0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваз или лада как правильно

Жигули или Lada, как выбор постсоветского человека

Продолжение цикла постов о Lada‘х, сразу хочу уточнить о чем пост, после развала СССР, в страны СНГ повалило огромное количество Lada обратно, перед людьми стал выбор, брать к примеру что-то что ездило по Советскому Союзу, или взять что-то из Европы, именно тогда и среди автолюбителей зародилось слово реэкспорт. Именно он начал ценится, именно ниже, постараюсь объяснить почему же так было, на данный момент часто в объявлениях можно встретить реэкспортные авто, это лишь отголоски.

Пост более общий и относится ко всем автомобилям АвтоВаза, можно включить и классику и ниву.

Расскажу немного о самих авто, то что знает уже каждый, по факту вся классическая линейка это фиат 124, который был переделан(модифицирован) под наши реалии, а так же для поднятия ремонтопригодности.

СССР не собирался делать автомобиль только для советских граждан, так же важно было принимать участие в завоевании рынка Европы и не только.

Такая гонка была заявлением о государстве, а так же хорошим способом получать прибыль. Что бы вы понимали, как относились к автомобилям Lada в Европе, достаточно посмотреть, как сейчас относятся к автомобилям Китая, рынок довольно велик, авто в максимальных комплектациях, по цене бюджетных европейских автомобилей в пустых комплектациях.

Я уже уточнял в предыдущих постах, в 80х доп опцией были сейчас стандартные вещи, доходило до абсурда, допами было правое зеркало, ремни безопасности(задние), я уже не говорю о радио. В Ладе всё это было стандартно и как правило из европейского рынка, дилеры комплектовали автомобили более правильно, часто можно было встретить реле Hella, именитые качественные лампы, проводка могла быть доработана, часто разгружали проводку с помощью доп реле, в итоге свет был ярче, стартер мощнее.

Из опций так же можно было заказать даже обвес, называется автомобиль Lada Nova Spezial. Эти автомобили хоть и были сделаны в СССР, увидели они «родные края» только после его развала.

Так же автомобили могли комплектоваться омывателями фар, реле «незабудкой», аудиосистемами, фаркопами. Это всё относится к классике и ниве.

Если говорить о девятом семействе, то там ряд опций был намного больше, можно было загнать авто в 90х на инжекторе, когда вокруг были одни карбюраторы, даже в большинства иномарок стоял моноинжектор, так же автомобиль мог быть с кондиционером и электростеклоподъемниками(Это всё опять отсылки на предыдущие статьи, Смотреть Lada Baltic). Ниже видно Lada Natasha и Lada Carlota, автомобили довольно известные, но попали они на наши дороги, только после развала СССР.

Почему же покупались лады за границей?

Ответ довольно прост, это цена, широкий спектр допов, таких как выбор цвета кузова, цвета салона, выбор дисков.

Почему же Жигули конкурировали с Lada?

Это были идентичные автомобили во многом, но тут появлялось множество критериев, которые убивали Жигули на вторичке, и вот несколько из них:

1. Уход за авто (Европейцы не привыкли лазить в автомобилях сами, большинство лад обслуживались на сервисах, ездили на качественном масле и новых фильтрах), регулярные мойки и тд. В прочем в Европе выбор деталей, смазок и антикора был огромный.

2. Качество самих деталей (Опять же, советское качество всем знакомо, но увы, именитые лампы светили ярче и дольше, реле были намного меньше, никто не пытался заменить запчасть в жигулях на похожую от трактора).

3. Отбор автомобилей еще на стадии производства (Многие думают, что автомобили на экспорт были созданы отдельно или более качество, на самом деле нет, просто на экспорт отбирали лучшие экземпляры).

4. Как правило, Lada позиционировали себя как повседневный автомобиль, ниже приведу немного рекламок. По этому их особо никто не перегружал.

5. Комплектации. Возможность покупки Lada не пустой, и не с динамиками от касетного магнитофона, часто автомобили попадали обратно уже с аудиоподготовкой с главным устройством именитым Sony или Pioneer, тогда еще пионер был более немецким (Исп. Японским), чем китайским.

Ниже немного рекламок, именно так видели европейцы Lada, как семейное авто.

Пятое семейство и седьмое, было довольно популярное на рынке Европы, их было пригнано обратно огромное количество, вид в 80х был более чем правильный. На решетке красуется надпись Lada, зеркала нету, длинные шильдики, чешские фары, это более ранние авто, были в целом идентичны Жигулям.

Интересный факт, в начале 00х, часто покупались шильдики Lada и авто пытались продать как экспорт, такие авто охотнее продавались и чуть дороже обычных Жигули.

Шестерка канадка, хотя рекламка Немецкая, опять же на рекламах видно, для кого продавались авто.

Ваз или лада как правильно

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных целиком из локализованных комплектующих. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчетном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию досрочно на 3 года, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд советских рублей.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. [1]

Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год.

Таблица: производство автомобилей, шт.

1990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008
743619674884673821656403529403607091679570740526542522677087706377767300702963699899712000721500724000770000801600

  • Источник за 2008 год[2]

По подсчётам компании Ernst&Young, в 2007 году в России было продано около 2,65 млн автомобилей, из которых «АВТОВАЗ» продал 663,5 тыс. автомобилей (что на 6,2 % больше, чем в 2006 году).

Государственная поддержка

В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванного им кризиса сбыта продукции в начале 2009 года «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб.

30 марта 2009 года Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу». [3]

Также модельный ряд «АВТОВАЗ» попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам. [4]

Собственники и руководство

Структура собственности

С 22 декабря 2005 года, после ухода в отставку председателя совета директоров В. В. Каданникова, общим собранием акционеров установлено следующее распределение пакетов акций: 64 % акций ОАО «АВТОВАЗ» принадлежат его же дочерним предприятиям — «AVVA» (38 %), ЗАО «ЦО АФК» (24 %) и ЗАО «ИФК» (2 %). При этом ОАО «АВТОВАЗ» принадлежат 86 % акций «AVVA», а «AVVA» вместе с «АВТОВАЗ» владеют 60 % акций «ЦО АФК».

В декабре 2007 года стало известно, что французская автомобилестроительная корпорация «[5] . 29 февраля 2008 года сделка состоялась, договор о продаже акций подписали глава совета директоров ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, президент «Troika Capital Partners» Сергей Скворцов и глава корпорации «Renault-Nissan» Карлос Гон [6] . Окончательная сумма сделки будет зависеть от итогов работы «АВТОВАЗ» в 2008—2009 годах, но не превысит 1,2 млрд долларов. После погашения казначейских акций завода «Renault» получит контрольный пакет акций.

На ноябрь 2008 года основные акционеры: Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» — по 25 % плюс 1 акция. [7]

Руководство

На конец 2008 года председатель совета директоров компании «АвтоВАЗ» — глава государственной корпорации «Ростехнологии» Чемезов Сергей Викторович. Президент-генеральный директор — Алешин Борис Сергеевич.

В предыдущие периоды руководителями ОАО «АВТОВАЗ» были:

  • 1966—1975 — Поляков, Виктор Николаевич, генеральный директор.
  • 1975—1982 — Житков, Анатолий Анатольевич, генеральный директор.
  • 1982—1988 — Исаков, Валентин Иванович, генеральный директор.
  • 1988—1996 — Каданников, Владимир Васильевич, генеральный директор.
  • 1996—2002 — Николаев, Алексей Васильевич, президент-генеральный директор.
  • 2002—2005 — Вильчик, Виталий Андреевич, президент-генеральный директор.
  • 2005—2006 — Есиповский, Игорь Эдуардович, президент-генеральный директор.
  • 2006—2007 — Артяков, Владимир Владимирович, президент-генеральный директор.
  • 2007—2009 — Алешин, Борис Сергеевич, президент-генеральный директор.

29 декабря 2000 года в здании заводоуправления ОАО «АВТОВАЗ» открылась галерея портретов всех генеральных директоров «АВТОВАЗ» с момента его основания. [8]

Деятельность

Основные производства

В состав производственных объектов ОАО «АВТОВАЗ» входят:

  • производство ремонта и обслуживания оборудования (ПРиОО);
  • металлургическое производство (МтП);
  • прессовое производство (ПрП);
  • сборочно-кузовное производство (СКП);
  • механо-сборочное производство (МСП);
  • производство пластмассовых изделий (ППИ);
  • корпус вспомогательных цехов (КВЦ);
  • опытно-промышленное производство (ОПП);
  • участок окраски кузовов.

Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем из себя две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.

В 1970-х годах в состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» были включены три предприятия:

После развала СССР, в результате акционирования, все предприятия стали акционерными обществами. В настоящее время указанные заводы продолжают поставлять свою продукцию как на ОАО «АВТОВАЗ», так и на другие автозаводы России.

Научно-технический центр

8 апреля 1986 года состоялся визит М. С. Горбачёва в Тольятти, где Генеральный секретарь ЦК КПСС посетил Автозавод. Результатом этого визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения инжинирингового центра.

4 сентября 1986 года Правительством страны было принято решение о создании на Волжском Автозаводе отраслевого научно-технического центра (НТЦ). В 1987—1994 годах были введены в строй его основные мощности: инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств. В 1996 году в НТЦ была принята в эксплуатацию полномасштабная аэродинамическая труба.

Первым руководителем научно-технического центра был В. В. Каданников (в 1986—1988 гг.).

7 сентября 2001 года, в честь 15-летия научно-технического центра, была открыта первая очередь технического музея. [9] Сегодня это — целый парк автомобильной и военной техники, где собраны уникальные экспонаты со всей страны. Музей открыт для посещения гражданами города.

После вхождения в число акционеров ОАО «АВТОВАЗ» французской компании Renault, принято решение о вхождении НТЦ ОАО «АВТОВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan. [10]

Показатели деятельности

Предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ. В 2004 году завод выпустил чуть более 712 тысяч, в 2005 году — 721,5 тысяч автомобилей. В 2006 году выпущено 966 380 автомобилей и автокомплектов, продано 724 тысяч готовых автомобилей, в том числе 185 673 автомобилей и сборочных комплектов на экспорт. В 2007 году продано (по данным компании) 770 тысяч авто.

В 2007 году компания планирует выпустить 959,7 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, в том числе 125 тыс. автомобилей Lada Kalina, более 210 тыс. автомобилей модели Lada Samara, 35 тыс. трехдверных внедорожников Lada 4х4 и 8 тыс. автомобилей «Lada 112 Coupe». Экспорт автомобилей и автокомплектов в 2007 году планируется увеличить до 194 тыс. единиц.

Выручка компании по МСФО в 2006 году по сравнению с 2005 выросла на 15 % — со 159 млрд. до 184 млрд. руб., чистая прибыль в 2006 году составила 3,534 млрд. руб. ($130 млн.) против убытка 673 млн руб. в 2005 году. Прибыль от основной деятельности выросла на 88 % и достигла 9,368 млрд. руб. ($344 млн). [11]

Выручка в 2007 году — 187,6 млрд руб., чистая прибыль — 3,7 млрд руб. (МСФО, 2007 г.). Капитализация — 12 млрд. руб. [12]

«Жигули» или «Лада»?

«Жигули» или «Лада»?

Чем меньше времени остается до круглой даты, тем больше событий, связанных с «За рулем», просятся на юбилейные страницы. Погрузившись в подшивки журнала, мы освежили в памяти то, что может представить интерес для читателей и сегодня. Впрочем, судить об этом вам самим.

В рубрике «Мы были первыми» речь пойдет не о публикациях, открывавших человеку за рулем что-то совершенно новое в мире моторов (в этом ЗР всегда видел свое предназначение), а о публичных акциях журнала, оставивших след в автомобильной истории страны.

Событие, о котором пойдет речь, произошло в канун первой волны российской автомобилизации — пуска ВАЗа. Именно тогда, в ноябре 1968-го, в пору больших ожиданий и надежд (вспомним первый девиз ЗР — «Автомобиль — трудящимся!») журнал объявил конкурс на лучшее название моделей ВАЗ, ограничив его срок одним месяцем — декабрем. Мы были готовы к активности читателей — тираж в ту пору уже достиг 2 млн. экз., но хлынувший поток откликов превзошел все ожидания: 54 838 (!) предложений получила редакция. 6225 из них не отвечали условиям конкурса, но и в оставшихся 48 613 заявках оказалось… 1812 названий.

Нелегкая задача встала перед жюри. В него входили вице-президент международной и председатель всесоюзной автомобильной федерации (ФАС СССР) ректор МАДИ Л.Афанасьев, руководитель «Автоэкспорта» В. Петров, кинорежиссер Э. Рязанов и другие не менее известные в автомобильных кругах люди. Представлять журнал в жюри было доверено мне.

Сейчас, спустя почти сорок лет, любопытно пробежать по списку из почти двух тысяч предложений. Они образно отражали свое время и чувства, которые испытывали очень многие в ожидании первенца ВАЗа. Естественна для той поры «идеологическая составляющая» — не за горами было 100-летие Ленина и названия вроде «столетка», «Ленивавт», ТАЗ-ВИЛ, «Ленинская звездочка», «100 Ленин» и им подобные не воспринимались как чудачество. Но куда больше было предложений, выражавших симпатии к Италии вообще и к ее автомобилю в частности. Итальянская составляющая, наверно, могла представить интерес даже для лингвистов с Апеннин. Каких только заявок здесь не было: «Росситал», «Руситала», «Антонио Грамши», «Гарибальди», «Рим-8», «Итальяночка», «Москва-Рим» и само собой «Тольяттинец», «Тольятик», «Тольятта», «Тольяросс», «ФИАТ-Россия». Не обошлось, конечно, без «Чипполино», «Робертино» и десятков других знакомых нам имен и прозвищ. Но, пожалуй, хватит.

По числу голосов, а это жюри рассматривало в первую очередь, пятерку лидеров составили «Волжанка» (3989), «Дружба» (2878), «Мечта» (2806), «Жигули» (2220) и «Лада» (1752). Из них предстояло сделать выбор. От названий без затей, связанных с местонахождением завода, решили отказаться: уже были «Волга» и «Москвич». Остановились на исконно русской «Ладе» — любимая, желанная. Звучит красиво, легко читается и произносится не только по-русски. Но решение нашего жюри всего лишь рекомендация — имя первенцу давали министерство и завод. Они не торопились. Уже приближалась дата выпуска первой партии машин, а названия не было. Ходили только слухи. «За рулем» откликнулся на затяжки письмом своего читателя из Ленинграда. В местной газете он прочитал, что автомобиль ВАЗ будто бы назовут «Жигули».

«Очень уж обидно, — писал он, — когда в погоне за географичностью попирается здравый смысл. Можно представить, что получится, если выйдут в свет „Жигули“: наш завод приобрел пять „жигулей“. Или я собираюсь купить „Жигулю“. Начнутся языковые казусы и неудобства. Наконец, о новом автомобиле будут писать и говорить за рубежом, а ни в английском, ни в немецком нет как таковой литеры „Ж“ — пойдут гулять по свету всякие „Шигули“ и „Щекули“. Хорошо назвать автомобиль — это, если хотите, полдела».

Опасения автора и журнала оказались не напрасны. В начале 1970-го с конвейера завода сошли все-таки «Жигули». Говорят, на этом очень настаивал куйбышевский обком партии. С языковыми «накладками» наш великий и могучий как-то справился, но только во внутреннем пространстве. Уже осенью 70-го совет «Автоэкспорта» принял решение «считать невозможным поставку на экспорт автомобиля ВАЗ (в ту пору это были невиданные для страны большие партии) с названием „Жигули“ — произношение его на других языках затруднено и неблагозвучно». Предлагалась «СЛАВА» (советский легковой автомобиль Волжского автозавода), что тоже не получило поддержки. Восторжествовала наша «Лада», ставшая потом именем всего семейства автомобилей ВАЗ.

Жигули или Лада — как правильно?

Ровно 40 лет назад в апреле 1970 года все советские СМИ сообщили о том, что Волжский автозавод в Тольятти, который строился немногим более трёх лет, выпустил свою первую продукцию. Новый автомобиль тогда же получил торговое наименование «Жигули». Впрочем, это чисто русское слово для заграницы оказалось неприемлемым, поскольку в ряде стран оно звучало, мягко говоря, двусмысленно. Поэтому в экспортном варианте «ВАЗ-2101» и другие модели завода стали называться «Лада».

Подвиг разведчика

Конечно же, в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР уже производились, однако они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. Что же касается покупки автомобиля иностранного производства, то о подобном тогда нельзя было даже и мечтать: иномарками в то время владели лишь отдельные представители творческой, спортивной и торговой элиты.
В 60-х годах в Советском Союзе заметно выросли зарплаты и пенсии, и население стало все больше и больше откладывать часть денег «в чулок». Избыточную денежную массу во избежание инфляции надо было чем-то отоваривать, и правительство СССР решило это сделать путём широкой автомобилизации населения.
В качестве базовой модели был выбран автомобиль итальянского концерна FIAT. По оценкам экспертов, он выпускал действительно отличные машины, а модель FIAT-124 в 1965 году на европейском рынке завоевала титул «Автомобиль года». Но лишь в постперестроечные годы стало известно, что заключение контракта с итальянцами было связано со шпионской историей.
В августе 1966 года в ходе переговоров в Риме о строительстве автозавода по лицензии FIAT советская правительственная делегация неожиданно для всех заняла жёсткую позицию по вопросу о процентной ставке кредита. Наши требовали 5 процентов — и не больше, хотя в то время в банках Италии минимальная ставка по кредиту составляла 7 процентов. В результате после долгих препирательств обе стороны согласились на ставку в 5,6 процента. В переводе на иностранную валюту по курсу того времени выигрыш Советского Союза при заключении сделки составил немалую сумму — 38 миллионов долларов.
Тогда лишь немногие из руководителей СССР знали, что за столь уверенной позицией советской делегации на переговорах стояла незримая работа нашей разведки. Подписание контракта с FIAT с такой кредитной ставкой стало возможным благодаря блистательной операции, проведённой офицером КГБ Леонидом Колосовым. Работая в Италии под видом журналиста, Колосов сумел через организованную им агентурную сеть выяснить тот предел, до которого итальянская сторона могла бы опустить банковскую ставку по кредиту. Более того, он даже добыл совершенно секретный документ из правительства Италии, подтверждающий эту информацию. Эта небольшая бумажка и позволила СССР сэкономить те самые 38 миллионов долларов.

Выбор Алексея Косыгина

Решение о строительстве завода по выпуску легковых автомобилей в Тольятти было подписано после заседания Политбюро ЦК КПСС 20 июля 1966 года. Но сейчас известно, что этот автозавод вполне мог быть возведён вовсе не в Куйбышевской области, а в каком-нибудь другом регионе страны.
Изначально проектантами рассматривалось 119 вариантов размещения нового автопредприятия, но после первой стадии отбора таких мест осталось 39, а затем только шесть: в Горьком, в Балаково, на Украине, в Белоруссии, в Вологодской области и в Тольятти. В итоге все решила ЭВМ, которая просчитала географические параметры новостройки, её производственную базу, строительные ресурсы, подъездные пути и многое другое.
Однако после того как своё «добро» на строительство уже дал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, против итальянского завода неожиданно выступил Дмитрий Устинов, в то время — секретарь ЦК КПСС по вопросам обороны. Он сказал, что и в нашей стране вполне достаточно опытных конструкторов и производственников, и потому отечественная промышленность, которая выпускает лучшую в мире военную технику, способна построить автозавод и без участия иностранцев.
Положение спас председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, который был одним из инициаторов строительства итальянского автозавода в Тольятти. Он сказал, что одного такого предприятия нашей огромной стране всё равно будет недостаточно, и предложил строить сразу два автозавода — один с привлечением итальянцев, другой — силами советской оборонной промышленности. В итоге второй из названных проектов был воплощён в Ижевске. Что из этого получилось, сейчас известно всем: ижевский «Москвич» даже во времена СССР стал символом самого низкого автомобильного качества. А в Тольятти при участии концерна FIAT в итоге было возведено образцовое предприятие нового типа, которое стало школой передового опыта для всего отечественного машиностроения.

Нецензурные «Жигули»

После того как ВАЗ со своей продукцией вышел на международный рынок, с названием «Жигули» сразу же произошло несколько лингвистических казусов. Оказалось, что для иностранного уха имя тольяттинской машины весьма непривычно, а в ряде языков, например, в немецком и английском, шипящий звук «ж» отсутствует вовсе. Вдобавок к этому выяснилось, что в ряде стран это название звучит, как уже говорилось, неприлично. В частности, во Франции близкое по произношению слово «жиголо» означает «молодой любовник пожилой женщины, живущий за её счёт». В Испании и Португалии есть ругательство, похожее на название нашей машины, которое означает «иди в поросячий зад». А в венгерском языке выражение, звучащее как «щикули», и вовсе относится к нецензурным оборотам речи. Таким образом на международную арену волжскую малолитражку под именем «Жигули» было решено больше не выпускать.
В 1973 года у «вазовской» машины появилось ещё одно имя — «Лада», выбранное специально для зарубежного потребителя. Существует много легенд о том, как было выбрано это новое название. Одна из версий гласит, что конструкторы ВАЗа при выборе случайно услышали популярную в то время песенку: «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось. Конечно же, вазовцы сразу же поспешили проверить «Ладу» на международную благозвучность, но, к счастью, никаких накладок обнаружено не было. Правда, близкое по звучанию слово из венгерского языка переводится как «сундук». В хорватском языке оно же означает «ларь, ларец». Однако эти предметы неприличными называть вряд ли возможно.

«Кривой стартёр» для «итальянца»

Уже говорилось, что при производстве первого тольяттинского автомобиля «ВАЗ-2101» за основу был взят FIAT-124 образца 1966 года. При этом его пришлось дорабатывать с учётом социальных и климатических условий нашей страны. В общей сложности в конструкцию «итальянца» было внесено более 800 изменений. В частности, у машины был увеличен клиренс (просвет между корпусом и дорогой) со 164 до 175 мм, усилены подвеска и кузов, а задние дисковые тормоза заменены на барабанные, более долговечные и стойкие к загрязнению. Кроме того, по предложению ветеранов автопрома в комплектацию советского «Фиата» добавили рукоятку завода двигателя («кривой стартёр»). Слева на корпусе машины появилось наружное зеркало заднего вида, а ручки дверей стали утопленными. Немного были изменены и параметры двигателя. В частности, проектанты перенесли распределительный вал в его головную часть, диаметр цилиндра увеличили с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшили с 71,5 до 66 мм, отчего двигатель при сохранении рабочего объёма в 1198 «кубиков» стал более мощным. По этим и другим причинам масса «ВАЗ-2101» по сравнению FIAT-124 увеличилась на 90 килограммов, но всё это позволило сделать конструкцию более прочной и надёжной, что немаловажно для эксплуатации машины в российских условиях.
Шесть самых первых автомобилей «ВАЗ-2101» были собраны на главном конвейере Волжского автомобильного завода 19 апреля 1970 года. Головной экземпляр сошёл с конвейера под управлением итальянского шефа-инструктора Бенито Гуидо Савоини. Ещё в историю ВАЗА золотыми буквами вписано, что в сборке этой машины участвовали слесари Волжского автозавода Присяжнюк, Осипов, Гусев, Орлихин и Глазунов. Впоследствии самая первая товарная автомашина этой марки после 19 лет практически безупречной эксплуатации заняла своё почётное место в музее Волжского автозавода.

Журнал: Тайны 20-го века №19, май 2010 года
Рубрика: История техники
Автор: Валерий Ерофеев

ВАЗ (Лада). Лада это ваз

Ответы@Mail.Ru: лада веста — это ВАЗ 21.

БЫЛ БЫ ВАЗ 2180 2170 =Приора 2190 = Гранта **изначально Веста могла быть «Приорой-3»

Веста это Невеста

Это ТАЗ! Таз был, Тазом и останется

это не 21. ща по другому зовутся наши машинки.

Просто — Lada Vesta .Кузов GFL по новой заводской классификации.

lada largus это ВАЗ 21 сколько?

У него нет 21-номера, потому что это «логан мцв» 2006 года, не жигулевская разработка. Есть зато Р-90 («р» — эр латинская, не могу латиницей писать) . Лада р-90

это уже не чистый ВАЗ, поэтому он без номера 21. называется, если не ошибаюсь «Р-90»

Это Рено Logan MCV с удлиненной базой. Передан для производства на ВАЗ. Рено начал выпуск новой модели Logan MCV.

Ларгус это Логан универсал

Как «Жигули» стали «Ладой» — Автоцентр.ua

Почему одни автомобили ВАЗ называют «Жигули», а другие – «Лада»? Мой дедушка говорит, что «Лада» – это «люксовые» модификации ВАЗов. Кто вообще придумывал эти названия и что зашифровано в логотипе?

Почему одни автомобили ВАЗ называют «Жигули», а другие – «Лада»? Мой дедушка говорит, что «Лада» – это «люксовые» модификации ВАЗов. Кто вообще придумывал эти названия и что зашифровано в логотипе?

Дима Смоляр, Звенигородка

Когда в 1966 году в Советском Союзе начали возводить новый завод по производству малолитражных легковых автомобилей, оказалось, что придумать для него имя почти так же нелегко, как и построить цеха.

Если дать предприятию имя по аналогии с другими союзными автогигантами (ГАЗ, КрАЗ, МАЗ), аббревиатура получится неблагозвучной. Этот не самый важный на то время вопрос оставался открытым, а строящееся предприятие в официальных документах именовали «Завод по производству легковых автомобилей в г. Тольятти». Нынешнее название автогиганту невольно подсказали сотрудники компании Fiat, при техническом содействии которой шла советская стройка. Чтобы сократить вышеназванное словосочетание, итальянцы начали писать в своих спецификациях «Завод на Волге». Ветераны-тольяттинцы вспоминают, что после этого, с начала 1967 года, и прижилось название «Волжский автомобильный завод» – ВАЗ.

А имя автомобилю придумывала вся страна. Был объявлен всесоюзный конкурс, итоги которого подвели 1 ноября 1968 года. Среди десяти тысяч предложенных названий встречались и не совсем уместные: «Гвоздика», «Аргамак» и т. п. Сто вариантов вышли в «финал». А крестным отцом массовой советской малолитражки, говорят, стал тогдашний секретарь обкома партии, утвердивший за ВАЗ-2101 и другими моделями «классики» имя «Жигули» – по названию горной местности вблизи Тольятти.

«Географические» имена часто давали продукции советского автопрома, но вскоре с «Жигулями» «всплыла» накладка. Когда начали готовить экспортные поставки ВАЗ-2101, оказалось, что в некоторых европейских языках есть весьма близкое по звучанию слово «жиголо», которым называли молодого человека, ведущего антисоциальный образ жизни. Тогда в отделе внешнеэкономических связей «ВАЗа» придумали для «Жигулей» заграничное имя – «Лада» (Lada). Это исконно русское слово означает «любимая», просто пишется и хорошо звучит на всех языках. Это имя стало зарубежным псевдонимом «Жигулей», а с обновлением модельного ряда его начали применять и на внутреннем рынке. Начиная с прошлого года, все автомобили ВАЗ называются «Лада».

Вместе с ВАЗ-2101 родился и товарный знак тольяттинских автомобилей: ладья под парусом, выполненная в виде литеры В – заглавной буквы названия завода. С тех пор эмблема на радиаторах «Лад» несколько раз видоизменялась, но стилизованная ладья на волжской глади неизменно сохраняется.

Игорь Широкун Фото Сергея Кузьмича и «АвтоВАЗа»

Скажите, ВАЗ любой модели и Лада это одно и тоже или нет.

«лада» переводится на тольяттинский как- «жигули».Вот собственно и всё. «копейка»- это легенда и символ удачи в личной жизни. в те времена- это была крутая передовая машина (почти иномарка) с обозначением 2101. Ноль один- это в народе копейка.

Одно и то же. А жигули- только 2101 20011 2102 2103 2105 2106 и т д то есть классика

Нет, например, ВАЗ 111130-это Ока

Имя Лада придумали для экспорта, так как название Жигули не годилось — слишком это было похоже на «жиголо».

Копейка это самая крутая машина!! ! поверьте на слово)) ) (Ваз 2101) Лада и жигули это разные вещи! Еще есть лада самара. (например лада 2109 спутник)

Как всё запущено!! ! Пройдите на сайт Автоваз или начните с энциклопедии.

Лада — это. Что такое Лада?

лада — ласкательное название супруга, возлюбленного (4): Жены Рускія въсплакашась, аркучи: Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати. 20. О вѣтрѣ, вѣтрило. Чему мычеши Хиновьскыя стрѣлкы на своею нетрудною… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

Лада — имя славянской богини. Мифологи конца XVIII и первых десятилетий XIX столетия (Попов , Чулков , Кайсаров ) не сомневались в ее существовании, приняв без проверки показания о ней Иннокентия Гизеля , который в своем Синопсисе говорить: четвертый… … Биографический словарь

Лада — ы, жен. Ст. русск.Производные: Ладонька; Ладуся.Происхождение: (Др. русск. лада ‘любимая’, ‘милая’. Лада языческая богиня брака и любви.) Словарь личных имён. Лада Лада, ы, жен. Ст. русск Др. русск. лада любимая, милая. Лада языческая богиня… … Словарь личных имен

лада — любимая, милая; Ладонька, Ладуся, Ладушка Словарь русских синонимов. лада 1. см. возлюбленный. 2. см. возлюбленная … Словарь синонимов

ЛАДА — ЛАДА, лады (нар. поэт.). 1. жен. Милая, возлюбленная, жена. 2. муж. и жен. Милый, возлюбленный, мужск. Мой лада или моя лада. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Лада* — ы, ж. Ст. русск. Производные: Ладонька; Ладуся. [Др. русск. лада любимая , милая . Лада языческая богиня брака и любви.] Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

ЛАДА — ЛАДА, ы, муж. и жен. В народный поэзии: возлюбленный, возлюбленная. | ласк. ладушка, и, муж. и жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЛАДА — У магометан: второе отделение ада, для мучения христиан. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Лада — – марка автомобиля, Россия. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

ЛАДА — см. Рекомендуется для использования в домашней кулинарии и консервирования. Раннеспелый. Период от полных всходов до технической спелости 40 53 дня. Растение кустовое, высотой 35 45 см. зеленые. Цветки средней величины, белые. Бобы слабовогнутые … Энциклопедия семян. Овощные культуры

История марки, достижения, модели, интересные факты

Самый известный отечественный бренд

Автомобильный рынок Советского Союза всегда являлся в прямом смысле слова бездонной бочкой, и удовлетворить его потребности никак не удавалось. Правительство и коммунистическая партия считали, что положение может исправить новый, большой завод, специализирующийся на выпуске легковых автомобилей.

Но загвоздка была в том, что СССР нуждался в современном предприятии таком как заводы знаменитой марки Ford или Volkswagen в Европе. Воплотить в жизнь такой проект Страна Советов не могла в силу значительного технологического отставания в сфере производства легковых автомобилей, также не было оборудования для изготовления комплектующих и сборки автомобилей.

Воплощением дерзкого для того времени проекта занялся председатель правительства СССР Алексей Косыгин в начале 60 годов. Долгое время не удавалось определиться с автомобильной компанией, у которой можно было приобрести оборудование и технологии для начала собственного производства. Судьбоносным в этом плане оказался рабочий визит Алексея Косыгина в Италию. Здесь впоследствии был заключен контракт с автомобильной компанией Fiat на поставку оборудования для нового завода.

Строительство предприятия стартовало в 1967 году. Он получил название ВАЗ – «Волжский автомобильный завод». Возведение предприятия велось ударными темпами, и уже в 1971 году началась сборка автомобилей. Первая очередь производственных мощностей завода способна была выпускать 220 000 автомобилей ежегодно.

Планировалось создать аналог «Народного автомобиля», но в Советском Союзе. Это сделать удалось только частично. Высокий спрос на продукцию ВАЗ был обусловлен не доступной стоимостью автомобилей, а отсутствием конкуренции и катастрофической нехваткой легковых транспортных средств.

Первенцем ВАЗ стала модель под обозначением 2101, она являлась полным аналогом Fiat-124. В народе машина получила прозвище «копейка» и была очень популярной. В 1977 году с конвейера сходит полноприводная модель 2121 или «Нива». При неплохой проходимости и довольно сносном дизайне автомобиль не пользовался популярностью у советского потребителя, даже несмотря на весьма скудный выбор моделей. Это чуть ли не единственный случай, когда правительство Советского Союза проводило рекламную кампанию с целью поднятия уровня продаж «Нив». Автомобиль удостаивался различных наград.

Еще одной культовой моделью стала «двойка» или ВАЗ-2102. Это был пятидверный универсал, разработанный на базе ВАЗ-2101. «Двойка», а впоследствии ее более современная версия «четверка» пользовались большой популярностью у дачников. Производство последней продолжалось вплоть до середины 2000 годов.

Но рекорд популярности и присутствия на рынке побила «шестерка» – ВАЗ-2106. Выпуск автомобиля стартовал в 1976 году и продолжался до начала 2000 годов. Параллельно с ней выпускались сначала «пятерка» ВАЗ-2105, а позже к ней присоединилась «семерка» ВАЗ-2107. Эти угловатые автомобили также пользовались популярностью, но все равно не могли обогнать «шестерку».

В конце 80 годов появились революционные для того времени модели, двухдверная «восьмерка» ВАЗ-2108 и пятидверная «девятка». Немного позже появилась модификация ВАЗ-21099. Это был полный аналог «девятки» только с кузовом типа седан. Это новое поколение автомобилей ВАЗ практически на 2 десятилетия захватило отечественные дороги.

После развала СССР

С развалом Советского Союза завод и бренд ВАЗ переживал тяжелые времена. Это обуславливалось тем, что большая часть продукции уходила в тень. За завод началась настоящая криминальная война в Тольятти. К концу 90 годов государству удалось восстановить контроль над предприятием. Несмотря на тяжелую экономическую и криминогенную обстановку, сборка автомобилей не прекращалась и спрос на них был достаточно высок.

В начале 90 годов ВАЗ начинает выпуск по-настоящему «народного автомобиля». Модель получила название «Ока» и обозначение ВАЗ-11113. Компактная, малолитражная машина стала самой дешевой среди всего модельного ряда. При этом он сразу же стал объектом шуток и анекдотов. Это объясняется тем, что в те времена модными были зарубежные автомобильные бренда такие, как BMW и Mercedes. Они разительно отличались от «Оки» по всем показателям.

Новая веха развития

В середине 90-х годов на зарубежных автосалонах появляется новое поколение автомобилей. Оно получило название «десятая серия». Автомобили отличались более продвинутым дизайном и техническим оснащением, но все равно значительно отставали от зарубежных марок.

Глубокой модификацией «десятой серии» можно считать следующие поколения Лада: Lada Kalina, Lada Priora, Lada Granta. Принципиально новой разработкой стала модель «Надежда». Это минивэн, спроектированный на базе автомобиля «Нива».

Несмотря на внедрение новых технологий, автомобили Лада отечественного гиганта ВАЗ остаются весьма далекими от европейских стандартов в части технического оснащения, безопасности и комфорта. Не вызывает восторг и дизайн. Но это не становится существенной помехой, и продукция компании продолжает пользоваться популярностью у потребителей. Главная причина – простота в обслуживании и ремонте, а также доступная стоимость комплектующих по сравнению с зарубежными моделями.

Ваз или лада как правильно

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных целиком из локализованных комплектующих. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчетном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию досрочно на 3 года, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд советских рублей.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. [1]

Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год.

Таблица: производство автомобилей, шт.

1990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008
743619674884673821656403529403607091679570740526542522677087706377767300702963699899712000721500724000770000801600

  • Источник за 2008 год[2]

По подсчётам компании Ernst&Young, в 2007 году в России было продано около 2,65 млн автомобилей, из которых «АВТОВАЗ» продал 663,5 тыс. автомобилей (что на 6,2 % больше, чем в 2006 году).

Государственная поддержка

В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванного им кризиса сбыта продукции в начале 2009 года «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб.

30 марта 2009 года Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу». [3]

Также модельный ряд «АВТОВАЗ» попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам. [4]

Собственники и руководство

Структура собственности

С 22 декабря 2005 года, после ухода в отставку председателя совета директоров В. В. Каданникова, общим собранием акционеров установлено следующее распределение пакетов акций: 64 % акций ОАО «АВТОВАЗ» принадлежат его же дочерним предприятиям — «AVVA» (38 %), ЗАО «ЦО АФК» (24 %) и ЗАО «ИФК» (2 %). При этом ОАО «АВТОВАЗ» принадлежат 86 % акций «AVVA», а «AVVA» вместе с «АВТОВАЗ» владеют 60 % акций «ЦО АФК».

В декабре 2007 года стало известно, что французская автомобилестроительная корпорация «[5] . 29 февраля 2008 года сделка состоялась, договор о продаже акций подписали глава совета директоров ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, президент «Troika Capital Partners» Сергей Скворцов и глава корпорации «Renault-Nissan» Карлос Гон [6] . Окончательная сумма сделки будет зависеть от итогов работы «АВТОВАЗ» в 2008—2009 годах, но не превысит 1,2 млрд долларов. После погашения казначейских акций завода «Renault» получит контрольный пакет акций.

На ноябрь 2008 года основные акционеры: Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» — по 25 % плюс 1 акция. [7]

Руководство

На конец 2008 года председатель совета директоров компании «АвтоВАЗ» — глава государственной корпорации «Ростехнологии» Чемезов Сергей Викторович. Президент-генеральный директор — Алешин Борис Сергеевич.

В предыдущие периоды руководителями ОАО «АВТОВАЗ» были:

  • 1966—1975 — Поляков, Виктор Николаевич, генеральный директор.
  • 1975—1982 — Житков, Анатолий Анатольевич, генеральный директор.
  • 1982—1988 — Исаков, Валентин Иванович, генеральный директор.
  • 1988—1996 — Каданников, Владимир Васильевич, генеральный директор.
  • 1996—2002 — Николаев, Алексей Васильевич, президент-генеральный директор.
  • 2002—2005 — Вильчик, Виталий Андреевич, президент-генеральный директор.
  • 2005—2006 — Есиповский, Игорь Эдуардович, президент-генеральный директор.
  • 2006—2007 — Артяков, Владимир Владимирович, президент-генеральный директор.
  • 2007—2009 — Алешин, Борис Сергеевич, президент-генеральный директор.

29 декабря 2000 года в здании заводоуправления ОАО «АВТОВАЗ» открылась галерея портретов всех генеральных директоров «АВТОВАЗ» с момента его основания. [8]

Деятельность

Основные производства

В состав производственных объектов ОАО «АВТОВАЗ» входят:

  • производство ремонта и обслуживания оборудования (ПРиОО);
  • металлургическое производство (МтП);
  • прессовое производство (ПрП);
  • сборочно-кузовное производство (СКП);
  • механо-сборочное производство (МСП);
  • производство пластмассовых изделий (ППИ);
  • корпус вспомогательных цехов (КВЦ);
  • опытно-промышленное производство (ОПП);
  • участок окраски кузовов.

Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем из себя две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.

В 1970-х годах в состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» были включены три предприятия:

После развала СССР, в результате акционирования, все предприятия стали акционерными обществами. В настоящее время указанные заводы продолжают поставлять свою продукцию как на ОАО «АВТОВАЗ», так и на другие автозаводы России.

Научно-технический центр

8 апреля 1986 года состоялся визит М. С. Горбачёва в Тольятти, где Генеральный секретарь ЦК КПСС посетил Автозавод. Результатом этого визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения инжинирингового центра.

4 сентября 1986 года Правительством страны было принято решение о создании на Волжском Автозаводе отраслевого научно-технического центра (НТЦ). В 1987—1994 годах были введены в строй его основные мощности: инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств. В 1996 году в НТЦ была принята в эксплуатацию полномасштабная аэродинамическая труба.

Первым руководителем научно-технического центра был В. В. Каданников (в 1986—1988 гг.).

7 сентября 2001 года, в честь 15-летия научно-технического центра, была открыта первая очередь технического музея. [9] Сегодня это — целый парк автомобильной и военной техники, где собраны уникальные экспонаты со всей страны. Музей открыт для посещения гражданами города.

После вхождения в число акционеров ОАО «АВТОВАЗ» французской компании Renault, принято решение о вхождении НТЦ ОАО «АВТОВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan. [10]

Показатели деятельности

Предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ. В 2004 году завод выпустил чуть более 712 тысяч, в 2005 году — 721,5 тысяч автомобилей. В 2006 году выпущено 966 380 автомобилей и автокомплектов, продано 724 тысяч готовых автомобилей, в том числе 185 673 автомобилей и сборочных комплектов на экспорт. В 2007 году продано (по данным компании) 770 тысяч авто.

В 2007 году компания планирует выпустить 959,7 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, в том числе 125 тыс. автомобилей Lada Kalina, более 210 тыс. автомобилей модели Lada Samara, 35 тыс. трехдверных внедорожников Lada 4х4 и 8 тыс. автомобилей «Lada 112 Coupe». Экспорт автомобилей и автокомплектов в 2007 году планируется увеличить до 194 тыс. единиц.

Выручка компании по МСФО в 2006 году по сравнению с 2005 выросла на 15 % — со 159 млрд. до 184 млрд. руб., чистая прибыль в 2006 году составила 3,534 млрд. руб. ($130 млн.) против убытка 673 млн руб. в 2005 году. Прибыль от основной деятельности выросла на 88 % и достигла 9,368 млрд. руб. ($344 млн). [11]

Выручка в 2007 году — 187,6 млрд руб., чистая прибыль — 3,7 млрд руб. (МСФО, 2007 г.). Капитализация — 12 млрд. руб. [12]

Читать еще:  Заглушка подушки безопасности калина 1
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector