3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Высота головки ваз 21083

Осмотр и дефектовка деталей ГБЦ ВАЗ-2109

Параметры пружин клапанов для определения их упругости

высота в свободном состоянии 45,2 мм

высота под нагрузкой 26,0± 1,7 кгс 33,7 мм

высота под нагрузкой 46,2±2,4 кгс 24,7 мм

высота в свободном состоянии 34,1 мм

высота под нагрузкой 9,0 ± 0,8 кгс 29,7 мм

высота под нагрузкой 27,5 ± 1,5 кгс 20,7 мм.

а — седло впускного клапана
б — седло выпускного клапана
I — новое седло
II — седло после ремонта
Величина зазоров между клапаном и направляющей втулкой, мм:

номинальный зазор для впускных клапанов 0,022-0,055

номинальный зазор для выпускных клапанов 0,029-0,062

предельно допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов— 0,3

Если зазор меньше предельно допустимого, попробуйте заменить клапан.

Если зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку.

1. Промойте детали головки блока в бензине, протрите и просушите их.

2. Очистите камеры сгорания от нагара.

Если на ней есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку.

Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров.

Для этого поставьте металлическую линейку ребром на поверхность головки по центру вдоль, а затем по диагоналям и замерьте щупом зазор между плоскостью головки и линейкой.

Замените головку, если зазор превысит 0,1 мм.

Очистите нагар с клапанов.

Это можно сделать подходящим металлическим инструментом

Замените клапаны со следующими дефектами: глубокие риски и царапины на рабочей фаске, трещины, деформация стержня клапана, коробление тарелки клапана, следы прогара.

Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно удалить притиркой клапанов.

Повреждения рабочей фаски клапанов, которые невозможно вывести притиркой, можно прошлифовать на специальном станке.

При шлифовке надо выдержать размеры, указанные на рисунке.

В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ВАЗ-21083.

Проверьте состояние пружин клапанов.

Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины замените.

Проверьте упругость пружин. для этого измерьте высоту пружин в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками.

Если пружина не соответствует требуемым параметрам, замените ее.

Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин и коррозии. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.п.) можно удалить притиркой клапанов

Более значительные дефекты седел клапанов устраняются шлифовкой.

При шлифовке выдержите размеры, указанные на рисунке.

Сначала шлифуется фаска под углом 20˚, затем фаска под углом 45°.

После шлифовки надо притереть клапаны, затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах и камерах сгорания не осталось частиц абразива.

В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ВАЗ-21083.

Проверьте зазор между направляющими втулками и клапанами.

Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.

Осмотрите толкатели клапанов.

Если на рабочей поверхности толкателя имеются задиры, царапины или другие повреждения, замените толкатели.

Осмотрите регулировочные шайбы. На их рабочих поверхностях не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа металла.

При таких дефектах шайбы надо заменить.

На шайбах допускаются концентрические следы приработки с кулачками распредвала.

Измерьте длину болтов крепления головки блока, так как при многократной затяжке они вытягиваются.

Если длина болтов превышает 135,5 мм, замените болты.

Для проверки герметичности головки заглушите отверстие в патрубке рубашки охлаждения в заднем торце головки, переверните головку камерами сгорания вверх и залейте керосин в каналы рубашки охлаждения.

Если появились течи керосина, значит головка не герметична и ее надо заменить.

Высота головки ваз 21083

По посадочным местам блока цилиндров головки взаимозаменяемые. Выпускные клапана и каналы одинаковые. Впускные клапана отличаются размером: ВАЗ-2108 — 35 мм, ВАЗ-21083 — 37 мм. Отсюда и впускной канал головки ВАЗ-21083 больше по пропускной способности горючей смеси. При установке ГБЦ (головки блока цилиндров) ВАЗ-21083 на двигатель ВАЗ-2108 придется менять впускной коллектор.

ГБЦ ВАЗ-21083 с прокладкой от ВАЗ-2108:

ГБЦ ВАЗ-2108 с родной прокладкой:

Ниже показаны различия в геометрии между прокладкамии ВАЗ-21083 и ВАЗ-2108:

какие размер у ГБЦ 21083? интересует высота.Высота гбц ваз 21083.

Похожие статьи

19 comments on “ Высота гбц ваз 21083. Какие размер у ГБЦ 21083 ”

By all the rules of art

У вазовских гбц одна и таже высота, если тебе нужно фрезернуть то отсилы снимают 1-3мм

Михаил, чет ты перегнул

Михаил, это ж в каком случае!

Михаил, 3 мм это уже по клапанам пойдет

Драйв 2 почитайте

До седла там ещё 3мм

А вот до свечи в лёгкую можно всадить

Любой мотор можно доработать тем более фрезеруешь гбц, то не мешало бы проверить и сам блок на кривизну, ликальной линейкой, если сам блок просел то его можно шлифануть на 1мм, будет тянуть как зверь

Всё есть в инете на драйве2!, а так тут советчиков куча, у меня тогда беда была с датчиком скости, так тут вообще понаписали приборку меняй, в каробке червяк сломался вскрыйвай каробас, хотя у меня нету червяка а стоит уже ротор, в общем пипец наговорили тыс на 20 ремонта а толку 0

Михаил, в том и дело что нигде нет информации про размер гбц 21083

Михаил, даже 1мм это много уже!)

Станочник сам знает сколько и где ему точить! Зачем голову ломать? Да за блок тоже верно сказали.

Зачем тебе высота гбц?
Боишься в гараж не войдет?

Егор, вот уж что что а про 8 башку везде есть драйв2, тазтим, и многме другие кто движками занимается, украинский чувак, тупо на ремонте этих гбц занимается в ютубе все есть, ну а раз не нашёл здравствуйте начит не искал

Михаил, если найдешь я поляну тебе накрою

Егор, Какая должна быть высота головки блока цилиндров ВАЗ 2108? (решено) — 2 ответа

Егор, что там по поляне?

Николай, это не этот размер)) у меня 2 гбц ваз 21083 и у них примерный размер 134,5мм) мне нужно знать точный размер гбц что бы отфрезеровать

В разделе Авто, Мото на вопрос Народ, а чем отличается ваз 2108 от 21083? заданный автором Посол лучший ответ это у этих двух автомобилей есть одна грандиозная разница! Я не буду рассказывать про объемы двигателей, хотя он на 2108-1300, а на 21083-1500, разные диаметры жиклеров карбюратора и прочих мелочах. Самое главное и существенное отличие в конструкции двигателя, а точнее в конструкции его поршней. Поршня полуторалитрового движка на 21083 имеют выемки под головки клапанов и в случае порыва ремня привода ГРМ Вы в течении 10 минут ставите новый ремень, который достаете из багажника и едите дальше, а вот поршня движа 2108 объемом 1300 таких выемок не имеют, и в случае обрыва ремня у Вас есть один шанс из миллиона, что все будет так, как я писал выше. В остальных случаях все закончится как минимум, ремонтом головки (замена клапанов и направляющих) и при особой удачливости и комбинации звезд в этот момент-капитальным ремонтом двигателя с заменой поршней, шатунов и даже коленвала. Если же удача-Ваше второе имя, то от удара поршня о клапан может треснуть и сам блок двигателя. Все остальные различия незначительны и на скорость никак не влияют.
Источник: опыт и только он

2.2.1.3 Осмотр, проверка и ремонт головки блока цилиндров

2.2.1.3. Осмотр, проверка и ремонт головки блока цилиндров

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

После разборки головки блока промыть все детали в бензине. Очистить камеры сгорания и клапаны от нагара.

Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскость головки, прилегающей к блоку цилиндров. Линейку ставят ребром на поверхность головки вдоль, поперек и по диагонали в разных местах и измеряют щупом зазор между ней и плоскостью головки. Если зазор превышает 0,1 мм, головку нужно прошлифовать.

Измерение высоты головки блока цилиндров

б) двигатели MH и 2G объемом 1,6 и 1,8 л

Минимальная допустимая высота головки блока:

– для двигателей МН и 2G между верхней и нижней плоскостями 135,6 мм;
– для остальных двигателей между нижней кромкой отверстия под сальник распредвала и нижней плоскостью 119,3 мм.

Если в результате шлифовки высота головки блока получилась меньше указанной, то головку нужно заменить.

Проверить боковой зазор между клапанами и направляющими втулками. Для этого вставить клапан в направляющую втулку так, чтобы конец стержня клапана был заподлицо с верхним краем втулки. Затем, покачивая клапан в горизонтальной плоскости от упора до упора, измерить индикатором величину перемещения тарелки клапана, которая и покажет зазор. Если зазор превышает 1 мм для втулок впускных клапанов и 1,3 мм для втулок выпускных, втулки нужно заменить. Перед тем как выпрессовать старую направляющую втулку, нужно измерить, на какую величину она выступает из головки блока, для того чтобы также установить новую втулку. Выпрессовывать втулку нужно через оправку. Перед запрессовкой новой направляющей втулки нужно нагреть головку блока до 70° С, смазать моторным маслом отверстие в головке и новую втулку. Запрессовывать новую втулку следует через оправку. Максимальное допустимое усилие запрессовки 1 т. После запрессовки втулки проверить и, если необходимо, рассверлить отверстие под клапан.

Читать еще:  Где стоит свеча накаливания в дизеле

Измерение расстояния (a) между торцем стержня клапана и верхней плоскостью головки блока цилиндров

Размеры седла клапана

а – наружный диаметр седла клапана;

b – расстояние от поверхности головки блока до наружного диаметра седла;

с – ширина рабочей фаски седла;

z – нижняя плоскость головки блока цилиндров

Проверить состояние седел клапанов, на них не должно быть следов износа или обгорания. При необходимости можно прошлифовать седла. Шлифовку производят на специальном шлифовальном станке или специальной машинкой. На двигателях с гидротолкателями клапанов при шлифовке нужно выдержать минимальный размер «а» (см. рис. Измерение расстояния между торцем стержня клапана и верхней плоскостью головки блока цилиндров). Размер «а» для впускных клапанов 35,8 мм, для выпускных – 36,1 мм. Если размер «а» будет меньше указанного, нарушится нормальная работа гидротолкателей. Уменьшение рабочей фаски седла клапана, таким образом, не должно превышать величину, равную разности между размером «а» до шлифовки и минимально допустимой величиной размера «а». Если шлифовкой не удается восстановить седла клапанов, их можно профрезеровать с последующей притиркой клапанов. Размеры седел клапанов показаны на рис. Размеры седла клапана.

а – диаметр тарелки клапана;

b – диаметр стержня;

с – длина клапана

Проверить состояние клапанов. Если на рабочих фасках клапанов заметны следы износа или обгорания, их нужно притереть к седлам. Если повреждение рабочей фаски значительное, фаски впускных клапанов можно прошлифовать. Рабочие фаски выпускных клапанов шлифовать запрещается, допускается только притирка. Если притиркой не удается восстановить рабочую фаску выпускного клапана, его нужно заменить. Если на рабочей фаске клапанов есть глубокие царапины, которые невозможно вывести шлифовкой или притиркой, а также клапаны погнуты, прогорели или имеют трещины, клапаны подлежат замене. При обработке клапанов необходимо выдержать указанные размеры (см. рис. Размеры клапана).

Притирка клапана к седлу

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Надеть на клапан пружину.
2. Нанести на рабочую фаску клапана притирочную пасту, представляющую собой смесь мелкого наждачного порошка с моторным маслом.
3. Вставить клапан с пружиной в головку блока, пружина при этом должна отжимать клапан от седла.
4. Надеть на стержень клапана приспособление для притирки или на тарелку клапана резиновую присоску.
5. Поворачивать клапан с помощью приспособления или присоски в обе стороны, периодически слегка прижимая клапан к седлу.
6. При притирке не снимать с рабочей фаски клапана и седла слишком много металла, поскольку уменьшается возможное количество ремонтов седла и клапана и тем самым сокращается срок их службы.
7. К концу притирки нужно уменьшить количество наждачного порошка. Когда притертые поверхности станут совершенно гладкими и примут ровный серый цвет, притирку вести на чистом моторном масле.
8. Внешним признаком удовлетворительной притирки является однотонный матово-серый цвет рабочей фаски клапана и седла. После притирки протереть седло и клапан чистой тряпкой.
9. Чтобы проверить герметичность притертого клапана, нужно установить его в головку блока вместе с пружиной и сухарями. После этого положить головку на бок и залить в канал, закрываемый клапаном, керосин. Если в течение 10 мин керосин не просочится в камеру сгорания, клапан считается герметичным.

Проверить состояние пружин клапанов. Пружины, имеющие трещины, или поломанные должны быть заменены. Можно сравнить высоту пружины с высотой новой пружины. Если пружина, снятая с двигателя, ниже новой, ее нужно заменить.

Осмотреть рычаги клапанов. Если на них заметен износ в месте контакта рычага с кулачком распредвала, рычаг заменить. Если на поверхности контакта рычага с клапаном заметна вмятина, поверхность рычага нужно прошлифовать.

Осмотреть распределительный вал. Если на кулачках и шейках есть глубокие царапины, выработки или задиры, вал заменить. Установить вал в подшипники головки блока и измерить боковой зазор между валом и пластиной крепления распределителя зажигания (у двигателей МН и 2G – между валом и крышкой подшипника № 3). Если зазор превышает 0,15 мм, заменить вал или пластину.

Измерить диаметры шеек распредвала, которые должны быть равны:

– передняя шейка – 31,45 мм;
– средняя шейка – 39,95 мм;
– задняя шейка – 40,45 мм.

Максимально допустимый износ шеек 0,25 мм. Распредвал двигателей МН и NU имеет литое кольцо между кулачками первого цилиндра. Диаметр шеек распредвала двигателей МН и 2G (с гидротолкателями клапанов) 26,0 мм, минимальный допустимый размер шеек 25,75 мм. Если измеренный диаметр меньше допустимого, заменить. Проверить биение вала, установив его на призмы, по средней шейке. Допустимое биение вала 0,02 мм. Если биение больше, заменить вал. Проверить и, если необходимо, прочистить масляные каналы в шейках вала.

Для того чтобы проверить головку блока на отсутствие трещин, нужно подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подачи сжатого воздуха. Заглушить все отверстия в головке деревянными пробками, опустить головку в ванну с водой и подавать воздух. В местах, где есть трещины, будут выходить воздушные пузыри. Точно так же проверить масляные каналы в головке блока.

ГБЦ и его усовершенствование на ВАЗ 21083

Чтобы повысить мощность двигателя ВАЗ 2108, делается его доработка. В первую очередь тюнинг касается головки блока рабочих цилиндров. Поскольку увеличение крутящего момента зависит от коэффициента заполнения цилиндров горючей смесью, более плотное наполнение блока существенно повышает рабочую способность мотора. Чем выше обороты вала, тем большую скорость развивает автомобиль ВАЗ.

Причина доработки двигателя

Рабочий объем цилиндров можно увеличивать до определенного значения, поэтому доработка направлена на уплотнение смеси. Для этого используют распределительные валы со специальными клапанами, имеющими увеличенный подъем. Кроме того, доработка касается устранения неточной стыковки коллекторных каналов и ГБЦ.

Поскольку головка моторного блока отечественных автомобилей ВАЗ весьма далека от совершенства, возникающие внутри цилиндров завихрения, существенно тормозят поступление смеси. Улучшить параметры Лады 21083 может лишь тюнинг внутренней части ГБЦ.

Для этого нужны такие инструменты и материалы:

  • ключи рожковые;
  • набор головок;
  • электрическая дрель;
  • наждачная бумага;
  • набор шарошек;
  • пассатижи;
  • графитовая смазка.

Порядок работы во время устранения нестыковок в ГБЦ следующий.

ОбъектыДействия
Сначала тюнинг направляется на коллекторные прокладки.Довольно часто бывает, что крепление коллекторов в Ладе 2108 выполнено не очень качественно. Из-за этого они имеют небольшое смещение относительно коллекторной плоскости ГБЦ. Чтобы сделать такой блок более совершенным, по краям коллектора и ГБЦ нужно высверлить по два отверстия.
Дальше в блок запрессовывается два штифта.Они должны иметь соответствующий размер.
После этого на рабочий блок автомобиля ВАЗ надевается коллектор.Поскольку засверливание делается без прокладки, в ней отверстия выполняются отдельно.
Иногда доработка двигателей ВАЗ связана с уменьшением веса клапанов.Их замена производится как на машинах марки 2108, так и в моделях 21083. Вместо старых тяжелых деталей в блок устанавливают другие клапаны, у которых часть металла сточена с двух сторон тарелок. Кроме того, стержень клапанов ВАЗ также делается тоньше.

При уменьшении диаметра стержней требуется замена направляющих втулок. Такой тюнинг не требует больших материальных затрат.

Облегчение упорных тарелок

Чтобы уменьшить нагрузку на распределительный вал, на Ладе 2108 можно переточить штатные тарелки под клапанные пружины. То же касается и модели 21083. Однако некоторыми автолюбителями делается их замена на более дорогие, отлитые из титанового сплава. На автомобилях ВАЗ они не деформируются даже на самых больших оборотах двигателя, поэтому такой затратный тюнинг со временем себя все же окупает.

Важную роль в эффективной работе цилиндров играет увеличение пропускной способности клапанов. Здесь порядок работы такой. Сначала изменяется общий профиль тарелки, затем снимаются её рабочие фаски. Если головка двигателя Лады 21083 содержит восемь клапанов, то тюнинг выполняется таким образом, чтобы фаски стали максимально узкими.

Иногда порядок работы предусматривает тюнинг, при котором устанавливаются увеличенные клапаны. В этом случае производится замена сёдел. Чаще всего головка дорабатывается для того, чтобы снизился риск появления детонации.

По окончании доработки ГБЦ перед установкой новой прокладки необходимо хорошо вычистить грязь со всех резьбовых отверстий. Благодаря этому болты прижмут головку с тем усилием, при котором прорыв газов будет полностью исключен.

Размеры гбц ваз 21083

2.2.1.3. Осмотр, проверка и ремонт головки блока цилиндров

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

После разборки головки блока промыть все детали в бензине. Очистить камеры сгорания и клапаны от нагара.

Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскость головки, прилегающей к блоку цилиндров. Линейку ставят ребром на поверхность головки вдоль, поперек и по диагонали в разных местах и измеряют щупом зазор между ней и плоскостью головки. Если зазор превышает 0,1 мм, головку нужно прошлифовать.

Измерение высоты головки блока цилиндров

б) двигатели MH и 2G объемом 1,6 и 1,8 л

Минимальная допустимая высота головки блока:

– для двигателей МН и 2G между верхней и нижней плоскостями 135,6 мм;
– для остальных двигателей между нижней кромкой отверстия под сальник распредвала и нижней плоскостью 119,3 мм.

Если в результате шлифовки высота головки блока получилась меньше указанной, то головку нужно заменить.

Проверить боковой зазор между клапанами и направляющими втулками. Для этого вставить клапан в направляющую втулку так, чтобы конец стержня клапана был заподлицо с верхним краем втулки. Затем, покачивая клапан в горизонтальной плоскости от упора до упора, измерить индикатором величину перемещения тарелки клапана, которая и покажет зазор. Если зазор превышает 1 мм для втулок впускных клапанов и 1,3 мм для втулок выпускных, втулки нужно заменить. Перед тем как выпрессовать старую направляющую втулку, нужно измерить, на какую величину она выступает из головки блока, для того чтобы также установить новую втулку. Выпрессовывать втулку нужно через оправку. Перед запрессовкой новой направляющей втулки нужно нагреть головку блока до 70° С, смазать моторным маслом отверстие в головке и новую втулку. Запрессовывать новую втулку следует через оправку. Максимальное допустимое усилие запрессовки 1 т. После запрессовки втулки проверить и, если необходимо, рассверлить отверстие под клапан.

Измерение расстояния (a) между торцем стержня клапана и верхней плоскостью головки блока цилиндров

Размеры седла клапана

а – наружный диаметр седла клапана;

b – расстояние от поверхности головки блока до наружного диаметра седла;

с – ширина рабочей фаски седла;

z – нижняя плоскость головки блока цилиндров

Проверить состояние седел клапанов, на них не должно быть следов износа или обгорания. При необходимости можно прошлифовать седла. Шлифовку производят на специальном шлифовальном станке или специальной машинкой. На двигателях с гидротолкателями клапанов при шлифовке нужно выдержать минимальный размер «а» (см. рис. Измерение расстояния между торцем стержня клапана и верхней плоскостью головки блока цилиндров). Размер «а» для впускных клапанов 35,8 мм, для выпускных – 36,1 мм. Если размер «а» будет меньше указанного, нарушится нормальная работа гидротолкателей. Уменьшение рабочей фаски седла клапана, таким образом, не должно превышать величину, равную разности между размером «а» до шлифовки и минимально допустимой величиной размера «а». Если шлифовкой не удается восстановить седла клапанов, их можно профрезеровать с последующей притиркой клапанов. Размеры седел клапанов показаны на рис. Размеры седла клапана.

а – диаметр тарелки клапана;

b – диаметр стержня;

с – длина клапана

Проверить состояние клапанов. Если на рабочих фасках клапанов заметны следы износа или обгорания, их нужно притереть к седлам. Если повреждение рабочей фаски значительное, фаски впускных клапанов можно прошлифовать. Рабочие фаски выпускных клапанов шлифовать запрещается, допускается только притирка. Если притиркой не удается восстановить рабочую фаску выпускного клапана, его нужно заменить. Если на рабочей фаске клапанов есть глубокие царапины, которые невозможно вывести шлифовкой или притиркой, а также клапаны погнуты, прогорели или имеют трещины, клапаны подлежат замене. При обработке клапанов необходимо выдержать указанные размеры (см. рис. Размеры клапана).

Притирка клапана к седлу

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Надеть на клапан пружину.
2. Нанести на рабочую фаску клапана притирочную пасту, представляющую собой смесь мелкого наждачного порошка с моторным маслом.
3. Вставить клапан с пружиной в головку блока, пружина при этом должна отжимать клапан от седла.
4. Надеть на стержень клапана приспособление для притирки или на тарелку клапана резиновую присоску.
5. Поворачивать клапан с помощью приспособления или присоски в обе стороны, периодически слегка прижимая клапан к седлу.
6. При притирке не снимать с рабочей фаски клапана и седла слишком много металла, поскольку уменьшается возможное количество ремонтов седла и клапана и тем самым сокращается срок их службы.
7. К концу притирки нужно уменьшить количество наждачного порошка. Когда притертые поверхности станут совершенно гладкими и примут ровный серый цвет, притирку вести на чистом моторном масле.
8. Внешним признаком удовлетворительной притирки является однотонный матово-серый цвет рабочей фаски клапана и седла. После притирки протереть седло и клапан чистой тряпкой.
9. Чтобы проверить герметичность притертого клапана, нужно установить его в головку блока вместе с пружиной и сухарями. После этого положить головку на бок и залить в канал, закрываемый клапаном, керосин. Если в течение 10 мин керосин не просочится в камеру сгорания, клапан считается герметичным.

Проверить состояние пружин клапанов. Пружины, имеющие трещины, или поломанные должны быть заменены. Можно сравнить высоту пружины с высотой новой пружины. Если пружина, снятая с двигателя, ниже новой, ее нужно заменить.

Осмотреть рычаги клапанов. Если на них заметен износ в месте контакта рычага с кулачком распредвала, рычаг заменить. Если на поверхности контакта рычага с клапаном заметна вмятина, поверхность рычага нужно прошлифовать.

Осмотреть распределительный вал. Если на кулачках и шейках есть глубокие царапины, выработки или задиры, вал заменить. Установить вал в подшипники головки блока и измерить боковой зазор между валом и пластиной крепления распределителя зажигания (у двигателей МН и 2G – между валом и крышкой подшипника № 3). Если зазор превышает 0,15 мм, заменить вал или пластину.

Измерить диаметры шеек распредвала, которые должны быть равны:

– передняя шейка – 31,45 мм;
– средняя шейка – 39,95 мм;
– задняя шейка – 40,45 мм.

Максимально допустимый износ шеек 0,25 мм. Распредвал двигателей МН и NU имеет литое кольцо между кулачками первого цилиндра. Диаметр шеек распредвала двигателей МН и 2G (с гидротолкателями клапанов) 26,0 мм, минимальный допустимый размер шеек 25,75 мм. Если измеренный диаметр меньше допустимого, заменить. Проверить биение вала, установив его на призмы, по средней шейке. Допустимое биение вала 0,02 мм. Если биение больше, заменить вал. Проверить и, если необходимо, прочистить масляные каналы в шейках вала.

Для того чтобы проверить головку блока на отсутствие трещин, нужно подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подачи сжатого воздуха. Заглушить все отверстия в головке деревянными пробками, опустить головку в ванну с водой и подавать воздух. В местах, где есть трещины, будут выходить воздушные пузыри. Точно так же проверить масляные каналы в головке блока.

ГБЦ 21081 устанавливали на блоки 2108 и 21081 (1300 и 1100), ГБЦ 21083 устанавливают на блок 21083 (1500). До 1991 года на блок 21083 устанавливалась головка 2108, которая полностью аналогична своими характеристиками ГБЦ 21083. В ГБЦ 21081 два резьбовых отверстия под шпильку натяжного ролика зубчатого ремня. Так как высота блока цилиндров разная, а ремень ГРМ применяется одного типа (111х19) на двигателях, то устанавливать шпильку необходимо:
-для двигателей 1300 в левое резьбовое отверстие (если смотреть на блок с торца), которое ближе к салону;
-для двигателя 1100 в правое, которое ближе к радиатору.

ГБЦ мотора 21083 (1500) подходит для двигателей 2108 и 21081, так как посадочные места одинаковые. С ГБЦ «1500» увеличивается мощность и крутящий момент на 3-6% двигателей «1100» и «1300».

Однако если все-таки устанавливать головку от «1500» на более «слабых» родственников, то стоит уделить внимание натяжению и установке ремня ГРМ. Если при установке фаз газораспределения ошибиться хотя бы на один зуб, то впускные клапана увеличенного диаметра могут коснуться днища поршня, при этом большая вероятность повреждения клапанов и поршней, что влечет за собой ремонт двигателя.

На днище поршня мотора 21083 предусмотрены специальные выемки в которые попадают тарелки клапанов при обрыве зубчатого ремня или неправильно установленных фазах. На поршнях двигателей 21081 и 2108 изначально выемки не делались.

На более поздних двигателях появились небольшие выемки, предотвращающие встречу клапанной тарелки и поршня при смещении фаз, но не более чем на 2 зуба по шкиву распредвала. Сделать выемки глубже — на весь ход клапана, либо шире — под впускные клапана ГБЦ 21083, диаметр которых 37 мм вместо 35 мм, нецелесообразно. Это невозможно так как в двигателях 1100 и 1300 поршни в блоке поднимаются высоко и не достают до привалочной плоскости блока на расстояние в два раза меньше чем у двигателя 1500. Если сделать выемки на полный ход клапанов, как это сделано на поршнях от 1500, то они получились бы слишком глубокими, тем самым повлияли бы отрицательно на сгорание рабочей смеси. Что в свою очередь вызовет потерю мощности. Поэтому мастере — кулибины которые протачивают выемки в стандартных поршнях скорее не повышают ресурс двигателя, а снижают его. Днище поршня в местах выемок становится тоньше, поршень быстрее прогорит, чем получит повреждения от оборванного ремня.

UPD 09.06.2019
Приведу графики на которых видно как изменится мощность и крутящий момент после установки ГБЦ 21083 на блок 2108.

Как видно из приведенного выше графика, блок 2108 с ГБЦ 21083 выдает больше мощности чем блок 2108 с ГБЦ 21081 (завод) на оборотах от 4500 об/мин и выше. На оборотах до 4500 об/мин немного проигрывает заводской конфигурации.

На графике крутящего момента лучше видно превосходство ГБЦ 21083 на оборотах свыше 4500 об/мин. На низах с ГБЦ 21081 блок 2108 выдает больше крутящего момента.
Также возможен вариант установки на блок 2108 ГБЦ 11183, все параметры которой точно повторяют ГБЦ 21083 за исключением объема камеры сгорания, у этой головки он больше. График с этой ГБЦ не привел, так как получается что то среднее между 21081 и 21083.

Объем КС:
ГБЦ 21081 = 21
ГБЦ 21083 = 23
ГБЦ 11183 = 26

Степень сжатия (геометрическая):
блок 2108+гбц 21081 = 9,93
блок 2108+гбц 21083 = 9,46
блок 2108+гбц 11183 = 8,84

Превосходство ГБЦ 21083 на высоких оборотах достигается за счет лучшего наполнения цилиндров рабочей смесью за счет впускных каналов и клапанов большего диаметра. Диаметр впускного канала ГБЦ 21081 = 30,5 мм, сужается до 28 мм в месте привалочной плоскости впускного коллектора. У ГБЦ 21083 = 32 мм, сужается до 31 мм. Диаметр выпускных каналов одинаков, и составляет 27 мм на всем протяжении канала.

По посадочным местам блока цилиндров головки взаимозаменяемые. Выпускные клапана и каналы одинаковые. Впускные клапана отличаются размером: ВАЗ-2108 — 35 мм, ВАЗ-21083 — 37 мм. Отсюда и впускной канал головки ВАЗ-21083 больше по пропускной способности горючей смеси. При установке ГБЦ (головки блока цилиндров) ВАЗ-21083 на двигатель ВАЗ-2108 придется менять впускной коллектор.

ГБЦ ВАЗ-21083 с прокладкой от ВАЗ-2108:

ГБЦ ВАЗ-2108 с родной прокладкой:

Ниже показаны различия в геометрии между прокладкамии ВАЗ-21083 и ВАЗ-2108:

Двигатель 21083 – проблемный вариант Авто ВАЗа

Возникновением двигатель 21083 обязан необходимости увеличения мощности серийного ДВС 2108 производителя АвтоВАЗ. Для этого конструкторы увеличили размер цилиндра, но «забыли» спроектировать впускной коллектор для изменившихся режимов.

В результате раскрываются трещины на выпускном коллекторе, заминаются бобышки, продавливается плоскость головки. Разгон до 100 км/ч происходит за 14 секунд, но обороты слишком высокие для получившегося крутящего момента.

Рабочие характеристики мотора 21083

В теории технические характеристики ДВС 2108 должны были удовлетворять режимам передвижения трехдверного хэтчбэка ВАЗ 2108. На практике потребовался тюнинг, чтобы увеличить мощность, а чуть позже – снижение объема до 1,1 л для поставок «Восьмерки» на экспорт в страны со специальными требованиями к характеристикам ДВС.

Причем, модель 2108 проектировали немцы из концерна Порше под 5 ступенчатую МКПП, на большее бюджета завода производителя АвтоВАЗ не хватило, поэтому форсировка ДВС производилась отечественными конструкторами, результатом стал мотор 21083 объемом 1,5 л, а затем 21081 объемом 1,1 л.

Для последнего варианта создали специальный входной коллектор, как для двигателя экспортного исполнения. На модификацию 21083 монтировался впускной коллектор от 2108, что изначально неверно, поскольку не удовлетворяются потребности в качестве топливной смеси для формированного мотора. В мануал занесли те же требования, какое масло лить, и оставили прежними регламенты замены охлаждающих жидкостей.

На выходе характеристики двигателя получились следующими:

ИзготовительАвтоВАЗ
Марка ДВС21083
Годы производства1992 – 2003
Объем1499,8 см 3 (1,5 л)
Мощность50,3 кВт (72 л. с.)
Крутящий момент106 Нм (3400 об/мин)
Вес127 кг
Степень сжатия9,9
Питаниекарбюратор
Тип моторарядный
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндраТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре2
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Впускной коллекторот 2108 или 21081
Выпускной коллекторсхема 4/2/1 (паук)
Распредвалверхний
Материал блока цилиндровчугун
Диаметр цилиндракласс А – 82 – 82,01 мм

класс В – 82,01 – 82,02 мм

класс С – 82,02 – 82,03 мм

класс D – 82,03 – 82,04 мм

класс Е – 82,04 – 82,05 мм

Поршни82 мм
Кольцадва симметричных выступа, хромовое покрытие, компрессионные толщиной 1,5 мм и 2 мм, маслосъемное 3,95 мм
Диаметр поршнякласс А –81,94 – 81,95 мм

класс В – 81,95 – 81,96 мм

класс С – 85,96 – 81,97 мм

класс D – 81,97 – 81,98 мм

класс Е – 81,98 – 81,99 мм

Коленвал

высокопрочный чугун, ВЧ закалка шеек подшипников и шатунов, радиус кривошипа длинный
Количество подшипников коренных5
Ход поршня71 мм
ГорючееАИ-91
Масса мотора127, кг
Нормативы экологииЕвро-2
Расход топливатрасса – 7 л/100 км

смешанный цикл 8,6 л/100 км

город – 10 л/100 км

Расход масла0,7 л/1000 км
Моторное масло для 210835W-30 и 10W-30
Объем моторного масла3,5 л
Температура рабочая80°
Ресурс моторазаявленный 125000 км,

реальный 200000 км

Регулировка клапановшайбы
Система охлажденияпринудительная, антифриз/тосол
Количество ОЖ7,3 л
Помпапластмассовая крыльчатка
Свечи на 21083А17ДВРМ или FE65CPR
Зазор между электродами свечи0,5 – 0,6 мм
Ремень ГРМ111 зубов, ширина ремня 19 мм
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрNitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтрномер по каталогу 90915-10001

замена 90915-10003, с обратным клапаном

Маховиквенец шириной 20,9 мм, поверхность под диск сцепления 196 мм в диаметре
Болты крепления маховикаМ10х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачкиКортеко, Резерв, Elring, SM
Компрессиядавление в цилиндрах от 11 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара
Температура масла80°С
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 31 – 39 Нм

маховик – 62 – 87 Нм

болт сцепления – 55 Нм

крышка подшипника – 70 – 84 Нм (коренной) и 44 – 54 Нм (шатунный)

головка цилиндров – 4 стадии 20 Нм, 71 Нм + 90° + 90°

Из приведенных характеристик видно, какое масло в двигателе рекомендовано изготовителем. Несмотря на недостатки конструкции, мотор 21083 имеет низкий расход бензина и прочих эксплуатационных жидкостей.

Особенности конструкции

Основной особенностью ДВС по аналогии с образцом 2108 стало применение ременной передачи на шкив ГРМ. Кроме того, схема двигателя обладает нюансами:

  • распредвал остался внутри ГБЦ, то есть сверху блока;
  • использовано бесконтактное зажигание из распределителя, коммутатора и катушки;
  • для снижения себестоимость применяются детали от 2108: коленвал, маховик и шатуны, впускной коллектор и блок;
  • поршни созданы совместно с Kolbenschmitd и Porsche, вместо олова использовано микропрофильное покрытие, задерживающее смазку на поверхности;
  • кольца хромируются для повышения ресурса;
  • головка блока цилиндров с увеличенным размером клапанов 37 мм.

Затронула модернизация и помпу охлаждающей системы, но ресурс этого узла повысился незначительно. В результате увеличившиеся объемы камер сгорания добавили всего 6 л. с. мощности, но не были подобраны передаточные числа КПП и улучшена конструкция впускного коллектора. Для узнаваемости ДВС руководство АвтоВАЗ решило окрашивать блоки 21083 в синий цвет.

Недостатки и преимущества

Основное достоинство – двигатель 21083 не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ. Кроме того, в двигатель заложены конструкционные решения, обеспечивающие ряд преимуществ:

  • отсутствие масляного голодания при запуске – для сохранения масла на поверхности поршней использовано специальное покрытие;
  • свободное вращение пальца в бобышках шатуна – капремонт производится реже;
  • массивная верхняя головка шатуна – повышается ресурс КШМ, капитальный ремонт дешевле;
  • доработка помпы – система охлаждения служит дольше.

Несмотря на то, что цилиндры имеют максимальный диаметр, возможен тюнинг ДВС своими руками другими способами. Минусами являются:

  • на вал ДВС невозможно установить шкивы дополнительного навесного оборудования;
  • крутящий момент на высоких оборотах низкий;
  • высокие тепловые нагрузки опасны продавливанием плоскости головки, смятием бобышек и трещинами выпускного коллектора.

Второй модификации мотора 21081 повезло больше, так как в нем объем, наоборот, был уменьшен, а разработка производилась более тщательно для экспорта за рубеж.

Автомобили линейки ВАЗ, использующие мотор 21083

Применялся двигатель 21083 для комплектации следующих моделей производителя ВАЗ:

  • 2108 – трехдверный хэтчбэк;
  • 21083 – трехдверный хэтчбэк;
  • 2109 – пятидверный хэтчбэк;
  • 21093 – пятидверный хэтчбэк;
  • 21099 – седан;
  • 2113 – трехдверный хэтчбэк;
  • 2114 – пятидверный хэтчбэк;
  • 2115 – седан.

То есть, вся линейка переднеприводных авто, выпущенных до 2013 года, оснащалась этими ДВС.

Техобслуживание

Классическое устройство ДВС в сочетании с поперечным расположением мотора под капотом переднеприводных авто подчиняется следующему регламенту ТО:

Объект техобслуживанияВремя или пробег (что наступает раньше)
Ремень ГРМзамена через 100 тысяч км
Батарея АКБ12 месяцев/20 тысяч км
Зазор в клапане24 месяца/20 тысяч км
Вентиляция картера24 месяца /20 тысяч км
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование24 месяца /20 тысяч км
Топливопровод и крышка бака24 месяца /40 тысяч км
Масло моторное12 месяцев/10 тысяч км
Фильтр масляный12 месяцев/10 тысяч км
Фильтр воздушный21 – 24 месяца /40 тысяч км
Фильтр топливный48 месяцев/40 тысяч км
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения24 месяца /40 тысяч км
Жидкость охлаждающая24 месяца /40 тысяч км
Датчик кислородный100 тысяч км
Свеча зажигания12 – 24 месяца /20 тысяч км
Коллектор выпускной12 месяцев

В сопроводительной инструкции содержится описание параметров, производитель настоятельно рекомендует придерживаться порядка обслуживания движков 21083.

Неисправности: причины, устранение

Основными проблемами ДВС этого типа являются:

НеисправностьЧем вызванаСпособ устранения
Расход бензина повысилсязасорение топливной системы и навесного оборудованияпромывка топливопроводов, насоса, карбюратора
ДВС не заводитсясбой системы зажигания, засор или разрегулировка карбюраторадиагностика электроники, регулировки винтов качества и количества
Мотор «троит»пробой прокладок, изменение компрессиизамена расходников, восстановление компрессии

Конкретно для модификации мотора 21083 характерны прогоревшие клапаны, не справляющиеся с температурными режимами ДВС. Это конструкционная недоработка «лечится» тюнингом существующих агрегатов.

Методы тюнинга

Используется тюнинг нескольких типов:

  • «чипование» – установка электронного аналога механического регулятора, мощность повышается на 15% максимум;
  • замена воздушного фильтра – используются варианты с пониженным сопротивлением, выпускной коллектор с одинаковой длиной патрубков и 52 мм дроссель.

Производитель не рекомендует турбировать двигатель 21083, так как это заметно влияет на эксплуатационный ресурс в худшую сторону.

Таким образом, модификация 21083 стала не лучшим вариантом ДВС для автомобилей ВАЗ. Однако заметным плюсом является безопасность клапанов при обрыве ремня ГРМ, улучшенный карбюратор Озон и повышение мощности на 6 л. с.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector