Что такое улитка в машине - Авто журнал Альянс Авто
20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое улитка в машине

200g › Блог › «Улитка» под капотом

Всем известно: то, что сгорает в двигателе, не бензин или дизельное топливо в чистом виде, а топливовоздушная смесь. То есть, на мощность мотора влияет не только такие параметры, как количество и качество поступающего в камеру сгорания горючего, но и объем подаваемого в нее воздуха. Наиболее эффективным решением является так называемый турбонаддув.

А ведь все началось еще на заре автомобилестроения. В первых моделях «самодвижущихся экипажей» двигатель располагался сзади, за сиденьем. Естественно, что при такой компоновке возникали проблемы с подачей воздуха. Вот тогда небезызвестный Готлиб Вильгельм Даймлер и придумал выход, установив вентилятор, приводимый в движение от коленчатого вала, с патрубком, насаженным на карбюратор. Так был создан первый простейший компрессор, сжимавший атмосферный воздух и подающий его в простейшую систему питания.
Однако этот узел имел короткую историю, поскольку вскоре автомобили стали серийно выпускаться с передним расположением двигателя, и необходимость в «насильственном» нагнетании воздуха отпала.

Тем не менее, еще в 1905 году работавший над усовершенствованием дизелей в знаменитой тогда швейцарской моторной компании Sulzer Brothers (теперь о ней уже никто и не вспомнит) инженер Альфред Бюхи изобрел и запатентовал такое устройство, как турбонаддув. Это был именно тот узел, каким мы его знаем – не отнимавший энергию у двигателя за счет «привязке» к коленвалу, а использующий силу выброса отработанных газов компрессор.

Слово «турбокомпрессор» происходит от двух латинских — turbo (вихрь) и compressio (сжатие), что, в общем-то, и определяет предназначение механизма. Условно механизм турбины можно разделить на две части: ротор и компрессор. Через корпус ротора, которого за форму называют «улиткой», проходят выхлопные газы. Внутри корпуса установлено крыльчатка небольшого диаметра, но с множеством лопаток.
Выхлопные газы, проходя через «улитку» вращают крыльчатку и при этом еще и охлаждаются.

А чем холоднее продукты сгорания, тем легче их вытолкнуть из системы – одно только это способствует повышению мощности (правда, совсем на немного).

Крыльчатка ротора, соединенная валом с крыльчаткой компрессора, передает последнему вращение.
В итоге атмосферный воздух засасывается крыльчаткой в «улитку» со стороны компрессора, уже сжатый, оказывается во впускном коллекторе.
Это, так сказать, основная схема.

Однако только лишь компрессора и ротора недостаточно, чтоб получить полноценный узел.
Во-первых, нужна система контроля давления, чтоб не было критичного для поломки механизма избытка нагнетаемого воздуха.
Для этого в большинстве случаев в турбонаддув устанавливают пневмопривод с перепускным (бай-пассным) клапаном. От этого механизма зависит производительность системы – когда давление на выходе из компрессора начинает превышать оптимальное, клапан открывается и излишки воздуха стравливаются напрямую в выпускную систему.
Во-вторых, нагнетаемый воздух необходимо охладить. Дело в том, что при работе механизмы сильно нагреваются, заодно нагревая поступающий воздух. И его, разогретого и соответственно расширившегося сложнее сжимать, чем когда он холодный и требует меньшего объема.
Проблема охлаждения воздуха решается с помощью промежуточного радиатора (интеркулера) – сжатый воздух сначала проходит через него, и только потом попадает в цилиндры двигателя.

Казалось бы, все довольно просто, и нет никакой проблемы изготовить и установить турбонагнетатель в автомобиль.
…Тем не менее, первые серийные образцы этого узла появились только в 50-х годах прошлого столетия (через 50 лет после изобретения!) — специалисты компаний Caterpillar и Cummins сумели приспособить наддув к тракторам и грузовикам соответственно.
Первые же легковые авто получили «улитку» еще позже, в 1962 году – практически одновременно были представлены «заряженные» Oldsmobile Jetfire и Chevrolet Corvair Monza.

Вся проблема заключалась в надежности турбонаддува. Рабочие обороты турбины на два порядка выше оборотов двигателя – они начинаются в среднем от 110000 об./мин и доходят до 200 000 об./мин!
При этом температура еще не охлажденного, но сжатого воздуха доходит до 1000ºС!
Сколько в таком экстремальном режиме могла проработать система? Дни? Часы? Минуты? Вот из-за таких высоких нагрузок на элементы конструкции турбонаддув долгое время и не находил применения в автомобильном транспорте.

Надежная работа вращающихся элементов наддува напрямую зависит не только от качества используемых материалом – они делаются из специальных высоколегированных сплавов (поэтому зачастую ремонт наддува без использования «фирменных» запчастей просто невозможен), но и от работы системы смазки двигателя – сразу же после запуска мотора включается масляный насос, масло подается, в том числе, и на подшипники ротора, компрессора, и на соединяющий эти механизмы вал. Количество подаваемой смазки увеличивается с числом оборотов двигателя. И тут архиважную роль играет тип используемого моторного масла – большинство производителей предлагает специальные жидкости для двигателей с турбонаддувом.

Собственно, именно из-за этого долгое время «турбина» никак не могла «дойти до потребителя» – просто-напросто химическая промышленность не могла предложить подходящие смазочные материалы.

При несвоевременной замене масла одними из первых «летят» подшипники и вал «улитки». Так же повышается образование нагара, ухудшается теплоотдача и падает количество оборотов турбонаддува.

Что такое турбонаддув

Такая вот небольшая с виду «улитка» — один из самых действенных способов увеличить мощность двигателя.

Несомненно, каждый из нас хоть раз в жизни замечал на обычном с виду автомобиле шильдик «turbo». Производители, как нарочно, делают эти шильдики небольшого размера и размещают в неприметных местах так, что непосвящённый прохожий не заметит и пройдёт мимо. А понимающий человек непременно остановится и заинтересуется автомобилем. Ниже приводится рассказ о причинах такого поведения.

Автомобильные конструкторы (с момента появления на свете этой профессии) постоянно озабочены проблемой повышения мощности моторов. Законы физики гласят, что мощность двигателя напрямую зависит от количества сжигаемого топлива за один рабочий цикл. Чем больше топлива мы сжигаем, тем больше мощность. И, скажем, захотелось нам увеличить «поголовье лошадей» под капотом — как это сделать? нас и поджидают проблемы.

Турбокомпрессор состоит из двух «улиток» — через одну проходят отработавшие газы, а вторая «качает» воздух в цилиндры.

Дело в том, что для горения топлива необходим кислород. Так что в цилиндрах сгорает не топливо, а топливно-воздушная смесь. Мешать топливо с воздухом нужно не на глазок, а в определённом соотношении. К примеру, для бензиновых двигателей на одну часть топлива полагается частей воздуха — в зависимости от режима работы, состава горючего и прочих факторов.

Как мы видим, воздуха требуется весьма много. Если мы увеличим подачу топлива (это не проблема), нам также придётся значительно увеличить и подачу воздуха. Обычные двигатели засасывают его самостоятельно разницы давлений в цилиндре и в атмосфере. Зависимость получается прямая — чем больше объём цилиндра, тем больше кислорода в него попадёт на каждом цикле. Так и поступали американцы, выпуская огромные двигатели с умопомрачительным расходом горючего. А есть ли способ загнать в тот же объём больше воздуха?

Выхлопные газы из двигателя вращают ротор турбины, тот, в свою очередь, приводит в движение компрессор, который нагнетает сжатый воздух в цилиндры. Перед тем как это произойдёт, воздух проходит через интеркулер и охлаждается — так можно повысить его плотность.

Есть, и впервые придумал его господин Готтлиб Вильгельм Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler). Знакомая фамилия? Ещё бы, именно она используется в названии DaimlerChrysler. Так вот, этот немец весьма неплохо соображал в моторах и ещё в 1885 году придумал, как загнать в них больше воздуха. Он догадался закачивать воздух в цилиндры с помощью нагнетателя, представлявшего собой вентилятор (компрессор), который получал вращение непосредственно от вала двигателя и загонял в цилиндры сжатый воздух.

Швейцарский инженер-изобретатель Альфред Бюхи (Alfred J. Büchi) пошёл ещё дальше. Он заведовал разработкой дизельных двигателей в компании Sulzer Brothers, и ему категорически не нравилось, что моторы были большими и тяжёлыми, а мощности развивали мало. Отнимать энергию у «движка», чтобы вращать приводной компрессор, ему также не хотелось. Поэтому в 1905 году господин Бюхи запатентовал первое в мире устройство нагнетания, которое использовало в качестве движителя энергию выхлопных газов. Проще говоря, он придумал турбонаддув.

Идея умного швейцарца проста, как всё гениальное. Как ветра вращают крылья мельницы, также и отработавшие газы крутят колесо с лопатками. Разница только в том, что колесо это очень маленькое, а лопаток очень много. Колесо с лопатками называется ротором турбины и посажено на один вал с колесом компрессора. Так что условно турбонагнетатель можно разделить на две части — ротор и компрессор. Ротор получает вращение от выхлопных газов, а соединённый с ним компрессор, работая в качестве «вентилятора», нагнетает дополнительный воздух в цилиндры. Вся эта мудрёная конструкция и называется турбокомпрессор (от латинских слов turbo — вихрь и compressio — сжатие) или турбонагнетатель.

Читать еще:  Ваз 2114 ручка двери внешняя

Аналог турбонаддува — приводной нагнетатель — жёстко связан с двигателем и тратит на свою работу часть его мощности.

В турбомоторе воздух, который попадает в цилиндры, часто приходится дополнительно охлаждать — тогда его давление можно будет сделать выше, загнав в цилиндр больше кислорода. Ведь сжать холодный воздух (уже в цилиндре ДВС) легче, чем горячий.

Воздух, проходящий через турбину, нагревается от сжатия, а также от деталей турбонаддува, разогретого выхлопными газами. Подаваемый в двигатель воздух охлаждают при помощи так называемого интеркулера (промежуточный охладитель). Это радиатор, установленный на пути воздуха от компрессора к цилиндрам мотора. Проходя через него, он отдаёт своё тепло атмосфере. А холодный воздух более плотный — значит, его можно загнать в цилиндр ещё больше.

А вот так выглядит интеркулер.

Чем больше выхлопных газов попадает в турбину, тем быстрее она вращается и тем больше дополнительного воздуха поступает в цилиндры, тем выше мощность. Эффективность этого решения по сравнению, например, с приводным нагнетателем в том, что на «самообслуживание» наддува тратится совсем немного энергии двигателя — всего 1,5%. Дело в том, что ротор турбины получает энергию от выхлопных газов не за счёт их замедления, а за счёт их охлаждения — после турбины выхлопные газы идут быстро, но более холодные. Кроме того, затрачиваемая на сжатие воздуха даровая энергия повышает КПД двигателя. Да и возможность снять с меньшего рабочего объёма большую мощность означает меньшие потери на трение, меньший вес двигателя (и машины в целом). Всё это делает автомобили с турбонаддувом более экономичными в сравнении с их атмосферными собратьями равной мощности. Казалось бы, вот оно, счастье. Ан нет, не всё так просто. Проблемы только начались.

У Mitsubishi Lancer Evolution интеркулер располагается в переднем бампере перед радиатором. А у Subaru Impreza WRX STI — над двигателем.

, скорость вращения турбины может достигать 200 тысяч оборотов в минуту, , температура раскалённых газов достигает, только попробуйте представить, 1000°C! Что всё это означает? То, что сделать турбонаддув, который сможет выдержать такие неслабые нагрузки длительное время, весьма дорого и непросто.

Выхлопные газы разогревают и выпускную систему, и турбонаддув до очень высоких температур.

По этим причинам турбонаддув получил широкое распространение только во время Второй мировой войны, да и то только в авиации. В годах американская компания Caterpillar сумела приспособить его к своим тракторам, а умельцы из Cummins сконструировали первые турбодизели для своих грузовиков. На серийных легковых машинах турбомоторы появились и того позже. Случилось это в 1962 году, когда почти одновременно увидели свет Oldsmobile Jetfire и Chevrolet Corvair Monza.

Но сложность и дороговизна конструкции — не единственные недостатки. Дело в том, что эффективность работы турбины сильно зависит от оборотов двигателя. На малых оборотах выхлопных газов немного, ротор раскрутился слабо, и компрессор почти не задувает в цилиндры дополнительный воздух. Поэтому бывает, что до трёх тысяч оборотов в минуту мотор совсем не тянет, и только потом, тысяч после четырёх-пяти, «выстреливает». Эта ложка дёгтя называется турбоямой. Причём чем больше турбина, тем она дольше будет раскручиваться. Поэтому моторы с очень высокой удельной мощностью и турбинами высокого давления, как правило, страдают турбоямой в первую очередь. А вот у турбин, создающих низкое давление, никаких провалов тяги почти нет, но и мощность они поднимают не очень сильно.

Почти избавиться от турбоямы помогает схема с последовательным наддувом, когда на малых оборотах двигателя работает небольшой малоинерционный турбокомпрессор, увеличивая тягу на «низах», а второй, побольше, включается на высоких оборотах с ростом давления на выпуске. В прошлом веке последовательный наддув использовался на суперкаре Porsche 959, а сегодня по такой схеме устроены, например, турбодизели фирм BMW и Land Rover. В бензиновых двигателях Volkswagen роль маленького «заводилы» играет приводной нагнетатель.

На рядных двигателях зачастую используется одиночный турбокомпрессор (пара «улиток») с двойным рабочим аппаратом. Каждая из «улиток» наполняется выхлопными газами от разных групп цилиндров. Но при этом обе подают газы на одну турбину, эффективно раскручивая её и на малых, и на больших оборотах

Но чаще по-прежнему встречается пара одинаковых турбокомпрессоров, параллельно обслуживающих отдельные группы цилиндров. Типичная схема для турбомоторов, где у каждого блока свой нагнетатель. Хотя двигатель V8 фирмы M GmbH, дебютировавший на автомобилях BMW X5 M и X6 M, оснащён перекрёстным выпускным коллектором, который позволяет компрессору получать выхлопные газы из цилиндров разных блоков, работающих в противофазе.

Турбина twin-scroll имеет двойную «улитку» турбины — одна эффективно работает на высоких оборотах двигателя, вторая — на низких

Заставить турбокомпрессор работать эффективнее во всём диапазоне оборотов, можно ещё изменяя геометрию рабочей части. В зависимости от оборотов внутри «улитки» поворачиваются специальные лопатки и варьируется форма сопла. В результате получается «супертурбина», хорошо работающая во всём диапазоне оборотов. Идеи эти витали в воздухе не один десяток лет, но реализовать их удалось относительно недавно. Причём сначала турбины с изменяемой геометрией появились на дизельных двигателях, благо, температура газов там значительно меньше. А из бензиновых автомобилей первый примерил такую турбину Porsche 911 Turbo.

Турбина с изменяемой геометрией.

Конструкцию турбомоторов довели до ума уже давно, а в последнее время их популярность резко возросла. Причём турбокомпрессоры оказалось перспективным не только в смысле форсирования моторов, но и с точки зрения повышения экономичности и чистоты выхлопа. Особенно актуально это для дизельных двигателей. Редкий дизель сегодня не несёт приставки «турбо». Ну а установка турбины на бензиновые моторы позволяет превратить обычный с виду автомобиль в настоящую «зажигалку». Ту самую, с маленьким, едва заметным шильдиком «turbo».

Мощная воздуходувка из «улитки» печки авто и бензопилы

Воздуходувка (или как ее еще называют — садовый пылесос) состоит из корпуса с вентилятором, двигателя и патрубка, из которого выходит поток воздуха. В данном обзоре изготовим самодельную воздуходувку.

В качестве корпуса с вентилятором выступает «улитка» печи автомобиля. Патрубок можно сделать из куска пластиковой канализационной трубы. А двигатель в данном случае будет бензиновый — который установлен в бензопиле.

Первым делом автор отрезает небольшой кусок болванки, в котором нужно просверлить отверстие. Также надо отрезать кусок круглого прутка.

Вставляем пруток в отверстие, после чего обвариваем. Затем нужно будет приварить шайбу, внутри которой имеются пазы для приводной звездочки бензопилы.

Основные этапы работ

На следующем этапе необходимо будет отрезать небольшой кусок металлической пластины, просверлить в нем отверстие и сделать прорезь.

Чтобы сделать прорезь, сначала сверлим рядом друг с другом три отверстия, а потом убираем перегородки с помощью бормашинки.

Далее изготовленные детали устанавливаем на бензопилу. Сначала — кусок кругляка с шайбой под звездочку, потом — металлическая пластина. К ней еще надо будет приварить кольцо из толстостенной трубы.

А на сам пруток надевается втулка с подшипниками. Затем автор вырезает заготовку из пластины, сверлит в ней отверстия (три — по краям и одно — по центру), после чего приваривает к втулке.

На последнем этапе устанавливаем «улитку» и патрубок из канализационной пластиковой трубы. Предварительно для него необходимо сделать переходник.

Подробнее о том, как изготовить мощную воздуходувку из «улитки» печки авто и бензопилы, смотрите в данном видео.

Самодельный гриндер на базе обычного заточного станка

Следующий пост

Делаем барбекю-гриль с подъемным механизмом

Комментарии

Рубрики сайта
  • Авиация
  • Авто и мото
  • Армия и флот
  • Археология
  • Животные
  • Здоровье
  • Знаменитости
  • Игры
  • Интересное
  • Интернет и компьютеры
  • История
  • Космос
  • Криминал
  • Кулинария
  • Культура и искусство
  • Мода и стиль
  • Музыка
  • Наука и технологии
  • Новости
  • Общество
  • Охота и рыбалка
  • Политика
  • Природа
  • Психология
  • Путешествие и отдых
  • Развлечения
  • Религия
  • Родноверие
  • Рукоделие
  • Сад и огород
  • Самоделки
  • Спорт
  • Строительство и дизайн
  • Тайны и мифы
  • Экономика
  • Юмор, приколы
  • Песочница
Последние комментарии

Когда я играю в Topigr, я бы хотел, чтобы мы были полностью свободны от проблем, и не бесп.

Сейчас в мире столько всего не объяснимого, что мама не горюй.

Пиндосы, признайтесь что вы не были на Луне и мы от вас отстанем.

Басков такой-же бандерлог как и Ротару! Басков, почему не едешь выступать в Крым и Донбасс.

Так называемая «поистине великая звезда» спонсировала геноцид Донбасса! Пусть выступает пе.

Ещё одна свинья вернулась в свой свинарник. Донбасс стал чище.

На 90% согласен с мнением автора. Тут есть мнение a.filipovic. Я так и не понял это кто.

Это не песчаная буря. Море отступило под ветром и ветер поднял песок.

Набирающие популярность

Как сделать добротное кресло из дерева своими руками

Ручная швейная машинка из ненужного хлама

Самодельный орехокол для колки лесных орехов

Стул-шезлонг из досок своими руками

Электрический орехокол из фанеры и двигателя стеклоочистителя

Информационно-развлекательный сайт «Лабуда» — это ежедневные, оперативные, актуальные, интересные новости и полезная информация из разных сфер жизни.

Читать еще:  Газель жесткая педаль тормоза

Полное или частичное копирование материалов сайта labuda.blog разрешается только при указании активной и индексируемой гиперссылки на источник публикации.

Правовая информация

Уважаемые авторы, помните, размещаемые вами публикации, не должны нарушать законодательство Российской Федерации и авторские права сторонних ресурсов.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации и Республиках Новороссии: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры​​», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

Чемпион с улиткой на авто

В столице Коми состоялся финал автобаталий «Супершип»

9 марта на республиканском стадионе в Сыктывкаре прошел финальный, четвертый этап ледовых автогонок «Супершип». Обилие контактной борьбы между машинами привело к массе поломок и двум переворотам, из 17 экипажей до финиша добралось всего девять. Победителем по итогам сезона стал сыктывкарец Максим Кулешов, чей автомобиль украшает веселая улитка.

До финальной гонки в интервью «Республике» единственная женщина в «Супершипе» среди суровых мужчин Ирина Ярошенко говорила о том, что в ее карьере еще не было «ушей» (так на спортивном сленге называется переворот автомобиля на крышу). По иронии судьбы именно в посвященном Международному женскому дню финальном этапе гонщице пришлось получить этот неприятный опыт. С самого начала гонки автоледи стала агрессивно сражаться за победу. В десятом заезде она чуть было не перевернулась – после входа в поворот машина завалилась набок и вошла в снежный бруствер. Под конец соревнований Ирина, проехав зрительскую трибуну, неудачно вписалась в поворот, и машина перевернулась. Неудачу компенсировало внимание со стороны болельщиков, которые после гонки обступили красавицу со всех сторон и долго фотографировались, осыпая ободряющими словами.

Второй переворот на крышу в этот вечер произошел у одного из основных конкурентов в борьбе за медали. Это был Сергей Шерстобитов, перевернувшийся прямо перед зрительской трибуной. До этого спортсмен эффектно катился на двух колесах, пуская снежную пыль. После случившегося привести машину в порядок механики из его команды не смогли.

– Не мой сезон, – с грустью сказал гонщик, глядя на своего «железного коня» в предстартовом автогородке.

Основная схватка за чемпионский титул должна была развернуться между сыктывкарскими спортсменами Максимом Кулешовым и Александром Русановым. Именно они наиболее ровно прошли три предыдущих этапа, имели по одной победе и стабильно попадали в призеры. Но в шестом заезде во время гонки у машины Александра Русанова повалил дым из-под капота. Оказалось, что техническая неисправность не позволяет ему продолжить автосражение. В итоге для победы Максиму Кулешову можно было уже не гнаться за высоким результатом, а оставалось лишь сохранить машину в боевом состоянии и добраться до финиша. Это ему удалось, и он занял второе место в четвертом этапе, став чемпионом по итогам сезона. После награждения триумфатор рассказал о пути к победе, а также раскрыл секрет появления улитки на гоночном автомобиле:

– Для меня в целом сезон сложился удачно: завоевал Кубок главы Вельского района, занял третье место на Кубке городов России, где было 53 участника, а теперь выиграл здесь. К победе привели стабильность выступлений и техническая подготовка. Машина – молодец! Ни разу не подвела, никаких не было проблем, и ни на одном из стартов мы даже не открывали капот, то есть настолько были уверены в ней. Большое спасибо механикам, все готовили своими силами, друзья тоже помогали чем могли. А улитка – это такой прикол, это персонаж из мультфильма «Турбо», где улитка ездила под пятым номером. Я под этим номером езжу уже лет десять, поэтому было без вариантов.

Победителем четвертого этапа стал гость из Кирова Роман Мельников. А вот за третье место разгорелись большие споры с судьями. Право на бронзу отстаивали сыктывкарцы Борис Сидоренко и Виталий Лебедев. В итоге Виталий Лебедев, показав судьям видеоповтор, доказал, что не нарушал правил в 12 заезде и судьи сняли с него баллы неправомерно. Борису Сидоренко переубедить судей не удалось, и бронза досталась Виталию Лебедеву. Второе место по итогам сезона у Романа Мельникова, третьим стал Александр Русанов.

Подводя итоги сезона, главный судья соревнований Виктор Сулимов отметил, что чемпионат получился интересным, интрига сохранялась на протяжении всех четырех этапов:

– К этому привела высокая конкуренция, ведь в квалификации все показывают примерно одно время. Соответственно, подготовка машин и готовность спортсменов на должном уровне. Это позволяет ярко и зрелищно выступать. Но казусы есть, на сей раз двое «ушей» было. Будем надеяться, что в следующем году станет больше машин, пилоты сейчас «строят» новые машины. Сегодня двое механиков проехали на «квалификации», решили попробовать, как смогут ездить по льду, и обоим понравилось. Думаю, в следующем году они уже выйдут как гонщики. Самое главное – «построить» машины, так как это действительно дорого, цены на моторы обходятся до пятисот тысяч рублей. Как вы, наверное, заметили, редко кто «живой» отсюда уезжает, то есть с целой машиной: колеса отрывает, шрусы ломает, двигатели выходят из строя – сегодня только три двигателя «хлопнуло».

Любителей автоспорта 16 марта ждет еще традиционная шоу-гонка, которой организаторы официально закроют сезон «Супершипа» в Коми.

Улитка — это улет!

Хорошо воспитанный домашний моллюск щекочет хозяина языком

29.11.2010 в 17:15, просмотров: 33982

Спросишь у человека, почему у него нет домашнего животного, и услышишь тысячу причин. Кому-то условия не позволяют, у кого-то средств не хватает, кто-то страдает аллергией. Хотите совет? Заведите себе гигантскую сухопутную улитку ахатину! Это идеальный питомец: не шумит, не пахнет, не кусается, не царапается, ест все подряд и не требует ежедневных прогулок. Трудно найти более неприхотливое создание!

Моллюска можно взять с собой в отпуск или оставить дома без присмотра — не обидится! И пусть американцы вам завидуют. В США, где расплодившиеся гигантские улитки жрали все подчистую, вплоть до штукатурки, содержать “живых ракушек” запрещено под страхом реального срока. В нашем суровом климате у моллюсков нет ни единого шанса выжить за пределами теплой квартиры.

Улитка — зверь не для всех. Анатолий Савенков влюбился в ахатину со второго взгляда. К ней надо присмотреться!

— Когда моей подруге подарили ахатину, мне было просто любопытно. Раньше я никогда не видел ничего подобного и о таких огромных улитках вообще не знал, — рассказывает Анатолий о первой встрече с гигантским моллюском.

— Как правило, мы заводим домашних животных для компании. Возможно ли с улиткой какое-то общение?

— У улитки нет слуха, и она не издает никаких звуков, но она всегда чувствует протянутую руку и пытается взгромоздиться на нее. Кроме того, улитки чувствуют “своих” — то есть хозяев.

— Как проявляется это узнавание?

— Если улитку в руки берет хозяин или знакомый человек, она сразу раскрывается и начинает ползать, а с чужими будет вести себя недотрогой, явно побаиваясь.

— Удивительно! Моллюски ведь относятся к отряду простейших, они служат кормом для других организмов. Для многих гурманов улитка отлично смотрится лишь в крем-супе с ароматом чеснока. Но, оказывается, улитка не так проста, как кажется! Какие органы чувств у нее развиты?

— У улитки достаточно сильное обоняние. Например, она сразу чувствует, что в террариум положили пищу. За обоняние ответственны короткие рожки, находящиеся возле рта. Есть зрение на уровне “рядом объект” — глаза располагаются на длинных рожках, которые улитка выпячивает во время движения. Осязание также присутствует, и если потрогать улитку, она это почувствует.

— Улитка — символ медлительности. Она никогда никуда не спешит. Разве интересно за ней наблюдать?

— Даже когда улитка была у нас одна, наблюдать за ней было очень любопытно. Сейчас у нас две улитки, причем у них абсолютно разный характер. Если одна любит много ползать по террариуму, то вторая предпочитает спать, зарывшись в грунт. Причем ленивая улитка почему-то более прожорлива. Интересно следить, как ахатина ползет по прозрачному стеклу террариума — сразу понимаешь принцип ее движения. Процесс поедания улиткой какой-либо пищи тоже затягивает. Если пища твердая: лист капусты, морковь, огурец — раздается характерный хруст.

— Улитки скользкие на ощупь, выделяют слизь. Вам приятно держать ее в руках?

— Лично я не испытываю никаких неприятных ощущений. Улитка просто ползает по руке — и всё, оставляя за собой влажный след из слизи, которая ничем не пахнет. Правда, смывать ее потом долго приходится. Одно время мы беспокоились — не укусит ли? Ротовое отверстие выглядит достаточно внушительным, особенно если понаблюдать за улиткой во время еды. Но вскоре выяснилось, что не кусается. Максимум, на что она способна, — это пощекотать хозяина языком-“теркой”.

Читать еще:  Ауди а 80 бочка

— Улитки неприхотливы в еде, они с удовольствием утилизируют яблочные огрызки и другие отходы с нашего стола. Есть ли у вашей воспитанницы гастрономические предпочтения?

— Улитки очень любят огурцы — наверное, это их любимая еда. Зелень, листья салата и болгарский перец также в почете. Едят и другие овощи, кашу, например дефицитную гречку. Фрукты обычно едят не очень охотно — зависит от улитки, у каждой свой вкус. Кальций поглощают в любом виде — он нужен для построения раковины; мы даем толченую скорлупу от яиц, сметают всю. По возможности кормить улитку нужно разнообразно — если она привыкнет к какой-то одной еде, то отучить будет сложновато. Улитка просто не будет ничего есть довольно долгое время и может впасть в спячку.

— Читала, что, если кормить улитку ярко окрашенными овощами, в частности разноцветными перцами, у нее может меняться цвет раковины. В общем, улитка — вариант хамелеона. Вы замечали такое явление?

— С перцем эксперименты специально не проводили. Некоторые заводчики утверждают, что цвет меняется, но я ни подтвердить, ни опровергнуть это не могу.

— У вашей улитки есть имя?

— Мне не приходило в голову назвать улитку каким-либо именем, потому что, по сути, у нее нет пола — вернее, пол улиток меняется по ходу жизни и развития. Впрочем, об улитках обычно говорится в женском роде — само слово “улитка” не предполагает формы мужского рода.

— Домашние животные, как и люди, периодически заболевают, тогда приходится обращаться к ветеринару. А ваша улитка не жаловалась на здоровье?

— В нормальных условиях улитки ничем не болеют, нам пришлось однажды столкнуться лишь с одной неприятностью — потерей раковины. У одной улитки ослабла мышца, которая удерживает раковину. Насколько мне известно, это врожденный дефект; взрослая улитка при этом погибает.

— Сколько у вас улиток?

— Разводить не собираетесь?

— Планов на разведение нет, так как плодятся они очень большими темпами и куда их потом девать — непонятно. Можно раздавать, конечно, учитывая тот факт, что сейчас популярность домашних ахатин растет. С другой стороны, плодящаяся улитка не вырастает до больших размеров — а нам как раз хотелось бы вырастить гиганта. Наши яйца еще не откладывали. Кладут они обычно под сотню яиц, из которых половина точно вылупляется.

— На одном из “улиточных” сайтов прочитала историю о том, как гигантская улитка выбралась ночью из тесного контейнера, совершила восхождение на потолок, попутно уничтожив ровную полоску обоев, и ухнула прямо на спящего хозяина. А ваши улитки в такие переплеты не попадали?

— Поскольку улитки не покидают пределов террариума, особенных приключений с ними не случается. Из историй были разве что периодические падения с высоты, когда улитка не рассчитывает силы (или когда на нее наползает другая). Мы используем в качестве грунта землю, так что падение не оборачивается особыми неприятностями; но если вместо земли будут камни (некоторые заводчики используют их) — это чревато трещинами и сколами раковины. Которые, впрочем, при достаточном количестве кальция в еде довольно быстро зарастают.

— Какие чувства они у вас вызывают?

— Такие же, как любой домашний питомец, у которого есть свой характер. У улиток он есть — это точно.

— Анатолий, вы считаете ахатину идеальным домашним животным. А каким людям улитка не подходит?

— Некоторые из моих знакомых просто не переносят вида улитки и считают ее “мерзкой”. Видимо, из-за слизи, которую выделяют улитки при движении. На самом деле слизь (как и всё остальное) совершенно не имеет запаха. Аллергии на улитку не бывает.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №25512 от 30 ноября 2010

Улитка вентиляционная: особенности вытяжного центробежного вентилятора

Центробежный вентилятор улитка сочетает в себе надежность конструкции, отличные показатели мощности и простоту эксплуатации. Основное назначение нагнетателя заключается в перемещении больших воздушных масс и организации системы дымоудаления. Используются такие вентиляторы в сушильных камерах, при обдувке станков, в покрасочных цехах и промышленных установках вентиляции зданий.

Центробежные вентиляторы отличаются великолепной эффективностью, которая достигается за счёт быстрого вращения радиального колеса с многочисленными лопатками. Рабочий элемент находится в спиральной камере, что позволяет обеспечить максимально возможную эффективность нагнетания воздуха. Лопасти на колесе выполняются изогнутыми, прямыми или в виде крыла птицы. Соответственно, различаются размеры оборудования, его производительность и назначение.

В зависимости от показателей давления потока воздуха принято выделять три класса центробежных вентиляторов:

  • низкого давления;
  • средней мощности;
  • сверхмощные установки.

Показатель давления может варьироваться в диапазоне 0,1—12 кПа. Производительность оборудования будет зависеть от профиля и количества лопаток, а также от используемого электродвигателя, который отвечает за вращение рабочего элемента. В продаже можно найти как полностью механические аппараты, так и установки, которые управляются автоматикой и имеют расширенную функциональность.

Все используемые сегодня кулеры улитка могут работать как на вдувание, так и на удаление воздуха из помещения. Чтобы изменить направление вращения рабочего колеса, меняются местами фазы тока у клемм электродвигателя. Делается это с помощью соответствующего тумблера переключателя на блоке управления устройством. Отдельные модели вентиляционного оборудования имеют возможность изменения частоты вращения, что позволяет регулировать производительность нагнетателей.

Центробежные вентиляторы, предназначенные для перемещения воздуха и смеси газов, выполняются из прочных материалов, позволяющих выдерживать агрегату повышенные температуры. Конструкция состоит из вращающегося колеса с закрепленными на нем лопастями. Рабочая деталь соединена с валом электродвигателя, отвечающего за вращение и нагнетание воздуха. Принцип действия вытяжки следующий:

  1. 1. Воздух засасывается внутрь корпуса ротором через входное отверстие.
  2. 2. Воздушные массы получают вращательное движение.
  3. 3. За счёт центробежной силы, созданной вращающимися лопатками, воздух под высоким давлением нагнетается к расположенному в спиральном кожухе выходному отверстию.

Специальная конструкция вентилятора позволяет даже при малой мощности электродвигателей обеспечить высокое давление и отличные показатели производительности. Благодаря компактным размерам нагнетатели могут использоваться в бытовых системах вентиляции и дымоудаления.

Улитка вентиляционная сочетает надежность конструкции и великолепную эффективность. К преимуществам оборудования этого типа можно отнести:

  • доступную стоимость;
  • простоту эксплуатации, обслуживания и ремонта;
  • надежность и износоустойчивость;
  • производительность.

Из недостатков выделяют сложности с регулировкой мощности и частоты вращения. Такие особенности эксплуатации характерны для вентиляторов, оснащенных асинхронным двигателем. При необходимости изменения частоты вращения следует приобретать установки с расширенной автоматикой управления, что приводит к увеличению стоимости оборудования.

Назначение и показатели мощности устройства будут во многом зависеть от материала, из которого изготовлен кулер. Промышленная улитка для вентиляции выполняется из стали и других сверхпрочных сплавов с учетом степени агрессивности среды применения. Модели вентиляторов, предназначенные для эксплуатации с неагрессивными смесями газов и кислородом, могут изготавливаться из углеродистой и оцинкованной стали.

Когда устройство используется для перемещения агрессивных газовых смесей и кислот, необходимо выбирать химически устойчивые стали, что позволяет обеспечить надежность и беспроблемность эксплуатации техники.

Стандартные модификации вытяжных вентиляторов предназначены для использования с воздушными массами и газами, температура которых не превышает 90 °C. В продаже можно найти узкоспециализированные модели, применяемые для работы с газами температурой до 200 °C. Такие агрегаты выполнены из специальной жаропрочной стали, которая отличается устойчивостью к воздействию кислот.

Существует также взрывозащищенный вариант вытяжки, выполненный из алюминиевых, медных сплавов и других пластичных металлов. В таких улитках используется специальный электропровод, который исключает искрение, являющееся основной причиной взрывов и возгораний.

При необходимости использования центробежных вентиляторов в условиях повышенной влажности применяют модификации, защищенные от коррозионных процессов. Изготавливается корпус улитки из специальной оцинкованной стали, а наличие прорезиненных прокладок позволяет исключить проникновение влаги внутрь защищенного корпуса, где располагаются электромотор и управляющая автоматика.

Если технологический процесс подразумевает активное пылеобразование и наличие в воздухе опилок и прочих механических смесей, то использовать стандартные модификации радиальных вентиляторов не представляется возможным. Необходимо выбирать специальные пылезащищенные установки, которые не имеют на рабочем колесе дополнительного переднего диска, а количество лопаток на валу у них достигает 6—8 штук.

Также особенностью оборудования этого типа является наличие большого зазора между всасывающим отверстием и рабочим колесом. Такая конструкция позволяет справляться с пылью, не снижая при этом коэффициент полезного действия оборудования.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector