5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить датчик детонации ваз

Неисправность датчика детонации

Неисправность датчика детонации приводит к тому, что блок управления двигателем (ЭБУ) перестает обнаруживать процесс детонации при сгорании топливной смеси в цилиндрах. Такая проблема возникает в результате слишком слабого или наоборот чересчур сильного исходящего сигнала. Как результат — на приборной панели загорается лампочка “проверьте двигатель”, а поведение автомобиля меняется из-за условий работы двигателя.

Чтобы разобраться с вопросом неисправностей датчика детонации необходимо понимать принцип его работы и выполняемые им функции.

Как работает датчик детонации

В двигателях автомобилей может использоваться один из двух типов датчиков фиксирующих детонацию — резонансные и широкополосные. Но поскольку первый вид уже устарел и встречается редко, то опишем работу именно широкополосных датчиков (ДД).

В основе конструкции широкополосного ДД лежит пьезоэлемент, который при механическом воздействии на него (то есть, при взрыве, которым, по сути, и является детонация) подает в электронный блок управления ток с определенным напряжением. Датчик настроен на восприятие звуковых волн в диапазоне от 6 Гц до 15 кГц. В конструкцию датчика входит также утяжелитель, который усиливает механическое воздействие на него посредством увеличения силы, то есть, увеличивает звуковую амплитуду.

Поданное датчиком на ЭБУ напряжение через выводы коннектора обрабатывается электроникой и потом делается вывод имеется ли в двигателе детонация, и соответственно, нужно ли корректировать угол опережения зажигания, что поможет ее устранить. То есть, датчик в данном случае является лишь “микрофоном”.

Признаки неисправности датчика детонации

При полном или частичном выходе ДД из строя проявляется неисправность датчика детонации по одном из симптомов:

  • Тряска двигателя. При исправных датчике и системе управления в двигателе этого явления быть не должно. На слух появление детонации можно косвенно определить по металлическому звуку, исходящему из работающего двигателя (стук пальцев). А излишняя во время работы двигателя тряска и рывки это первое по чем можно определить неисправность датчика детонации.
  • Снижение мощности либо “тупость” двигателя которые проявляются ухудшением разгона либо излишним повышением оборотов на низких скоростях. Такое происходит когда при неверном сигнале ДД осуществляется самопроизвольная корректировка угла зажигания.
  • Затрудненный запуск двигателя, особенно «на холодную», то есть, при низких температурах после длительного простоя (например, утром). Хотя вполне возможно такое поведение машины и при теплой температуре окружающего воздуха.
  • Повышенный расход топлива. Так как угол зажигания нарушен, то и топливно воздушная смесь не отвечает оптимальным параметрам. Соответственно, возникает ситуация, когда двигатель потребляет большее количество бензина, чем ему нужно.
  • Фиксирование ошибок датчика детонации. Обычно причинами их появления является выход сигнала от ДД за границы допустимых пределов, обрыв его проводки или полный выход датчика из строя. О появлении ошибок будет свидетельствовать лампочка Check Engine на приборной панели.

Однако стоит учитывать, что такие симптомы могут указывать и на другие поломки двигателя, в том числе, других датчиков. Рекомендуется дополнительно считать память ЭБУ на наличие ошибок, которые могли возникнуть при некорректной работе отдельных датчиков.

Неисправности цепи датчика детонации

Для того, чтобы выявить неисправности ДД более точно, желательно воспользоваться электронными сканерами ошибок электронного блока управления. Тем более если на приборной панели засветилась контрольная лампа “чека”.

Зачастую ошибка р0325 “Обрыв в цепи датчика детонации” указывает на проблемы в проводке. Это может быть обрыв проводов либо, что чаще, окислившиеся контакты. Нужно выполнить профилактику разъемов на датчике. Иногда ошибка p0325 возникает по причине того, что ремень ГРМ проскакивает на 1-2 зуба.

Ошибка P0328 “Высокий уровень сигнала датчика детонации” зачастую свидетельствует о проблеме с высоковольтными проводами. В частности, если на них либо пьезоэлементе пробивает изоляция. Аналогично указанная ошибка может возникнуть и по причине того, что ремень ГРМ перескочил на пару зубьев. Для диагностики нужно проверить метки на нем и состояние шайб.

Ошибки р0327 или р0326, как правило, формируются в памяти ЭБУ по причине низкого сигнала от датчика детонации. Причина может заключаться в плохом контакте от него, либо слабом механическом соприкосновении датчика с блоком цилиндров. Для устранения ошибки можно попробовать обработать средством WD-40 как упомянутые контакты, так и сам датчик. Также важно проверить момент затяжки крепления датчика, поскольку этот параметр критически важен для его работы.

В целом, можно отметить, что признаки неисправности датчика детонации очень схожи с симптомами, характерными для позднего зажигания ведь ЭБУ, в целях безопасности для мотора старается автоматически делать максимально поздним, так как это исключает разрушение мотора (если угол слишком ранний, то кроме того что возникает детонация, не только падает мощность, а и появляется риск прогорания клапанов). Так что в целом можно сделать вывод что главные признаки точно такие же как и при неверной установки угла опережения зажигания.

Причины неисправности датчика детонации

Что касается причин, по которым возникают проблемы с датчиком детонации, то к ним относятся следующие поломки:

  • Нарушение механического контакта между корпусом датчика и блоком двигателя. Как показывает практика, это является наиболее распространенной причиной. Обычно сам датчик имеет круглую форму с крепежным отверстием посередине, через которое с помощью болта или шпильки крепится на своем посадочном месте. Соответственно, если в резьбовом соединении уменьшается момент затяжки (ослабляется прижимание ДД к двигателю), то впоследствии на датчик не поступают звуковые механические колебания из блока цилиндров. Для того чтобы устранить подобную поломку достаточно затянуть упомянутое резьбовое соединение, либо заменить крепежный болт на крепежную шпильку, поскольку она более надежна и обеспечивает плотное механическое соединение.
  • Проблемы с проводкой датчика. В данном случае могут быть различные проблемы, например, замыкание питающего или сигнального провода на «массу», механическое повреждение провода (особенно в местах его изгиба), повреждение внутренней или внешней изоляции, обрыв всего провода либо его отдельных жил (питающего, сигнального), нарушение экранирующей оплетки. В случае проблема решается восстановлением либо заменой его проводки.
  • Плохой контакт в месте подключения. Такая ситуация иногда случается в случае, если, например, сломана пластмассовая защелка в месте подсоединения контактов датчика. Иногда в результате тряски контакт просто нарушается, и соответственно, сигнал от датчика либо питание на него попросту не доходят до адресата. Для ремонта можно попробовать заменить фишку, поправить контакт, либо другим механическим методом попробовать соединить две колодки с контактами.
  • Полный выход датчика из строя. Сам по себе датчик детонации — устройство достаточно простое, поэтому ломаться там особо нечему, соответственно, и выходит из строя он достаточно редко, но бывает и такое. Ремонту датчик не подлежит, поэтому в случае полной поломки необходимо выполнить его замену на новый.
  • Проблемы с электронным блоком управления. В ЭБУ как и любом другом электронном устройстве могут случатся программные сбои, что приводит к некорректному восприятию информации от ДД, и соответственно, принятию блоком некорректных решений.
Читать еще:  Не работает магнитола ваз 2114

На что влияют неисправности датчика детонации

Можно ли ездить с неисправным датчиком детонации? Этот вопрос интересует автолюбителей, впервые столкнувшихся с данной проблемой. В общих чертах ответ на этот вопрос можно сформулировать так — в краткосрочной перспективе автомобилем пользоваться можно, однако при ближайшей же возможности необходимо провести соответствующие диагностику и устранить проблему.

Ведь по принципу работы ЭБУ когда возникает неисправность датчика детонации топлива, то автоматически устанавливается позднее зажигание чтобы исключить повреждение деталей поршневой группы при возникновении реального детонирования при сгорании топливной смеси. Как результат — поднимается расход топлива и значительно падает динамика которая особенно станет заметной при повышении оборотов.

Что будет если отключить датчик детонации полностью?

Некоторые автовладельцы и вовсе пытаются отключить датчик детонации так как при нормальных условиях эксплуатации и заправке хорошим топливом может казаться ненужным. Однако это не так! Поскольку детонирование возникает не только из-за плохого топлива и проблем со свечами, компрессией и пропусками зажигания. Поэтому если отключить датчик детонации то последствия могут быть следующими:

  • быстрый выход из строя (пробой) прокладки ГБЦ со всеми вытекающими последствиями;
  • ускоренный износ элементов цилиндропоршневой группы;
  • трещина головки блока цилиндров;
  • прогорание (полное или частичное) одного или нескольких поршней;
  • выход из строя перемычек между кольцами;
  • изгиб шатуна;
  • подгорание тарелок клапанов.

Это обусловлено тем, что при возникновении этого явления электронный блок управления не будет предпринимать мер по ее устранению. Поэтому ни в коем случае не нужно отключать его и ставить перемычку из сопротивления ведь это чревато дорогим ремонтом.

Как определить неисправность датчика детонации

При проявлении первых признаков отказа ДД, интересует логический вопрос — как проверить и определить неисправность датчика детонации. В первую очередь необходимо сказать, что проверка датчика детонации возможна не снимая его с блока цилиндров, так после демонтажа с посадочного места. Причем сначала лучше проделать несколько тестов когда датчик прикручен к блоку. Вкратце процедура выглядит так:

  • установить обороты холостого хода на уровень приблизительно 2000 оборотов в минуту;
  • каким-нибудь металлическим предметом (маленьким молотком, гаечным ключом) нанести один-два удара несильных (. ) по корпусу блока цилиндров в непосредственной близости от датчика (можно легонько ударить непосредственно по датчику);
  • если обороты двигателя после этого упали (это будет слышно на слух), — значит, датчик исправен;
  • обороты остались на прежнем уровне — необходимо выполнить дополнительную проверку.

Для проверки датчика детонации автолюбителю понадобится электронный мультиметр, способный измерять значение электрического сопротивления, а также постоянного напряжения. Самый лучший вариант проверки — с помощью осциллографа. Снятая с его помощью диаграмма работы датчика явно покажет — работоспособный он или нет.

Но так как рядовому автолюбителю доступен лишь тестер, то достаточно проверить показания сопротивления которые выдает датчик при постукивании. Диапазон изменения сопротивления находится в пределах 400 … 1000 Ом. Также в обязательном порядке необходимо провести элементарную проверку целостности его проводки — нет ли обрыва, повреждения изоляции либо короткого замыкания. Без помощи мультиметра при этом также не обойтись.

Если же проверка показала что датчик детонации топлива исправен, а ошибка о выходе сигнала датчика за пределы допустимого диапазона, то возможно стоит искать причину не в самом датчике, а в работе двигателя или коробки передач. Почему? Во всем виноваты звуки и вибрация которую ДД может воспринимать как детонирование топлива и неверно корректировать угол зажигания!

Датчик детонации на ваз 2114 – признаки неисправности, ремонт и замена датчика

Автомобильный мотор преобразует энергию сгоревшей топливовоздушной смеси в механическую работу. Процессы подачи топлива, воздуха, воспламенения, выброса отработанных газов четко согласованы. Возникающий диссонанс причиняет вибрацию, потерю мощности. Современные двигатели внутреннего сгорания оборудуются специальными контролирующими приспособлениями, электронными блоками управления, координирующими функционирование машины. Статья расскажет, что такое датчик детонации на ваз 2114 8 клапанов, признаки неисправности, способы диагностики, замены.

Читать еще:  Эбу ваз 2112 16 клапанов

Детонация: происхождение, последствия

Согласно технологическому циклу искра опережает на 2 – 3 градуса вращения коленчатого вала достижение поршнем верхней мертвой точки. Операция сопровождается максимальной компрессией, нарастанием температуры, завершением вспышки пламени. Постепенное сгорание воздушно-топливной эмульсии от свечи до поверхности цилиндра создает избыточное давление газов, стремящихся расширить объем, толкает кривошипно-шатунный механизм. Обратно-поступательное движение поршневой группы вызывает вращение маховика. Муфта сцепления посылает момент силы коробке переключения передач. Набор шестерней устанавливает нужные обороты, запускает трансмиссию. Колеса крутятся, ваз 2114 едет.

Возникают ситуации преждевременного самовоспламенения соединения бензина, окислителя. Шатун не закончил перемещение вверх, встречная ударная волна взорвавшихся газов со скоростью близкой 300 метрам в секунду пытается покинуть замкнутое пространство. Появляются звонкие металлические удары, происходит повреждение, разрушение деталей.

Причины возникновения детонации:

  • конструкторские решения (степень сжатия, расположение свечей, форма камеры);
  • нефтепродукты с низким октановым числом;
  • несоответствие модели, износ искровых элементов;
  • слишком ранний угол;
  • сажа внутри полостей (недостаток ухода);
  • манера вождения.

Последние пять пунктов напрямую зависят от владельца. Экономия на бензоколонке, установление опережающего угла в погоне повышенными тяговыми возможностями, непрофессиональное использование режимов нагрузок, отсутствие технического обслуживания обусловливают разрушающую детонацию.

Конструктора завода – изготовителя позаботились о продлении жизненного периода машины с инжекторным впрыском, установив электронное управление зажиганием, датчик детонации на ваз 2114.

Датчик детонации на ваз 2114

Салоны транспортных средств, повышая комфортность поездок, изолируют от посторонних звуков, шумов моторного отсека, ходовой части. Водитель может не услышать детонационных стуков, не отреагировать. Обязанности акустического микрофона, улавливающего колебания стенок моторного блока, выполняет датчик детонации. Прибор вырабатывает электричество, прямо соизмеримое с силой прижима, передает сигнал электронному блоку управления. Контроллер обрабатывает поступившую информацию, корректирует угол опережения.

Принцип работы датчика детонации

Ядро датчика детонации – кристаллический пьезоэлемент, конвертирующий механическую энергию сжатия в электрическое напряжение. Параллельно кристаллу припаян шунтирующий резистор.

Типы датчиков

Различают две не взаимозаменяемых разновидности:

Датчик детонации резонансный

Датчик детонации широкополосный

Один датчик напоминает собранный в металлическом корпусе кругляш, пронизанный болтом с головкой 22мм, распространенное название бочонок. Сверху через шляпку проходит пластиковая воронка с сигнальным внутренним контактом. Корпус резьбовым соединением крепится на массу, имеет минусовый потенциал. Резонансный тип настроен на узкий спектр шумов автомобильного двигателя.

Другая модификация более чувствительная, выполнена в виде высокой пластмассовой шайбы с бронзовой втулкой по центру. На боковую наружную стенку прикреплена колодка с двумя контактами. Прикручивается болтом с шестигранником 13мм. Напряжение 5 вольт приходит на контакт 1, корпус – на штырек 2.

Оба изделия укомплектованы инерционными грузами. Внешняя вибрация порождает смещение грузиков по инерции, появляется нажим на пьезоэлемент, пропорциональный амплитуде волнений. Импульсы подаются соединительным кабелем на плату усилителя, далее обрабатываются ЭБУД.

Где стоит на ваз 2114 датчик детонации

На автомобилях с передним ведущим мостом измеритель устанавливается снаружи посередине моторного блока между вторым, третьим цилиндрами. Получить доступ к устройству можно со стороны передней облицовки, радиатора.

Где стоит на ваз 2114 датчик детонации

Датчик детонации на ваз 2114 признаки неисправности

Поломки контролирующего прибора проявляются различными способами:

  • панель приборов сигнализирует индикатором «CheckEngine»;
  • увеличился расход топлива;
  • мотор быстро перегревается в прохладную погоду;
  • автомобиль не может набрать обороты, теряет динамику;
  • заметны сбои в работе одного – нескольких цилиндров (троит);
  • диагностика бортового компьютера обнаруживает ошибки 325, 326; 327, 328;
  1. закончился двухлетний гарантированный период (пришла пора менять);
  2. нарушение цепей электрической проводки (обрыв, короткое замыкание, плохой контакт клеммы);
  3. ослабло крепление;
  4. слабый прогрев;
  5. обедненная топливо – воздушная смесь, проблемы форсунок, насоса, качества бензина.

Как проверить датчик детонации мультиметром на ваз 2114

Существует два основных способа определить неисправность изделия:

  1. Методом замены на заведомо исправный компонент – результат 100%.
  2. Прибегнуть к метрологическим испытаниям.

Несколько комментариев по охране труда.

  • Работа выполняется после падения температуры в отсеке под капотом – ожоги не нужны.
  • Вмешательству в электрическую схему авто предшествует отсоединение минусового зажима аккумуляторной батареи.
  • Предпочтительно работать в перчатках.
  • Избегать попадания жидкостей, смазок в глаза, на слизистые оболочки.
  • Выполнять предостерегающие правила, указанные на упаковках.

Пункт 1 потребует минимальное количество инструментов, временного ресурса, опыта.

  1. ключи на 22, 13;
  2. отвертку;
  3. смазку wd – обработка контактов, победитель ржавчины, грязи;
  4. герметик резьбы синего цвета противостоит ослаблениям затянутых соединений в условиях повышенной тряски.
  5. ветошь.

Вытянуть центральный провод и отсоединить разъем. Ключом извлечь пьезодатчик. Почистить, обработать посадочное гнездо, разъем. Вставить, зафиксировать новый измеритель, затянуть усилием согласно альбому. Восстановить провода. Проехать, сбросить из памяти сообщения контроллера.

На информационных просторах компьютерных сетей активно обсуждается вопрос, как мультиметром проверить датчик детонации ваз 2114.

Краткое напоминание

Мультиметр – многофункциональный электроизмерительный прибор. Различают модели укомплектованные:

  1. стрелочным индикатором, зеркальной шкалой;
  2. цифровым жидкокристаллическим экраном.
  • переключатель пределов, измеряемых параметров;
  • два – три щупа с наконечниками, возможно наличие зажимов «крокодил».

Испытание датчиков

  1. Идеальная методика. Потренироваться на новом абсолютно идентичном устройстве.
  • Тестер настроить на замер сопротивления. Зажимами щупов захватить контакты. Переключая пределы измерений, добиться показаний. Придерживая образцовый датчик, создать нормированное ударное воздействие. Значения изменятся. Запомнить.
  • Перестроить мультиметр на измерение напряжения. Спокойное состояние укажет «0». Постучать. Должна кратковременно отклониться стрелка, поменяться цифры.

Повторить тестирование на реальном датчике. Сравнить.

  1. Реальная жизнь. Провести мероприятие сразу на предмете подозрений. Насколько правильно функционирует датчик сказать сложно Отсутствие реакции на физическое влияние – сто процентный повод для замены. Изменение чувствительности подобные замеры не покажут. Датчик настроен не просто на щелчки, важно попасть в частотный диапазон улавливаемых тресков. Руками подобное сделать трудно. Похожий шум может создавать шарнир равных угловых скоростей, изношенный подшипник, незатянутый болт. В спорных ситуациях правильнее прибегать к более совершенным диагностическим методикам.
Читать еще:  Ремонт и обслуживание ваз 2105

Как проверить датчик детонации

Проверка датчика детонации может осуществляется несколькими способами, а именно проверять на сопротивление ДД и изменение его напряжение при воздействии металлическим предметом на датчик.

Проще всего конечно же подключив сканер к компьютеру и считать все параметры двигателя, в том числе и кривую сигнала ДД. Но тем, автовладельцам кто не имеет такой возможности оптимальным методом будет измерение тестером.

В данном случае разберем подробно как проверить датчик детонации двигателя в режиме напряжения, а также опишем подробно как проверять ДД на изменения сопротивления.

Прежде всего перед тем как проверять работоспособность детонационного датчика не помешает ознакомится с теорией что представляет собой и как работает датчик детонации. При возникновении детонации в двигателе, проходит ударная волна, сотрясающая датчик, в котором в свою очередь возникает разность потенциалов в несколько милливольт. Кроме того электрическая цепь ДД имеет свое внутреннее сопротивление. Такое сопротивление в зависимости от марки и модели датчика отличается.

Проверка датчика детонации на сопротивление

Снимаем датчик, берем мультиметр устанавливаем его в режим измерения «сопротивление кОм» и стуча по железному корпусу ДД металлическим предметом (имитируя детонацию двигателя) смотрим на изменения.

Проверка изменения напряжения датчика детонации

Переводим тестер в режим «милливольты», подключаем плюсовой щуп к плюсовому контакту, а минусовой на массу датчика. И имитируя ударную волну детонации смотрим на разность потенциалов (около 30-40мВ в зависимости от интенсивности). Мультиметр вам покажет как датчик преобразует детонацию в переменный ток. Что говорит об исправности либо неисправности датчика детонации.

Датчик детонации в Приоре и Калине

Датчик детонации (ДД) предназначен для регистрации возникновения явления детонации в цилиндрах бензиновых поршневых двигателей.

Пьезокерамический элемент датчика детонации, реагируя на вибрации блока цилиндров, отсылает сигнал на контроллер.

Контроллер (ЭСУД), в свою очередь, обрабатывает этот сигнал и в случае детонации уменьшает угол опережения зажигания. При этом угол опережения зажигания меняется для каждого цилиндра отдельно. Связано это с тем, что температура цилиндров, при рядном расположении, различна. Самый холодный — первый, более горячий четвёртый или последний, затем второй и самый горячий третий.

С точки зрения водителя, наличие системы устранения детонации, даёт возможность, при необходимости, использовать низкооктановый бензин (имейте ввиду, контроллер будет считать что у вас А-95). Ещё одно преимущество — максимальная экономичность и отличные динамические качества при использовании газобаллонной аппаратуры. Действительно в этом случае можно безбоязненно установить максимально приемлемый, для запуска, угол опережения зажигания, без риска нарваться на «стук пальцев» (народное название звука возникающего при детонации).

Датчик крепится на блоке цилиндров (см. фото).

1 — датчик детонации на двигателях 21126, 11194

Датчик детонации на двигателе 21214.

Замена датчика детонации

Снятие

  • Для замены датчика детонации прежде всего выключите зажигание.
  • Затем снимите колодку жгута проводов предварительно нажав на фиксатор.
  • Болт крепления отворачивайте сменной головкой х13 либо соответствующим гаечным ключом (головка предпочтительнее для предотвращения «облизывания граней»).

Установка

Установите датчик на место, так что-бы колодка подключения была направлена в сторону свободного пространства.

Касание горячих частей двигателя может повредить изоляцию жгута проводов. Касание холодных элементов — место перетирания, из-за естественной вибрации двигателя по отношению к кузову.

Постарайтесь что-бы колодка «смотрела» вниз на случай попадания воды. Проследите за чистотой и сухостью колодки — болт крепления завёрнут в блок и таким образом замкнут на «массу». Контакт между болтом и колодкой через слой грязи, на которую попало масло или вода, приведёт к сбоям в работе двигателя.

Болт крепления необходимо затягивать при помощи динамометрического ключа со сменной головкой на 13. Момент затяжки 15. 24 Н.м. В данном случае, правильность момента затяжки влияет на восприимчивость датчика к вибрациям двигателя. Неверная затяжка приводит к неисправности в работе ДД.

Неисправность датчика детонации

Наиболее частая неисправность «низкий уровень сигнала» код 0327. При отключенном зажигании проверяется целостность цепей от колодки датчика до контроллера, и от колодки к датчику. Не лишне проверить момент затяжки. Если момент был недостаточен и потребовалось, дотянуть можно восстановить и испытать на отсутствие кода 0327.

В случае исправности цепей определяется исправность датчика детонации. Приведём пару методов проверки самого датчика без использования специальных диагностических средств.

  1. При работающем на холостом ходу двигателе, отключенной колодке жгута проводов,подключить к контактам датчика вольтметр, в режиме переменного тока. Наличие сигнала на контактах ДД говорит об исправности.
  2. Второй метод — заключается в снятии ДД с двигателя. Затем в отверстие датчика устанавливают болт, подключают к контактам вольтметр. Легким постукиванием по головке болта, определяют наличие реакции на вибрации по отклонению стрелки вольтметра.

Если цепи и ДД исправны неисправность относится к контроллеру. Когда определена поломка датчика детонации, в качестве замены, многие водители рекомендуют применять датчик «Bosсh» от инжекторной «Волги».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector