Блок управления ваз 2110 - Авто журнал Альянс Авто
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блок управления ваз 2110

Типы ЭБУ ВАЗ 2110

Первым Российским автомобилем с инжекторным двигателем, принято считать ВАЗ 2110. Работой инжекторного двигателя управляет электронный блок управления (ЭБУ), являясь мозгом в электронных системах управления двигателем (ЭСУД). В простонародье, ЭБУ так и называют «мозги». Так чем же думают наши ВАЗы?

Как определить ЭБУ на ВАЗ? Для этого следует снять нижний щиток панели возле левой ноги пассажира, и прочитать данные на блоке.

Впервые на российских авто появились ЭСУД разработки General Motors (GM). Они были двух типов:

  1. центрального (для ВАЗ 21214 и ВАЗ 21073, 21044).
  2. распределенного впрыска топлива (переднеприводные ВАЗ).

Вторым серийным семейством ЭСУД стали системы «Январь-4», которые разрабатывалось как функциональный аналог GM (с возможностью использовать тот же состав датчиков и исполнительных механизмов) и предназначались для их замены. Поэтому были сохранены размеры, крепления, а также цоколевка разъемов.

Разработка совместно с «Bosch» ЭСУД на базе системы «Motronic» M1.5.4, которая могла бы производиться в России. Были применены другие датчики расхода воздуха (ДМРВ) и резонансный детонации (разработки и производства «Bosch»). Программное обеспечение и калибровки для этих контроллеров было впервые полностью разработаны на АвтоВАЗ. Для норм токсичности Евро-2 появляются новые модификации блока M1.5.4 (имеет неофициальный индекс «N», для создания искусственного отличия) 2111-1411020-60 и 2112-1411020-40, удовлетворяющие этим нормам и имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер.

Параллельно с системой M1.5.4, АвтоВАЗ совместно с «ЭЛКАР» спроектировал функциональный аналог блока M1.5.4, который получил название Январь-5.». Первоначально были выпущены варианты под нормы Евро-2 (2112-1411020-41) имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер. Позже началось серийное производство и установка систем на базе блоков управления:

  1. «Январь-5.1.2» для 16-ти (2112-1411020-71).
  2. «Январь-5.1.1» для 8-ми (2111-1411020-71) клапанных двигателей.
Читать еще:  Ваз 2110 замена помпы

В декабре 2005 г. НПП «Автэл» выпустило в запасные части (на конвейер ВАЗ это никогда не поставлялось. ) ЭБУ «Январь 5.1.х» с измененной аппаратной частью.

Следующим шагом в борьбе за экологичность выхлопа была разработка по заказу ОАО АвтоВАЗ фирмой «Bosch» более современного блока, который мог бы удовлетворить более жестким нормам токсичности и диагностики Евро-2 и Евро-3, получившая название MP7.0. В данной модификации и аппаратная часть и программная разработаны фирмой «Bosch», окончательную калибровку и доводку систем выполнял ОАО «АвтоВАЗ».

НПО «Итэлма» разработало для применения в автомобилях ВАЗ ЭБУ, получивший название VS 5.1. Это полнофункциональный аналог ЭСУД Январь 5.1, то есть использует те же жгут, датчики и исполнительные механизмы. Модификации 2112-1411020-42 и 2111-1411020-62 предназначены для норм Евро-2 имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер, в данном семействе не предусмотрены норм Р-83 для двигателей 2112.

Выпускалась под нормы токсичности Евро-2 и Евро-3. Устанавливалась на автомобили с сентября 2003 г. ЭБУ конструктивно похож на «консервную» модификацию Bosch M1.5.4, но меньшего размера, разъем другой, 81-контактная колодка. ПО этих ЭБУ построено на основе разработанной Bosch ‘моментной’ модели двигателя (Torque-Based) и содержит более тысячи калибровок. Маска ошибок и комплектация хоть и присутствует, но ввиду сложности алгоритмов системы пока не поддерживается программами редактирования калибровок, что накладывает некоторые трудности чип-тюнингу.

Двигатель с ЭСУД 2111-1411020-80 комплектуется новым ДМРВ (116), новым ДФ, встроенным в ЭБУ управлением катушками зажигания (часть функций МЗ) с применением внешних катушек зажигания Bosch; форсунки — тонкие, черного цвета, Bosch; нет «обратки», РДТ находится в баке, в сборе со стаканом бензонасоса. (это касается двигателей 1,6. На 1,5 собирался «гибрид» — с обычным БН и рампой форсунок нового образца с РДТ).

Читать еще:  Какие датчики стоят на ваз 2110

Контроллеры с ПО для 16-кл. двигателей под нормы Евро-3 поддерживают функцию программного переключения пусковых калибровок Европа/Россия с диагностического оборудования. Данная функция, по мнению разработчиков, должна облегчить пуск на бензинах низкого качества. По умолчанию на заводе установлено «Европа».

Новый ЭБУ не заставил себя ждать. Как всегда «без объявления войны», ВАЗ выпустил на конвейер ЭСУД с Bosch M7.9.7 другой модификации. Он содержит другой процессор (Thompson) и ПО прошито внутри процессора, то есть flash — памяти в них нет, применена так же и другая eeprom. Прошивки «старой» реализации не подходят для «новой» и наоборот. Совместимости нет. На «новый» тип контроллеров уже (по состоянию на январь 2006) вышло обновленное ПО. Серия EQ заменена на конвейере на ER. С чем это связано, какие изменения и улучшения внесены, как повелось на ВАЗ, не сообщается.

Данное направление активно развивалось и пополнялось. Появлялись версии на «классику» — B120ES01, правда, «сделанные» из блоков 2111.

ЭБУ производятся в разных местах, страна производитель указана на шильдике. До какого-то времени их было два — Германия и Россия, несколько позже появились «французы» а в последствии в 2007-м году стали появляться ЭБУ родом из поднебесной, made in China.

Первая партия автомобилей «Лада Приора», являющейся глубоким рестайлингом «десятого» семейства, начала сходить с конвейера ВАЗа в начале 2007 года. И тоже с ЭБУ Bosch M7.9.7+ (прошивка B173DR01, шильдик «самодельный», наклеен поверх фирменного).

Январь 7.2 — функциональный аналог блока Bosch M7.9.7, «параллельная» (или альтернативная, кому как нравится) с М7.9.7 отечественная разработка фирмы «Итэлма». Излюбленный блок многих чип-тюнеров. Январь 7.2 внешне похож на M7.9.7 — собран в аналогичном корпусе и с таким же разъемом, его можно без всяких переделок использовать на проводке Bosch M7.9.7 с использованием того же набора датчиков и исполнительных механизмов.

Читать еще:  Датчик детонации уаз патриот

ПО блока является дальнейшим развитием ПО Январь 5, с улучшениями и дополнениями (хотя это вопрос спорный) — например, реализован алгоритм «anti-jerk», дословно «противотолчковая» функция, призванная обеспечить плавность при трогании и переключениях передач.

ЭБУ выпускается фирмами «Итэлма» (хххх-1411020-82 (32), прошивка начинается на букву «I», например, I203EK34) и «Автэл» (хххх-1411020-81 (31), прошивка начинается на букву «А», например, A203EK34). И блоки и прошивки этих блоков полностью взаимозаменяемые.

Для «классики» разработан ЭБУ 21067-1411020-11(12) под комплектацию без датчика детонации, с ДМРВ «Сименс-VDO». Такая модификация устанавливается на двигатели объемом 1,6 литра. И, как водится, в блоке не установлены элементы канала детонации.

Для данного типа ЭБУ реализовано полное программное отключение ДК и регулировка содержания СО в отработанных газах, то есть, перевод на нормы токсичности Россия-83.

В августе 2007 г. на новых автомобилях и в продаже появились новые блоки управления Январь 7.2 собранные на принципиально новой элементной базе. Используется процессор SGS Tomphson с внутренним flash. Непонятно высокое предназначение этого блока, т.к буквально через несколько месяцев, в декабре 2007 г. он был сменен на М73 для норм Евро-3.

2008-й год поставил вне закона установку на новые автомобили ЭСУД, удовлетворяющих нормы токсичности хуже ЕВРО-3. В связи с этим на новых автомобилях появились новые ЭБУ — М73. Схемотехнически это — «родственник» Январь 7.2+. Как известно последняя «двенашка» сошла с конвейера в 2008 году, а за тем и «одиннадцатая» в 2009. Теоретически, на них может встречаться этот блок. А вот Богданы 2110 и 2111, застали и эти блоки стопроцентно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector