин), и расположите стробоскоп таким образом, что его мигающий луч был направлен в сторону метки на шкиве коленвала. В процессе работы она должна совпадать со средней риской на крышке ГРМ. Если совмещение обеспечено, значит, на вашем автомобиле установлен правильный угол опережения, в противном случае придётся выполнить регулировку.
  • При работающем моторе гаечным ключом ослабьте крепление датчика-распределителя, после чего не спеша поворачивайте его до тех пор, пока не добьётесь совпадения упомянутых выше меток. Если необходимо увеличить угол, трамблёр следует поворачивать против часовой стрелки, а поворачивая его по часовой стрелке, вы сможете обеспечить уменьшение угла опережения зажигания. По завершении регулировки не забудьте затянуть гайки крепления.

Именно таким образом производится установка зажигания ВАЗ-21213 (карбюратор) с использование такого прибора, как стробоскоп. С его помощью вы сможет настроить момент воспламенения рабочей смеси не хуже, чем квалифицированный специалист автосервиса. Дальше мы рассмотрим вариант, не требующий применения этого прибора.

КАК УСТАНОВИТЬ МОМЕНТ ЗАЖИГАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ЛАМПОЧКИ

Этот способ регулировки не требует покупки дополнительного оборудования и в то же время позволяет провести довольно точные настройки. Если он вам подходит, то прежде чем приступить к регулировке зажигания ВАЗ-21213 (карбюратор), подготовьте контрольную лампочку на 12 В, предварительно припаяв к её контактам по проводнику. И также вам понадобится гаечный ключ на «13» и ключ для ручного вращения коленвала. В процессе настройки придерживайтесь последовательности описанных ниже действий:

  • В отличие от метода, предполагающего использование стробоскопа, регулировка момента зажигания по лампочке проводится при выключенном двигателе. Но здесь также необходимо установить поршень первого цилиндра в ВМТ, совместив метку на шкиве со средней риской на крышке распредвала. Аналогично первому методу снимите крышку распределителя и убедитесь, что бегунок направлен на первый цилиндр.
  • Ослабив крепление трамблёра, подключите лампочку к массе и к низковольтному проводу катушки зажигания. Не забудьте установить на место крышку распределителя.
  • Далее, включите зажигание автомобиля (лампочка в этот момент должна загореться) и медленным поворотом корпуса датчика-распределителя по часовой стрелке добейтесь выключения контрольной лампы. Как только это произошло, так же медленно поворачивайте трамблёр против часовой стрелки до тех пор, пока лампочка снова не погаснет. Установленный таким образом угол опережения обеспечит стабильную работу двигателя на любых оборотах.
  • Всё, что теперь остаётся — затянуть гайки крепления датчика-распределителя.

Кстати, этот метод настройки зажигания подходит для большинства отечественных транспортных средств с карбюраторным двигателем, включая автомобили семейства УАЗ.

По завершении регулировочных работ нелишним будет проверить работу системы зажигания модели 21213 в дороге. Для этого разгоните машину до скорости 50 км/ч, включите четвёртую передачу и выжмите до упора педаль акселератора. Если в этот момент вы услышите тихие детонационные звуки, значит, момент воспламенения рабочей смеси настроен как надо. Отсутствие звуков свидетельствует о позднем зажигании, а если они слишком громкие, то момент слишком ранний. В каждом из этих двух случаев вам придётся повторно провести настройку.

В этой статье описаны два самых распространённых способа установки угла опережения зажигания, но они не единственные. Например, опытные мастера способны проводить регулировку, ориентируясь на собственный слух. Однако это метод доступен только для тех, кто досконально знает, как выставить зажигание на «Ниве» 21213 (карбюратор) и выполняет подобные работы регулярно. Для простого же автолюбителя достаточно будет вооружиться приведённым выше материалом, чтобы достичь

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector