11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вождение в сложных условиях местности

alex427754 › Blog › Мастерство и БДД. Профессиональное мастерство водителя и безопасность движения. Особенности управления автомобилем в сложных дорожных и метеорологических условиях.

Уровень профессионального мастерства водителя является одним из факторов, определяющих надежность его работы, и представляет собой объективную характеристику водителя. Он определяет имеющиеся у водителя навыки и способности, необходимые для безопасного управления автомобилем.

Профессиональная подготовленность водителя требует особой ответственности, так как от нее зависят безопасность и жизнь участников дорожного движения.

Научиться безопасному вождению автомобиля можно при условии хорошей теоретической и практической подготовки. Конечно, иметь хорошие знания необходимо, но для мастерского управления надо приобрести, сформировать в личном опыте приемы вождения автомобиля в сложных дорожных и погодно-климатических условиях, научиться вести себя в аварийных, критических ситуациях.

Любой водитель, даже недавно севший за руль, выполняет действия по управлению автомобилем автоматически, без участия сознания. Благодаря этому, все его внимание сосредотачивается на объектах, составляющих непрерывно меняющуюся дорожную обстановку. Внимательный водитель быстро учитывает все изменения дорожной обстановки и реагирует на каждое из них соответствующим расчетом. По мере накопления опыта расчет производится все более подсознательно и все с меньшими ошибками. Именно в этом проявляется разница между новичком и мастером – высококвалифицированным водителем. У опытных водителей быстрый подсознательный расчет оборачивается автоматическим выполнением правил движения. Уровень профессионального мастерства определяется и психологической подготовленностью, наличием высоких моральных качеств. Если водитель не обладает чувством высокой ответственности за безопасность других людей, его нельзя допускать к управлению транспортным средством.

Современному водителю работать труднее, чем его коллеге 30-40 лет назад. Возросли интенсивность и скорость движения, увеличились нервно-психологические нагрузки. Соответственно, выше стали требования, предъявляемые к сидящим за рулем. Сейчас уже недостаточно только хорошо владеть автомобилем. Уровень профессионального мастерства определяется и умением водителя думать, анализировать, видеть и прогнозировать.

Какими же основными принципами должен руководствоваться водитель, чтобы обеспечить безопасность движения в любой, самой сложной дорожно-транспортной обстановке?

Видеть самому и быть видимым другим – в этой краткой формуле заключен важнейший принцип мастерства управления автомобилем. По статистическим данным около 27% ДТП происходит из-за невнимательного наблюдения водителем за дорожной обстановкой.

Исследования показывают, что в подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их возможности. Для этого он должен управлять автомобилем, используя свое зрение наиболее рационально. Ведь многие водители даже не задумываются над тем, правильно или неправильно они пользуются своим зрением, можно или нельзя совершенствовать свои навыки и умение наблюдать за дорожной обстановкой.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу. Для того, чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, водитель должен сконцентрировать свое внимание на наиболее важных элементах с точки зрения безопасности управления автомобилем. Можно выделить три основные группы таких элементов:

— поведение и состояние других участников движения;
— дорожные знаки, сигналы светофоров или регулировщика и дорожная разметка;
— дорожные условия.

Кроме того, водитель должен правильно оценивать положение своего автомобиля относительно выделенных элементов.

Водителям можно рекомендовать общие правила систематического наблюдения за дорожной обстановкой. Так, опытные водители выдерживают нужное направление своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Этот центр представляет собой условную точку, расположенную впереди по пути движения автомобиля. Обычно эта точка находится посередине полосы движения.

Как далеко следует смотреть водителю?

При нормальных условиях движения (хорошая погода, сухое покрытие) можно рекомендовать расстояние, которое пройдет автомобиль за 12 секунд. При скорости, например, 60 км/ч это расстояние равно, примерно, 200 метрам. Чем больше скорость, тем дальше вперед следует смотреть водителю.

Как показали наблюдения, водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко к центру дороги или к ее обочине.

Важным элементом наблюдения является также рациональное чередование быстрых осмотров дорожной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов.

Наиболее распространенная ошибка водителей – длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих собой особой важности с точки зрения безопасности движения (номерные знаки, внешность пешеходов, пассажиров и т.д.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часть ее только «пробегает» глазами. Ведь движение глаз водителя требует времени. Так, для перевода взгляда с одного объекта на другой нужно около 1,5 с., для фиксации взгляда на объекте и получения отчетливой видимости требуется еще 1 с., в ночное время и при искусственном освещении это время увеличивается. Водитель, рассматривающий второстепенные объекты, рискует наехать на другого участника движения, которого просто не заметил.

Для того, чтобы избежать таких ошибок необходимо использовать центральное зрение только для рассмотрения важных с точки зрения безопасности объектов. Но и на них не следует слишком долго концентрировать свое внимание. Всю информацию о предшествующей дорожно-транспортной обстановке нужно держать в памяти и не отвлекаться на объекты, не относящиеся к дорожному движению.

Много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущегося сзади транспортного средства. Причина заключается в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что водитель видит впереди своего автомобиля с тем, что он увидел в зеркало заднего вида. Опытный водитель тщательно отрегулирует зеркало заднего вида перед началом движения. Ведь тогда для наблюдения ему потребуется лишь незначительный поворот головы.

Наблюдение следует вести, когда впереди нет опасности, быстро взглянув в зеркало заднего вида. Особого внимания требует оценка расположения и относительной скорости следующих сзади транспортных средств. На основании таких оценок водитель может сделать вывод о величине дистанции между своим и следующим за ним автомобилем.

Надо помнить, что существует не просматриваемая в зеркало зона сзади автомобиля, которую водитель не может контролировать. Для ее осмотра необходим поворот головы назад.

Раскрывая данную тему, необходимо отметить, что молодые водители при восприятии обстановки ориентируются в основном по ее отдельным деталям и не могут создать целостной картины, что ведет к постоянным проблемам в ее восприятии. Они часто забывают о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля, концентрируют внимание непосредственно перед своим автомобилем и чрезмерно контролируют его движение.

Следующий принцип заключается в умении предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой движется водитель.

Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил и не успел переработать.

В противном случае при возникновении сложной дорожной ситуации, о возможном развитии которой у водителя нет необходимой информации, головной мозг запаздывает послать или вовсе не посылает исполнительные импульсы возбуждения мышцам рук и ног, а те в свою очередь, не воздействуют на органы управления автомобилем. Водитель с запаздыванием реагирует на возникшую опасность не потому, что он растерялся или невнимательно вел автомобиль (как обычно констатируется при разборе многих ДТП), а потому, что в его мозговых центрах не содержалась нужная информация для принятия правильного решения в данной критической ситуации.

Анализируя информацию, водитель только выявляет наиболее важные объекты и события, при прогнозировании он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.

Процесс прогнозирования можно представить, как ответы на следующие вопросы:

— что может произойти в ближайшее время?
— что произойдет с большей вероятностью?
— представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность?
— опасна ли ситуация в целом?

Можно выделить три основные причины ошибок водителя, связанные с прогнозированием:

— неправильная оценка опасности дорожно-транспортной ситуации;
— переоценка своих возможностей и мастерства управления автомобилем;
— сознательно повышенный риск.

Знание Правил дорожного движения и их соблюдение, конечно, повышает вероятность прогноза. Однако в большей степени на правильность прогноза влияет оценка наиболее важных пространственно-временных параметров, таких как скорость и ускорение, направление движения. По ним водитель может определить время и пространство, которым он располагает для выполнения маневра, оценить его безопасность.

Как показывают исследования, водители делают такие оценки с недостаточной точностью.

Так, например, водители особенно плохо определяют расстояние до встречного автомобиля, а вследствие этого неправильно определяется место встречного разъезда, а это уже опасно. Чаще всего водитель, движущийся с более высокой скоростью, недооценивает расстояние до точки встречи, а водитель медленно движущегося автомобиля переоценивает его.

Статистика аварийности показывает,
что наибольшее число ДТП происходит в ситуациях, когда потенциальная опасность (появление которой водитель считал маловероятной) вдруг становится непосредственной опасностью.

Примерами таких ДТП может быть наезд на пешехода, выбежавшего из-за стоящего автомобиля на дороге с малоинтенсивным движением или столкновение со встречным автомобилем, выехавшим из-за крутого поворота пустынной дороги.

Основная причина таких ДТП – это пренебрежение опасностью, появление которой водитель оценивал как маловероятное событие.

Вторая причина ошибок прогноза заключается в неправильной оценке водителями своих способностей и мастерства управления автомобилем. Как показали исследования, сильно переоценивают свои возможности водители со стажем работы от 2 до 5 лет.

Третья причина ошибок – сознательно повышенный риск со стороны водителя. Надо отметить, что сознательное рискованное поведение чаще всего является следствием индивидуальных качеств водителя.

Есть люди, которым нравиться рисковать просто так, из спортивного интереса. Про них можно сказать, что это черта их характера. Склонность к риску у водителей – очень опасная черта, так как она значительно повышает вероятность попадания в ДТП.

Следует сказать, что не все совершаемые водителями ошибки заканчиваются ДТП. Водитель, совершивший ошибку, может успеть сам ее исправить. Ошибку могут исправить другие участники движения. Кроме того, ошибка может не закончиться ДТП благодаря благополучным дорожно-транспортным обстоятельствам. В этом случае, водитель чаще всего не замечает своей ошибки. Это наиболее опасный вариант, так как водитель перестает правильно оценивать опасность своих действий.

Согласно Правилам дорожного движения водители должны принимать предупредительные меры в момент возникновения опасности.

Однако в силу различных обстоятельств (лимит времени, неправильные действия и т.д.) действия водителей часто приводят к ДТП. Как же поступать водителям в таких ситуациях? Необходимо, не дожидаясь наступления опасной обстановки, уже после обнаружения только признаков потенциальной опасности со стороны других участников движения, поступать по принципу ограниченного доверия. «Я не доверяю Вашим дальнейшим действиям и, поэтому предпринимаю предупредительные действия (снижаю скорость, готовлюсь к торможению и т.д.)». В этом заключается третий принцип мастерства управления автомобилем.

Более чем в четверти ДТП водители могли их избежать или снизить тяжесть последствий, если бы заблаговременно приняли меры безопасности до наступления кульминации опасной ситуации. Поэтому в процессе движения водители должны постоянно давать ответ на вопрос – имеются ли признаки потенциальной опасности.

Конечно, проще определить признаки, связанные с явным нарушением Правил (например, переход дороги в не установленном месте, нарушение правил обгона, остановки и стоянки и т.д.).

Для этого в большинстве случаев достаточно глубокого знания Правил дорожного движения.

Сложнее обстоит дело с так называемыми неординарными признаками, связанными, например, с усложненными погодными и дорожными условиями, поведением пешеходов, особенно детей. Для их обнаружения и оценки нужен определенный водительский опыт.

Зарубежные и отечественные исследования позволяют сделать вывод, что недостаток опыта поведения в условиях дорожного движения восполняется водителями за счет личного участия в конфликтных ситуациях на дороге, то есть путем самообучения. Процесс накопления такого опыта является случайным, длительным и далеко не всегда безопасным. Поэтому изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности позволит существенно сократить время приобретения водительского опыта.

Вождение в сложных дорожных условиях (стр. 3 из 4)

Мы знаем: чтобы преодолеть препятствие, нужно приложить большую силу. На автомобиле это сила тяги, она тем больше, чем ниже передача. Отсюда второй принцип: через препятствия — па низшей передаче.

На грунтовых и вязких дорогах, в колее надо крепко держать руль, чтобы его не выбило. Итак, третий принцип: держать руль двумя руками большими пальцами наружу.

Грунтовые дороги. Стараться реже переключать передачи, так как часто трогание на таких дорогах — проблема. Для этого водитель должен внимательнее оценивать дорогу, чтобы плавно регулировать движение. Иногда для улучшения обзора приходится даже подкладывать под сиденье подушку. На скользкой глине автомобиль может не послушаться руля и ехать прямо. Не пугайтесь. Во-первых, автомобиль тормозит на такой почве отлично, а во вторых, через 10—15 м он все-таки нехотя, но начнет поворачивать. Поэтому если такое явление наблюдается, надо начинать поворачивать раньше, с запасом на скольжение.

Читать еще:  Веерные форсунки омывателя лобового стекла акцент

По колее. Все зависит от глубины колеи. Трудности чаще возникают при попытке выехать из колеи — автомобиль отбрасывает обратно. Нужно применить маятниковое движение рулем с резким поворотом в сторону выезда и нажать на газ. Пересекать колею лучше наискосок под углом 45—60°. Если колея уходит в лужу, грязь, то, как ни странно, лучше ехать в грязь, потому что дно колеи утрамбовано. Однако здесь возможны варианты. Надо проверить глубину и грунт палкой. Затем осторожно въехать в лужу только передними колесами. Если началось полное погружение, быстро дать задний ход и искать объезд. Рекомендация справедлива для задне- и полноприводных машин.

При езде в колее возникают сильные боковые толчки, поэтому скорость должна быть небольшой, иначе машина может опрокинуться. Пассажирам лучше ухватиться за эластичные ручки, расположенные над дверями.

На дороге камни. Большие лучше объехать. Если невозможно, «померить» бампером, подъехав вплотную к препятствию. Помнить, что камень может повредить не только шины, рулевые тяги, привод, тормозные шланги, но и пробить поддон картера двигателя. А в нем масло. Поэтому лучше не полениться и убрать камень с дороги. Помните, ленивый делает двойную работу.

По грязи лучше с разгону, но самое главное — без остановки, так как второй раз можно уже и не тронуться — колеса забуксуют. А чтобы этого не произошло, не надо давать слишком большие обороты. Если все-таки это произошло, не следует буксовать до дыма из-под колес. Колеса зарываются еще глубже, и тогда уж точно самому не выбраться. Лучше попробовать выбраться назад по собственным следам. Если неудача, то придется откапывать колеса, делая для них искусственную колею, и подкладывать хворост, доски, ножной коврик.-Некоторые подкладывают чехлы с сидений, одежду. Иногда помогает посадка пассажиров на заднее сиденье или на капот (если машина переднеприводная). Если и это не помогло, остается взять буксирный трос.

Автолюбители, находясь в полном расстройстве, часто цепляют трос за бампер вместо специальных крючков. Это крайне легкомысленно. Бампер наверняка помнется, еще крылья прихватит. Рулевые тяги, стабилизатор, рычаги-подвески, задний мост тоже лучше не трогать. Только задняя рессора (это у «Волги» и «Москвича») еще сойдет для подведения троса, а правильнее всего — штатные места креплений.

До трогания на буксире обоим водителям нужно договориться о сигналах. К примеру, один длинный гудок — помедленнсе, два коротких — остановка. Особое внимание на поворотах, чтобы трос не захлестнулся и не повредил облицовку.

Езда по косогору не доставляет удовольствия. Кажется, что сейчас машина опрокинется. Но для легковых автомобилей это маловероятно, скорее, машина сползет. Если косогор влажный, лучше не ехать, автомобиль будет сползать, причем как боком, так и задом.

Через небольшую речку с невязкими и некрутыми берегами можно переехать. Но надо прежде всего померить глубину и определить, не вязкое ли дно. Для обычного легкового автомобиля допустимая глубина — не более половины высоты колеса. Внимательно осмотрите противоположный берег — возьмет ли его машина. Для переднеприводных автомобилей эта задача легче. Осторожно спустимся к воде и плавно, с увеличенным газом (чтобы избежать попадания воды в глушитель) преодолеем брод. Некоторые пытаются делать это с разгона. В результате поднимается высокая волна, которая глушит двигатель. А снова пустить его в воде, как правило, — пустая затея.

В глубоком снегу, как и в песке, автомобиль вязнет, колеса легко буксуют. Хорошо, если есть колея, а так двигаться — без цепей на колесах да еще на обычных шинах (не «снежинках») — дело безнадежное и опасное. Шипы здесь особого эффекта не дают. Кстати, о шинах. Опытные водители повышают проходимость своих автомобилей по вязким дорогам, снижая наполовину (и даже более) давление в шинах. Они расплющиваются и, как лыжи, не дают автомобилю утопать в снегу, песке. Так что можно попробовать и этот старинный способ.

4. Дальняя дорога

Движение по загородной дороге отличается от движения в городе. Здесь и скорость повыше, и машин поменьше, а пешеходы и вовсе редкость. Это зачастую расслабляет водителя. Не все водители знают, что очень опасна прямая длинная дорога, десятками километров тянущаяся по однообразному ландшафту. Она очень сильно усыпляет водителя. Глаза открыты, а мысли далеко-далеко. Спасение — слушать бодрую музыку или петь самому, переговариваться с попутчиками. Обязательно через каждые 2—3 ч движения делать остановку на 3—5 мин: выйти из машины, размяться, обойти машину 4 раза, заодно осмотрев шины и прочее, умыться холодной водой и т. п.

Помните о возможных скрытых дефектах дороги. Продольные длиной 30—80 м борозды или поперечные («гребенка») волнистости могут сбросить с дороги задумавшегося о постороннем водителя. Спасение — заранее снизить скорость. Дорогу может неожиданно пересекать незаметная издалека узкая траншея. Ошибка многих водителей в том, что, поздно заметив препятствие, они отчаянно тормозят. При этом колесо со сжатой до предела передней пружиной подвески (клевок кузова при торможении) без амортизации бьет по ограничителям рычагов так, что на крыльях возникают характерные провалы (рис. 64). А рычаги уж гнутся точно. Опытный водитель тоже тормозит, но перед самым препятствием дает сильный газ. Машина «приседает» на задние колеса, передние пружины и амортизатор растянулись, готовые спружинить и принять удар на себя. В этом случае повреждения подвески будут меньше. Однако не надо забывать: прежде чем резко тормозить, посмотрите в зеркало. Иначе может быть наезд другого автомобиля сзади.

Аналогичную ошибку совершают водители, внезапно попадая в плавный провал дороги. Кажется, будто машина летит в пропасть, нога рефлекторно жмет на тормоз, передние пружины сжимаются, и. дальше вы уже знаете. Чтобы не «взлететь» на подъеме, как с трамплина, притормозить на вершине.

Дорога идет на спуск, внизу мост с высоким бордюром, впереди затяжной подъем. Разогнаться побольше, чтобы легче взять подъем, — характерная ошибка. Ведь мост — это не только мост, но и сужение дороги, хотя на взгляд она вроде бы все та же. Оказывается, высокие бордюры, парапеты, пролеты как бы сужают дорогу на 1,5, даже на 2 м. Кроме того, мост в низине часто бывает с разбитым полотном (грязь, лужи, гололед и др.). Это еще одна причина не слишком сильного разгона на спуске. Не помешает почаще поглядывать в зеркала заднего вида на спуске. Возможно, понадобится сместиться правее, чтобы пропустить незадачливого водителя, который не выучил этого урока и с нарастающей скоростью несется вниз навстречу приключениям. На ваши предупреждающие вспышки стоп-сигналов он не пожелал обратить внимание.

Перед дальней дорогой обычно прикидывают маршрут, пристально вглядываясь в «Атлас автомобильных дорог». По какой дороге ехать? По этой вот жирной на карте красной линии — автомагистрали или по тоненькой паутине местных дорог, которые в сумме на 200 км меньше магистрали. Да, задача. Попробуем наметить пути ее решения. Обычно цель поездки у всех одна — доехать безопасно, быстро и комфортабельно. Информация к размышлению:

1. Безопасно. На дорогах республиканского, краевого и областного значения происходит более 34% всех аварий, на автомагистралях — до 10, столько же на районных и сельских и 5%—на местных дорогах.

2. Быстро. Автомагистрали часто позволяют двигаться со скоростью до 110 км/ч (правда, тем, кто уже более 2 лет за рулем). Поэтому в ряде случаев быстрее проехать 100 км по автомагистрали, чем 50 км по местным дорогам.

3. Комфортабельно. На дорогах общегосударственного значения покрытие обычно лучше, чем на остальных. Здесь чаще встречаются заправки, станции автосервиса, мойки, кафе и т. д.

Когда выезжать? Среду и пятницу лучше исключить: эти два дня по статистике ДТП неудачные. Понедельник — день тяжелый. Это не шутка: многие водители очень «буйно» проводят выходные. В субботу все дороги забиты дачниками. Остаются вторник, четверг и воскресенье. В воскресенье до 16—17 ч дорога самая приятная: грузовиков почти нет, дачники еще на огородах. Хотя многим нравится четверг: магазины работают, выходные впереди. В общем, решайте сами, в какое время выезжать. Это индивидуально. Но есть пословица: кто рано встает, тому Бог дает.

Горная дорога отличается большим количеством подъемов и спусков, а также поворотов. Особенно опасны крутые закрытые повороты. Здесь только один выход — снижать скорость до 5—10 км/ч. От наката в горах воздерживаются: могут отказать тормоза. Тормозят в основном двигателем. Перед затяжным подъемом включают вторую передачу, чтобы не рисковать и не переключаться на подъеме.

В горах спуски опаснее подъемов, на них случается больше происшествий. В случае отказа тормозов сигнальте светом и клаксоном, предупреждая других водителей. Если спуск опасный и могут быть помехи, лучше, пока скорость невелика, пожертвовать правым боком машины, аккуратно притерев ее к скале. Пассажиров справа перед этим надо попросить сдвинуться левее (на всякий случай).

9.2. Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях

Движение автомобиля в сложных дорожных условиях (отлич­ных от движения по ровному асфальтобетонному покрытию) обу­словливает дополнительный расход топлива. Например, при езде по гравийному или булыжному шоссе расход топлива повышается на 20. 30 %, а при езде по сильно изношенному покрытию — на 50. 60 %. Со значительным перерасходом топлива (в 2,5. 3,5 раза) сопряжены перевозки груза в условиях бездорожья.

Особенно неэкономично движение автомобиля с большой ско­ростью, поскольку сопротивление качению колес возрастает при этом в 2. 3 раза. Переднеприводной автомобиль меньше реагирует на взаимодействие ведущих колес с участками изношенного по­крытия и имеет существенно меньший расход топлива, чем заднеприводной. Кроме того, он лучше сохраняет прямолинейную траекторию движения при торможении даже при разном сцепле­нии левых и правых колес с дорогой.

Перед труднопроходимым участком дороги (грязь, песок, снег) необходимо заранее включить ту передачу, которая позволит его преодолеть без дополнительного переключения передач. Останов­ки при езде в таких условиях вызывают буксование автомобиля, а следовательно, повышенный расход топлива. Следует иметь в виду, что в течение одной минуты расходуется столько топлива, сколь­ко требуется для того, чтобы автомобиль проехал около одного километра по ровной асфальтобетонной дороге.

На скользкой дороге трогать автомобиль с места нужно плавно на высшей передаче при частичном пробуксовывании сцепления и малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Начавшееся во время движения автомобиля буксование можно прекратить, если, маневрируя педалью сцепления или перейдя на низшую передачу, ограничить высокую частоту вращения буксу­ющих колес без снижения скорости автомобиля. Используя такой прием, можно проехать до участка дороги, покрытие которого имеет лучшие сцепные свойства, и продолжить обычное движение. Од­нако с целью экономии топлива время такого режима движения должно быть ограничено.

Подъемы и спуски

Преодолевать подъем необходимо с учетом его крутизны, за­груженности пути транспортом и наличия других помех, замедля­ющих движение.

Перед подъемом автомобиль следует разогнать. Переключать передачи на подъеме надо быстро и своевременно, пока автомо­биль продолжает движение по инерции. В противном случае включение передачи возможно только после значительного замедления или даже полной остановки автомобиля, вызывающей повышен­ный расход топлива на очередной разгон.

Дополнительный расход топлива на преодоление автомобилем подъема частично может быть компенсирован при его движении накатом на спуске с подтормаживанием двигателем для ограниче­ния скорости.

Крутые спуски следует преодолевать на первой передаче.

Песчаные участки

Особую сложность представляет собой движение автомобиля по песчаным участкам. Сыпучий песок легко подвижен, на нем не образуется накатанной поверхности и глубокой колеи, поэтому для проезда лучше выбирать места с повышенной влажностью и участки, закрепленные растительностью.

Движение по песку с низкой скоростью может привести к бук­сованию колес. Песчаный участок небольшой протяженности сле­дует преодолевать на той передаче, которая была включена при подъезде к нему. Для преодоления протяженного песчаного участ­ка нужно заранее выбрать такую низшую передачу, на которой автомобиль может проехать его с постоянной скоростью без оста­новки. Движение следует продолжить, даже если ведущие колеса немного буксуют.

В случае остановки автомобиля на рыхлом песке трогаться с места надо плавно на первой передаче, не допуская смещения слоев песка под ведущими колесами. Если начать движение вследствие буксования колес невозможно, не следует пытаться осуществить трогание автомобиля с места путем повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя, поскольку это приведет только к пе­рерасходу топлива и большему погружению колес в песок. Выта­щить автомобиль из песка можно, прорыв неглубокие колеи перед его ведущими колесами и направив по ним управляемые колеса. Перед началом разгона под вывешенные колеса необходимо под­ложить какие-либо имеющиеся подручные материалы.

Читать еще:  Габаритные размеры ленд крузер 100

При длительной эксплуатации автомобиля на песчаном грунте целесообразно использовать шины с низким давлением воздуха, например арочные или широкопрофильные с комбинированным рисунком протектора. Это позволит уменьшить расход топлива на 25 % и повысить возможность проезда автомобиля по песку.

Вождение в сложных условиях местности

Вождение в сложных условиях местности — раздел Военное дело, Курс вождения боевых машин Цель. Совершенствовать Навыки Вождения Машин.

Цель. Совершенствовать навыки вождения машин с максимально возможной скоростью при правильном преодолении препятствий на местности, характерной для дислокации войск.

Порядок выполнения упражнения на пересеченной местности

Упражнение отрабатывается по одному из двух вариантов днем и ночью на маршруте протяженностью 4—6 км с естественными и искусственными препятствиями (рис. 11). Маршруты выбираются и оборудуются при­менительно к условиям рельефа местности с учетом следующих требований:

— три колейных прохода в минно-взрывном заграждении (9) оборудуются не ближе 50 м одинот другого;

— участок заграждений и маневрирования (20) оборудуется согласно приложению 4. Для исключения движения машин по одному следу поочередно перекрываются указками проходы между ежами. Боковые границы участка че­рез 30—50 м обозначаются столбами высотой 1,5 м (ночью проходы между ежами и боко­вые границы участка обозначаются световы­ми знаками. В зимних условиях участок за­граждений и маневрирования может заме­няться движением по снежной целине протяженностью 200—300 м и глубиной снега не менее 40 см с преодолением двух-трех сугро­бов глубиной не менее 1м);

Рис. 11. Примерная схема маршрута по зачетному уп­ражнению на пересеченной местности[18]

— макет коленного моста (5) устанавлива­ется через ров, канаву или другое препятствие;

— противотанковый ров с проходом (1);

— подъемы и спуски выбираются крутиз­ной не менее 7° и протяженностью не менее 30 м;

— место остановки (8) на подъеме и спус­ке обозначается столбами. На подъеме или спуске обучаемый должен остановить машину в месте, обозначенном столбами, не выходя за их границы, поставить машину на тормоз, после этого возобновить движение без .оста­новки двигателя и скатывания за границы столбов;

—проход между столбами (12) на подъе­ме и спуске. В зависимости от местных усло­вий проход на подъеме или спуске может быть заменен прямым ограниченным проходом на косогоре (10);

— нормальный брод на естественном или искусственном водоеме длиной не менее 15 м и шириной на входе в воду и выходе из воды 5 м. Вход и выход обозначаются столбами высотой 1,5 м, которые ночью обозначаются световыми знаками. Глубина брода должна быть не менее 80% глубины, преодолеваемой машиной без специальной ее подготовки.

При невозможности подобрать и оборудо­вать брод он может быть заменен противотан­ковым рвом с проходом (1).

В ходе выполнения упражнения на учебных местах отрабатываются нормативы № 1, 2, 3, 16, 18, 19 в соответствии с приложением 2. Отработка норматива № 2 или 3 является обязательной при каждом выполнении зачет­ного упражнения.

В учебных подразделениях зачетное упраж­нение отрабатывается сначала на тренажерах, а затем на боевых машинах. Тренировка на тренажерах организуется на двух занятиях: на первом — с дневными приборами наблюде­ния, на втором — с ночными.

Эта тема принадлежит разделу:

Курс вождения боевых машин

На сайте allrefs.net читайте: «курс вождения боевых машин»

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вождение в сложных условиях местности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения
1. Курс вождения боевых машин Сухопут­ных войск[1] предназначен для обучения и со­вершенствования навыков личного состава по вождению боевых машин (танков, БМП, МТЛ-Б и БМД), самоходной и зенитной

Назначение и порядок отработки упражнений по вождению
3. Курс вождения содержит упражнения: — для учебных мотострелковых, танковых, артиллерийских, зенитных ракетных (зенит­ных артиллерийских) частей и учебных за­ведений; — для мотос

Организация обучения
17. Обучение вождению организуется и про­водится в соответствии с настоящим Курсом вождения и программами боевой подготовки с учетом особенностей района дислокации войск и ТВД.

Методика обучения
28. Основным требованием обучения явля­ется привитие личному составу практических навыков в умелом вождении машин в различ­ных условиях местности и обстановки. Отработка любого приема вожд

Оценка вождения
38. Индивидуальная оценка подготовки обучаемого (экипажа) по вождению боевых машин выводится по результатам отработан­ного упражнения по трем показателям: за технику вождения машины

Удовлетворительно», если не более 1/3
проверенных взводов имеют оценку «неудовлетворительно». 48. Оценка за выполнение упражнения мо­жет снижаться при одиночном вождении и при вождении в составе подразделе­ния

Основы вождения
Цель. Научить обучаемых готовить маши­ну к движению, трогаться с места, переклю­чать передачи, выполнять повороты, дви­гаться с различной скоростью, осуществлять торможение и останавливать машину.

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется днем на местно­сти, характерной для дислокации войск, по маршруту протяженностью 4—5 км (рис. 2), включающему подъемы, спуски и косогоры крутизной не менее 7°, и протяженност

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется на местности, ха­рактерной для дислокации войск, по маршру­ту протяженностью 4—5 км (рис. 3) с обору­дованными ограниченными проходами и по­воротами: — копейным прох

Средние скорости движения, км/ч
Тип машины Для получения оценки днем ночью Отлично Хорошо

Техника преодоления препятствий и ограниченных проходов на подъемах, спусках и косогорах
Цель. Научить обучаемых технике прео­доления препятствий и ограниченных прохо­дов на подъемах, спусках и косогорах и до­стижению максимально возможной скорости движения машин по ма

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется днем и ночью на местности, характерной для дислокации войск, по маршруту протяженностью 4—5 км (рис. 4) с оборудованными препятствиями и ограниченными проходами: — п

Средние скорости движения, км/ч
Тип машины Для получения оценки днем НОЧЬЮ Отлично Хорошо

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется на местности, ха­рактерной для дислокации войск, днем и ночью в составе роты, учебного взвода (не менее 70% штатного количества машин ро­ты). Средние скорости движен

Вождение машин в колонне в горах
Упражнение выполняется в горной местно­сти по маршруту 5—8 км (рис. 6), включаю­щему дороги, колонные пути и мосты. Оно отрабатывается на трех занятиях: первое — на тренажерах, второе и третье—на т

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется в составе штат­ных или сводных экипажей, днем и ночью на разведанных и оборудованных трассах. Глу­бина водной преграды выбирается исходя из технических возможностей переправл

По рядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется днем и ночью на озере или реке со скоростью течения до 0,3 м/с и с различными по рельефу берегами (пологими и крутыми, с твердым и заболо­ченным грунтом). Средняя ск

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется днем и ночью в составе роты на разведанных и оборудован­ных переправах. В зависимости от техничес­ких возможностей машин и характера водной преграды переправа может осуществл

Порядок выполнения упражнения в горной местности
Упражнение отрабатывается на маршруте протяженностью 4—6 км, проходящем по гор­ным дорогам с подъемами, спусками и косогорами разной крутизны и длины, по каменистым участкам и теснинам (рис. 12) с

Порядок выполнения упражнения в пустынно-песчаной местности
Упражнение отрабатывается на маршруте протяженностью 4—6 км, проходящем по пес­чаным участкам с барханами (не менее 20% длины маршрута), по такырам и солончакам (рис. 13) с характерными препятствия

Порядок выполнения упражнения на заболоченной местности
Упражнение отрабатывается на маршруте протяженностью 4—6 км, проходящем по среднепересеченной и болотистой местности с подъемами и спусками разной крутизны (рис. 14) и с характерными препятствиями:

Порядок выполнения упражнения
Упражнение отрабатывается по одному из двух вариантов днем и ночью на маршруте протяженностью 5—7 км (рис. 15—18) в со­ставе штатного экипажа, но не менее двух человек—командира машины и механика-в

От характера местности, км/ч
Характер мест­ности и тип машины Для получения оценки днем ночью Отлич

Порядок выполнения упражнения
Упражнение отрабатывается по одному из двух вариантов на маршруте протяженно­стью 5—7 км (рис. 19—22) в составе взвода штатной организации. Допускается выполне­ние упражнения не полными экипажами,

От характера местности, км/ч
Характер мест­ности и тип машины Для получения оценки днем ночью Отлич

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется днем и ночью в составе подразделения (не менее 70% штат­ного количества машин и с экипажами не ме­нее двух человек—командира и механика-во­дителя). Для выполнения уп

Средние скорости движения, км/ч
Тип машины Для получения оценки днем ночью Отлично Хорошо

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется днем на местно­сти, характерной для дислокации войск, по маршруту протяженностью 4—5 км (рис. 23), на котором обозначаются указками места остановок и поворотов. Марш

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется днем на местно­сти, характерной для дислокации войск, по маршруту протяженностью 4—5 км (рис. 24), включающему подъемы, спуски и косогоры крутизной не менее 7° и протяженност

Порядок выполнения упражнения
Упражнения отрабатываются днем и ночью на маршруте протяженностью 4—5 км (рис. 25). Маршрут выбирается применитель­но к условиям рельефа местности и оборуду­ется следующими препятствиями: колейным

Средние скорости движения, км/ч
Тип машины Для получения оценки днем ночью Отлично Хорошо Удов

Порядок выполнения упражнения
Упражнение отрабатывается днем и ночью на маршруте протяженностью 4—5 км (рис. 26). Маршрут выбирается применитель­но к условиям рельефа местности и оборуду­ется следующими препятствиями и ограниче

Средние скорости движения, км/ч
Тип машины Для получения оценки днем ночью Отлично Хорошо Удов

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется на местности, ха­рактерной для дислокации войск, днем и ночью в составе роты, учебного взвода (не менее 70% штатного количества машин ро­ты). Маршрут протяженностью 7—8 км (с

Вождение машин в колонне в горах
Упражнение отрабатывается на технике на трех занятиях по маршруту протяженностью 5—8 км в горной местности (см. рис. 6), включающему дороги, колонные пути и мо­сты. На маршруте оборудуются

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется днем и ночью на озере или реке со скоростью течения до 0,3 м/с с разными берегами (пологими и кру­тыми, с твердым и заболоченным грунтом). Средняя скорость вождения по маршру

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется днем и ночью в составе роты на разведанных и оборудован­ных переправах. В зависимости от техничес­ких возможностей машин и характера вод­ной преграды переправа может осуществ

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется днем и ночью на маршруте протяженностью 15—20 км, из них до 60% улучшенных (шоссейных или грун­товых) дорог, до 20% участка колонного пу­ти с естественными препятствиями, хар

Средние скорости движения, км/ч
Тип машины Для получения оценки днем ночью Отлично Хорошо

Порядок выполнения упражнения на пересеченной местности
Упражнение отрабатывается по одному из двух вариантов днем и ночью на маршруте протяженностью 4—6 км (рис. 28) с естест­венными и искусственными .препятствиями. Маршруты выбираются и оборудуются пр

Средние скорости движения, км/ч
Тип машины Для получения оценки днем ночью Отлично Хорошо

Порядок выполнения упражнения в горной местности
Упражнение отрабатывается по маршруту (рис. 29) протяженностью 4—6 км, проходя­щему по горным дорогам с подъемами, спус­ками и косогорами разной крутизны и длины, каменистым участком и теснинами, с

Средние скорости движения, км/ч
Тип машины Для получения оценки днем ночью Отлично Хорошо

Средние скорости движения, км/ч
Тип машины Для получения оценки днем ночью Отлично Хорошо

Средние скорости движения, км/ч
Тип машины Для получения оценки днем ночью Отлично Хорошо

Порядок выполнения упражнения
Упражнение отрабатывается по одному из двух вариантов днем и ночью по маршруту протяженностью 5—7 км (рис. 32—35) в со­ставе штатного экипажа, но не менее двух человек — командира машины и водителя

От характера местности, км/ч
Характер мест­ности и тип машины Для получения оценки днем ночью Отлично

Порядок выполнения упражнения
Упражнение отрабатывается по одному из двух вариантов днем и ночью по маршруту протяженностью 5—7 км (рис. 36—39) в со­ставе взвода штатной организации. Допускается выполнение упражнения неполными

Читать еще:  Защита порогов на ниву 21214

От характера местности, км/ч
Характер мест­ности и тип машины Для получения оценки днем ночью

Порядок выполнения упражнения
Упражнение выполняется днем и ночью в составе подразделения (не менее 70% штат­ного количества машин и с экипажами не ме­нее двух человек—командира машины и во­дителя). Для выполнения упра

Средние скорости движения, км/ч
Тип машины Для получения оценки днем ночью Отлично Хорошо

Меры безопасности
Общие меры безопасности при вождении боевых машин 1. При проведении занятий по вождению необхо­димо: — строго соблюдать установленный порядок и пра­вила вождения боевых машин;

Меры безопасности при движении через железнодорожные переезды и мосты
10. Перед неохраняемым железнодорожным переез­дом при движении одиночной машины механик-водитель обязан остановить машину не ближе 5 м до шлагбаума или светофора, а при их отсутствии—не ближе 10 м

Железнодорожные платформы, автомобильные полуприцепы, самолеты и десантные суда)
14. Перед началом погрузки руководитель должен проверить исправность железнодорожной платформы (макета платформы) и погрузочной площадки (аппарели), подготовку машины и платформы к погрузке, обра­щ

Меры безопасности при преодолении водных преград вброд, под водой, на плаву, на паромах и по льду
21. Преодоление водной преграды любым способом разрешается только после тщательной ее разведки, обо­рудования переправ и организации четко действующей спасательно-эвакуационной службы. Для

Вождение автомобиля в сложных погодных условиях.

При сложных погодных условиях ограничивается видимость водителя, и в таких условиях не только новичкам, но и водителям со стажем необходимо соблюдать некоторые правила и рекомендации, чтобы избежать неприятных ситуаций на дороге. Как правило, справится в таких сложных условиях помогает исправное техническое состояние автомобиля: приборы освещения, стеклоочистители, правильно подобранные шины и др.

Управление автомобилем во время дождя

Если вы оказались за рулем автомобиля во время дождя, то первое, что необходимо сделать — это сбавить скорость и увеличить расстояние с лидером. Самую большую опасность езды во время дождя представляет возникновение эффекта аквапланирования, то есть плохое сцепление колеса с дорогой. В такой ситуации ухудшается управляемость автомобиля и увеличивается тормозной путь. Поэтому следует снизить скорость и избегать обгонов, резких поворотов и торможений.

Перед тем как проехать лужу, обязательно сбавьте скорость. Во-первых, брызги воды и грязи, попадая на лобовое стекло, ограничат вашу видимость, а во-вторых, под водой могут оказаться глубокие ямы или камни. После того как машина проезжает большие лужи, вода, попадающая на тормозные колодки приводит к плохому торможению. Поэтому после прохождения лужи следует слегка нажать на тормоза, чтобы просушить колодки.

Если попали под сильный дождь, то кроме габаритных огней можно включить фары ближнего света. Старайтесь резко не тормозить и не менять полосу движения. При такой погоде лучше не обгонять, а боковое стекло поднять до упора, иначе обгоняющая или встречная машина может вас забрызгать, и вы можете на несколько секунд потерять контроль над управлением. Во время сильной грозы не останавливайтесь рядом с одинокими и старыми деревьями, они могут обломаться и обрушиться прямо на ваш автомобиль.

При сильном тумане

Управление во время сильного тумана требует от водителя большего умения, чем во время дождя. При тумане сильно уменьшается видимость и искажается восприятие скорости и расстояния до предметов. Вам может показаться, что встречный автомобиль находится далеко, а на самом деле он намного ближе, поэтому увеличивайте дистанцию. В тумане искажаются все цвета кроме красного, поэтому красный цвет светофора виден одинаково хорошо в любую погоду.

Если попали в туман, необходимо снизить скорость до половины видимости расстояния, то есть, если видимость в пределах 40 м, то скорость не должна превышать 20 км/ч. Не рекомендуется включать фары дальнего освещения, это приводит к плохой видимости и утомляет зрение водителя. Лучше использовать ближний свет вместе с противотуманными фарами, желтый свет таких фар имеет способность глубже проникать в туман и увеличивать расстояние видимости. При сильном тумане рекомендуется приблизиться к лобовому стеклу. Конечно, постоянная подобная езда будет сильно утомлять, но периодически это следует проделывать.

Если дорога, по которой вы едете, имеет разметки, лучше придерживайтесь ограничивающих с правой стороны линий. Не прижимайтесь сильно к обочине или тротуару, иначе можете наскочить на стоящий автомобиль или человека. Держите водительское окно открытым — это поможет лучше прислушаться к дороге. Если собираетесь обогнать, воспользуйтесь дополнительно звуковым сигналом.

туман

Во время гололеда или снегопада

При таких условиях самую большую опасность создает увеличение тормозного пути, поэтому дистанция до переднего транспорта должна быть максимально возможной. Избегайте резкого торможения, ускорения или внезапного перестроения. Такие маневры во время снегопада или гололеда неизбежно приведут к заносу и аварийной ситуации.

Большинство импортных автомобилей оснащены автоматической системой торможения (ABS). Если у вашего автомобиля такая система отсутствует, то можно добиться сходного эффекта механическим методом. Для этого необходимо нажимать на педаль тормоза прерывисто, то вдавливая, то отпуская. Такой способ торможения значительно сократит путь.

Наиболее опасными участками дороги во время гололеда являются повороты и перекрестки. При подъезде к перекрестку обязательно нужно снизить скорость, потому что, во-первых, водитель, который двигается по пересекаемому направлению, может не успеть затормозить, а во-вторых, из-за постоянного торможения автомобилей на этом участке дорога оказывается наиболее скользкой. Чтобы на поворотах вас не занесло, следует очень плавно поворачивать рулевое колесо и не тормозить на поворотах.

При ярком солнце

Опытные водители знают, что яркий свет от солнца может стать серьезной помехой на дороге. Особенно мешает солнечный свет по утрам, вечерам и в зимний период, когда лучи падают практически параллельно дороге. Движение против солнца не только может сильно утомить водителя, но и быть небезопасным. От отраженных лучей солнца дорога начинает блестеть, и все транспортные средства видятся как черные силуэты. Если нет возможности не ехать против солнца, опустите противосолнечный козырек.

Если вы едете по такой дороге, где окружающие предметы отбрасывают тень, вы проезжаете так называемый «световой забор», когда происходит быстрая смене света и тени. Такое явление может вызвать быстрое утомление глаз, и вы не заметите небольшие помехи, камни, ямы и т. д. В этом случае рекомендуется надеть очки, чтобы сгладить контраст или чуть-чуть прищуриться и откинуться назад.

Если солнечный свет падает сзади, то при этом тяжело различить цвета светофора и все задние световые сигналы впереди идущего автомобиля. Очень тяжело определить, какой именно фонарь горит, а какой — нет. В этом случае постарайтесь, чтобы тень от вашего автомобиля закрывала задние сигнальные фары переднего транспорта. Вам будет намного легче ориентироваться.

Полезные рекомендации

  1. При сложных погодных условиях выезжайте на дорогу только в крайних ситуациях. Если нет необходимости, лучше не пользоваться автомобилем.
  2. Перед выездом всегда проверяйте на исправность работу приборов, стеклоочистителей, тормозов, зеркал заднего вида и т. д.
  3. Старайтесь по возможности быстрее заменить поврежденное или треснутое лобовое стекло. Трещины на стекле могут искажать предметы или ограничить видимость.
  4. Если на стекле имеются наклейки или висячие игрушки, лучше их убрать.

Только максимальное соблюдение всех мер предосторожности и выполнение не сложных рекомендаций могут обезопасить вас и окружающих от неприятных аварийных ситуаций в неблагоприятных погодных условиях.

Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях

Движение автомобиля в сложных дорожных условиях (отлич­ных от движения по ровному асфальтобетонному покрытию) обу­словливает дополнительный расход топлива. Например, при езде по гравийному или булыжному шоссе расход топлива повышается на 20. 30 %, а при езде по сильно изношенному покрытию — на 50. 60 %. Со значительным перерасходом топлива (в 2,5. 3,5 раза) сопряжены перевозки груза в условиях бездорожья.

Особенно неэкономично движение автомобиля с большой ско­ростью, поскольку сопротивление качению колес возрастает при этом в 2. 3 раза. Переднеприводной автомобиль меньше реагирует на взаимодействие ведущих колес с участками изношенного по­крытия и имеет существенно меньший расход топлива, чем заднеприводной. Кроме того, он лучше сохраняет прямолинейную траекторию движения при торможении даже при разном сцепле­нии левых и правых колес с дорогой.

Перед труднопроходимым участком дороги (грязь, песок, снег) необходимо заранее включить ту передачу, которая позволит его преодолеть без дополнительного переключения передач. Останов­ки при езде в таких условиях вызывают буксование автомобиля, а следовательно, повышенный расход топлива. Следует иметь в виду, что в течение одной минуты расходуется столько топлива, сколь­ко требуется для того, чтобы автомобиль проехал около одного километра по ровной асфальтобетонной дороге.

На скользкой дороге трогать автомобиль с места нужно плавно на высшей передаче при частичном пробуксовывании сцепления и малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Начавшееся во время движения автомобиля буксование можно прекратить, если, маневрируя педалью сцепления или перейдя на низшую передачу, ограничить высокую частоту вращения буксу­ющих колес без снижения скорости автомобиля. Используя такой прием, можно проехать до участка дороги, покрытие которого имеет лучшие сцепные свойства, и продолжить обычное движение. Од­нако с целью экономии топлива время такого режима движения должно быть ограничено.

Подъемы и спуски

Преодолевать подъем необходимо с учетом его крутизны, за­груженности пути транспортом и наличия других помех, замедля­ющих движение.

Перед подъемом автомобиль следует разогнать. Переключать передачи на подъеме надо быстро и своевременно, пока автомо­биль продолжает движение по инерции. В противном случае включение передачи возможно только после значительного замедления или даже полной остановки автомобиля, вызывающей повышен­ный расход топлива на очередной разгон.

Дополнительный расход топлива на преодоление автомобилем подъема частично может быть компенсирован при его движении накатом на спуске с подтормаживанием двигателем для ограниче­ния скорости.

Крутые спуски следует преодолевать на первой передаче.

Песчаные участки

Особую сложность представляет собой движение автомобиля по песчаным участкам. Сыпучий песок легко подвижен, на нем не образуется накатанной поверхности и глубокой колеи, поэтому для проезда лучше выбирать места с повышенной влажностью и участки, закрепленные растительностью.

Движение по песку с низкой скоростью может привести к бук­сованию колес. Песчаный участок небольшой протяженности сле­дует преодолевать на той передаче, которая была включена при подъезде к нему. Для преодоления протяженного песчаного участ­ка нужно заранее выбрать такую низшую передачу, на которой автомобиль может проехать его с постоянной скоростью без оста­новки. Движение следует продолжить, даже если ведущие колеса немного буксуют.

В случае остановки автомобиля на рыхлом песке трогаться с места надо плавно на первой передаче, не допуская смещения слоев песка под ведущими колесами. Если начать движение вследствие буксования колес невозможно, не следует пытаться осуществить трогание автомобиля с места путем повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя, поскольку это приведет только к пе­рерасходу топлива и большему погружению колес в песок. Выта­щить автомобиль из песка можно, прорыв неглубокие колеи перед его ведущими колесами и направив по ним управляемые колеса. Перед началом разгона под вывешенные колеса необходимо под­ложить какие-либо имеющиеся подручные материалы.

При длительной эксплуатации автомобиля на песчаном грунте целесообразно использовать шины с низким давлением воздуха, например арочные или широкопрофильные с комбинированным рисунком протектора. Это позволит уменьшить расход топлива на 25 % и повысить возможность проезда автомобиля по песку.

Снежный покров

При движении по снегу полноприводного автомобиля для улуч­шения его проходимости и снижения расхода топлива необходимо уменьшить давление воздуха в шинах, благодаря чему увеличится площадь контакта шин с опорной поверхностью и снизится давле­ние колес на снег. Оптимальное давление воздуха в шинах для авто­мобилей ГАЗ-66-11, ЗИЛ-131, «Урал-375», обеспечивающее мини­мальный расход топлива на снежной целине, составляет 0,75 МПа при скорости движения не более 15 км/ч.

На глубоком снегу минимальное сопротивление, а следователь­но, минимальный расход топлива достигается при прямолиней­ном движении автомобиля с частичным или даже полным совпа­дением колеи передних и задних колес.

Поворот следует выполнять с наибольшим радиусом. Совпаде­ние колеи передних и задних колес в этом случае все равно невоз­можно, но это позволит снизить сопротивление движению авто­мобиля. При езде по снегу для экономии топлива следует избегать частых переключений передач, а с низших передач на высшие сле­дует переходить на участках местности со спуском или с неглубо­ким снежным покровом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector