6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кпп ваз 2109 устройство

Устройство коробки передач

Коробка передач преобразует крутящий момент, передаваемый от двигателя по величине и направлению. Это необходимо для обеспечения оптимальной скорости и проходимости автомобиля, а также для наиболее экономичной работы двигателя и движения автомобиля задним ходом. Кроме того, коробка передач разобщает двигатель от трансмиссии во время остановки автомобиля и при его движении по инерции с работающим двигателем.

Благодаря небольшому количеству передач коробка компактна и проста по конструкции. Подобранные передаточные числа обеспечивают интенсивный разгон, высокую среднюю скорость и экономичную работу двигателя. Косозубые шестерни постоянного зацепления и синхронизаторы па всех передачах переднего хода обеспечивают бесшумную работу коробки передач и ее долговечность.

В зависимости от комплектации автомобиля может быть установлена четырех- или пятиступенчатая коробка передач, объединенная с главной передачей, передаточное число которой может иметь несколько значений: 3,94 для ВАЗ-2108; 4,13 — для ВАЗ-21081; 3,7 или 3,94 для ВАЗ-21083 или ВАЗ-2109 и его модификаций. На автомобилях ВАЗ-21081 устанавливается четырехступенчатая коробка передач, а на других моделях и их модификациях может устанавливаться и та и другая коробка передач.

Четырехступенчатая коробка передач состоит из первичного 23 (рис. 59) и вторичного 33 валов с шестернями и синхронизаторами, оси с промежуточной шестерней заднего хода, дифференциала и привода переключения передач. Валы и шестерни коробки передач и главной передачи, а также дифференциал расположены в алюминиевом картере 1.

Рис. 59. Коробка передач в сборе:
1 — картер коробки; 2 — пробка наливного и контрольною отверстия; 3 — пробка сливного отверстия; 4 — регулировочное кольцо; 5 — привод левого переднего колеса; 6 — ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 7 — муфга синхронизатора I, II передач и заднего хода; 8 — ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 9 — стопорное кольцо; 10 — упорное полукольцо; 11 — ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 12 — ступица муфты синхронизатора III и IV- передач; 13 — ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 14 — игольчатый подшипник шестерни вторичного вала; 15 — упорная шайба шестерни IV передачи; 16 — шариковый подшипник вторичного вала; 17 — задняя крышка коробки передач; 18 — «париковый подшипник первичного вала; 19 — сапун; 20 — блокирующее кольцо синхронизатора III и IV передач; 21 — скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 22 — сухарь фиксатора; 23 — первичный вал; 24 — шарик фиксатора; 25 — вилка скользящей муфты синхронизатора III и IV передач; 26 — цилиндрический подшипник первичного вала; 27 — рычаг вилки выключения сцепления; 28 — втулка вилки выключения сцепления; 29 — картер сцепления; 30 — вилка выключения сцепления; 31 — подшипник вилки выключения сцепления; 32 — роликовый подшипник вторичного вала; 33 — вторичный вал; 34 — ведомая шестерня главной передачи; 35 роликовый конический подшипник дифференциала; 36 — коробка дифференциала; 37 — сателлит; 38 — стопорное кольцо полуосевой шестерни; 39 — полуосевая шестерня; 40 — ведущая шестерня привода спидометра; 41 — привод правого переднего колеса; 42 — привод спидометра; 43 — ось сателлитов. 44 — стопорное кольцо оси сателлитов; 45 — защитный чехол шарнира привода переключения передач.

Картер коробки передач

Картер коробки передач соединяется шпильками с картером 29 сцепления во время сборки коробки передач и они вместе составляют единый агрегат. С другой стороны к картеру коробки передач крепится задняя крышка 17, в которую запрессован сапун 19, сообщающий полость картера с атмосферой. Это исключает повышение давления в картере и утечку масла через уплотнения. В картере выполнены гнезда для подшипников первичного и вторичного валов, а также для фиксаторов штоков переключения передач. Фиксаторы закрываются общей крышкой 8 (см. рис. 62), а фиксатор заднего хода — пробкой 12. Для заправки коробки передач маслом имеется отверстие, закрываемое пробкой 2 (см. рис. 59), а для слива масла отверстие, закрываемое пробкой 3. Уровень масла должен доходить до нижней кромки заливного отверстия.

Первичный вал

Первичный вал 23 вращается в двух подшипниках. Роликовый цилиндрический подшипник 26 установлен в гнезде картера сцепления, шариковый — в гнезде картера коробки передач. Передний конец вала на выходе из картера уплотняется сальником, который закрывается фланцем направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления. Этот фланец крепится к картеру сцепления тремя болтами. На втулке расположена муфта подшипника 31 выключения сцепления. Задний подшипник 18 фиксируется на валу гайкой и от осевого смещения в гнезде картера удерживается установочным кольцом, которое прижато крышкой 17 к картеру коробки передач. Гайка фиксируется зачеканиванием ее пояска в паз вала.

Первичный вал выполнен в виде блока ведущих шестерен I, II, III, IV передач и заднего хода. На шлицевом конце вала расположен ведомый диск сцепления.

Вторичный вал

Вторичный вал 33 изготовлен за одно целое с ведущей шестерней главной передачи. Передним концом вал опирается на роликовый цилиндрический подшипник 32, задним — на шариковый подшипник 16. Передний подшипник расположен в гнезде картера сцепления, в которое для герметизации запрессована резиновая заглушка. Задний подшипник крепится на валу гайкой, которая фиксируется так же, как и на первичном валу. От осевого смещения вторичный вал удерживается вместе с задним подшипником его установочным кольцом.

На вторичном валу на игольчатых подшипниках с пластмассовыми сепараторами установлены ведомые шестерни I, II, III и IV передач и два синхронизатора. Игольчатые подшипники «браслетного» типа, что облегчает монтаж шестерен на валу. Установка шестерен на игольчатых подшипниках уменьшает потери на трение и повышает КПД коробки передач. Шестерня 6 первой передачи зажата между упорной шайбой и стопорным кольцом ступицы синхронизатора I, II передач и заднего хода, шестерня 8 второй передачи — между вторым стопорным кольцом этой же ступицы синхронизатора и упорными полукольцами 10 вторичного вала. Полукольца фиксируются на валу шариком и стопорным кольцом 9, надетым на полукольца. Аналогично установлены на валу и шестерни III и IV передач. Только игольчатый подшипник шестерни 13 четвертой передачи надевается на втулку и между подшипником и ступней расположено дистанционное кольцо, а между втулкой и шариковым подшипником — упорная шайба 15.

Синхронизатор

Синхронизатор состоит из ступицы 5 (рис. 60), жестко соединенной с вторичным валом при помощи шлицов, скользящей муфты 2, двух блокирующих колец 1, трех сухарей 4 с фиксаторами 3 и пружинами, а также зубчатых венцов синхронизаторов. Скользящая муфта 7 (см. рис. 59) синхронизатора I к II передач имеет наружный венец для включения передачи заднего хода.

Рис. 60. Детали синхронизатора:
1 — блокирующее кольцо; 2 — скользящая муфта синхронизатора; 3 — шарик фиксатора; 4 — сухарь фиксатора; 5 — ступица муфты синхронизатора.

Ступица синхронизатора I и II передач насажена на шлицы вторичного вала и фиксируется на валу от осевого смещения двумя стопорными кольцами. В ступице выполнено шесть продольных пазов, в трех из которых имеются гнезда под пружины фиксаторов. В эти же пазы установлены сухари 4 (см. рис. 60) с шариками фиксаторов. Пружины поджимают фиксаторы к кольцевым проточкам муфты. По обеим сторонам ступицы расположены бронзовые блокирующие кольца I с зубчатыми венцами, шаг которых равен шагу внутренних зубьев скользящей муфты и зубчатых венцов шестерен I и II передач. Блокирующие кольца имеют по шесть выступов, которые заходят в пазы ступицы, при этом три коротких выступа заходят в те пазы, в которых расположены фиксаторы, а более длинные и широкие — в другие пазы. Эти выступы установлены в пазах с боковым зазором, равным половине толщины зуба муфты (ступицы), и ограничивают угол поворота блокирующего кольца относительно ступицы. Таким образом ступица вращается совместно с блокирующими кольцами. Своей конической поверхностью блокирующие кольца контактируют в момент включения передачи с коническими поясками шестерни I или II передачи. Для разрыва масляной пленки в месте контакта и увеличения сил трения на конической поверхности кольца нарезаны особо мелкая резьба и продольные канавки.

Читать еще:  Установка багажника на ваз 2110

Скользящая муфта своим внутренним венцом посажена на наружном зубчатом венце ступицы и может перемещаться вдоль ступицы. Для этого в кольцевую проточку муфты заходит вилка переключения передач. Торцы зубьев муфты скошены под тем же углом, что и зубья блокирующих колец и венцов синхронизатора.

Промежуточная шестерня

Промежуточная шестерня 5 (рис. 61) заднего хода прямозубая. В ее отверстие запрессована втулка, через которую проходит ось 4. Она установлена в отверстиях картеров сцепления и коробки передач. В паз шестерни заходит вилка 6 включения заднего хода.

Рис. 61. Промежуточная шестерня заднего хода:
1 — ток выбора передач; 2 — рычаг штока выбора передач; 3 — трехплечий рычаг выбора передач; 4 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 5 — промежуточная шестерня заднею хода; 6 — вилка включения заднего хода; 7 — выключатель фонаря заднего хода; 8 — фиксатор вилки заднего хода.

Дифференциал

Дифференциал — двухсателлитный. Его коробка 36 (см. рис. 59) вращается в двух конических подшипниках 35, предварительный натяг в которых регулируется подбором толщины кольца 4. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня 34 главной передачи, а на коробку дифференциала напрессовывается пластмассовая шестерня 40 привода спидометра 42. Шестерня 34 находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней главной передачи вторичного вала.

Сателлиты 37 и полуосевые шестерни 39 имеют сферические опорные поверхности. Применение сплошной сферы в коробке дифференциала, сопряженной с шестернями и сателлитами, позволило исключить опорные шайбы полуосевых шестерен.

Сателлиты расположены на оси 43, которая удерживается в отверстиях коробки дифференциала стопорными кольцами 44. На посадочных шейках оси выполнены канавки для удержания смазки. Отверстия полуосевых шестерен имеют внутренние шлицы, в которые заходят шлицевые хвостовики корпусов внутренних шарниров приводов передних колес.

Схема работы коробки передач

Для повышения эксплуатационных показателей автомобиля, снижения расхода топлива в механических ступенчатых коробках передач прежде всего учитывается рациональный подбор количества передач, величины передаточных чисел, а также повышение качества процесса переключения передач. При этом последнему придается важное значение, так как плавность переключения передач обеспечивает повышение надежности узлов автомобиля и снижение утомляемости водителя. Для этого все передачи переднего хода в коробке передач синхронизированы.

Принцип действия синхронизатора основан на выравнивании частот вращения вторичного вала и свободно вращающихся на нем шестерен постоянного зацепления. На рисунке справа показан принцип действия синхронизатора при включении IV передачи в следующем положении муфты:

I. При нейтральном положении муфты 38 сухари 7 фиксатора находятся в центре пазов ступицы 37 и не действуют на блокирующие кольца 36. Между выступами А блокирующего кольца и пазами ступицы имеется равномерный боковой зазор «в», а между выступами А и сухарями 7 — зазор «с» (см. «Работа синхронизатора»).

II. При включении IV передачи скользящая муфта, перемещаясь в сторону шестерни 39, увлекает за собой сухари 7, которые упираются в выступы А блокирующего кольца, т.е. зазор «с» выбирается. При дальнейшем перемещении муфты сухари прижимают блокирующее кольцо к конической поверхности венца синхронизатора шестерни 39. Под действием сил трения между коническими поверхностями блокирующего кольца и венца синхронизатора и инерции синхронизируемых масс блокирующее кольцо поворачивается относительно ступицы до упора выступов кольца в боковые стенки пазов ступицы, т.е. зазор «в» выбирается, а с другой стороны увеличивается в два раза.

III. Вследствие окружного смещения блокирующего кольца на 1/4 шага боковые скосы скользящей муфты упираются в боковые скосы блокирующего кольца, и дальнейшее осевое перемещение скользящей муфты 38 прекращается до тех пор, пока не уравняются угловые скорости шестерни 39 IV передачи и вторичного вала 15. В этот момент прекращается трение фрикционных конусов блокирующего кольца и шестерни 39, вследствие чего исчезает сила, прижимающая скошенные поверхности зубьев муфты и кольца.

IV. Освобожденная муфта легко соединяется с венцом блокирующего кольца, а затем и с венцом синхронизатора, соединяя его со ступицей.

При полностью включенной передаче восстанавливаются зазоры между сухарями и выступами А блокирующего кольца и пазами ступицы.

На рисунке слева приведены схемы передачи крутящего момента при включении всех передач.

При нейтральном положении рычага переключения передач, работающем двигателе и включенном сцеплении крутящий момент от двигателя передается через сцепление на первичный вал 13 коробки передач. От ведущих шестерен первичного вала крутящий момент передается на одноименные шестерни вторичного вала, которые, не имея прямой связи с вторичным валом, будут свободно вращаться на нем. На главную передачу и дифференциал крутящий момент не передается.

При включении I передачи скользящая муфта 33 синхронизатора, перемещаясь в сторону шестерни 32, соединяет венец синхронизатора шестерни I передачи со ступицей синхронизатора, жестко связанной с вторичным валом. Крутящий момент от шестерни 32 передается через муфту на ступицу синхронизатора и от нее на вторичный вал. Через шестерни 14 и 22 крутящий момент передается на дифференциал. Коробка дифференциала, вращаясь вместе с осью сателлитов, через зубья сателлитов и полуосевых шестерен распределяет крутящий момент по приводам передних колес.

При включении II передачи муфта 33 соединяет ведомую шестерню 34 II передачи со ступицей синхронизатора, и крутящий момент от шестерни 34 через скользящую муфту 33 передается на ступицу синхронизатора и на вторичный вал.

Третья и четвертая передачи включаются другим синхронизатором. При включении III передачи муфта 38 соединяет шестерню 35 со ступицей синхронизатора, а при включении IV передачи — шестерню 39 со ступицей того же синхронизатора. Крутящий момент через соединенные шестерню и ступицу передается на вторичный вал. Аналогично муфта 41 синхронизатора V передачи соединяет шестерню 40 со ступицей синхронизатора, а через нее с вторичным валом.

Заднюю передачу включают при полностью остановленном автомобиле. При выборе заднего хода рычаг переключения передач перемещают влево до упора с увеличенным сопротивлением и вперед. При этом промежуточная шестерня 29 заднего хода соединяет ведущую шестерню заднего хода первичного вала с зубчатым венцом скользящей муфты 33 синхронизатора I и II передач. За счет промежуточной шестерни передаваемый крутящий момент изменяет свое направление. Одновременно с включением задней передачи включается свет заднего хода, так как вилка 27 нажимает на шток включателя заднего хода, и цепь лампы соединяется с источником тока.

Читать еще:  Подключение магнитолы ваз 2109

Четкое разделение линий III-IV передач и заднего хода достигается пружинным фиксатором 44 (см. рис. 17), который обеспечивает резкое нарастание усилия выбора задней передачи в начале и падение его в конце хода выбора.

Смазка деталей коробки передач осуществляется разбрызгиванием масла зубчатыми венцами шестерен. Для улучшения условий смазки игольчатых подшипников шестерен вторичного вала в шестернях между зубчатыми венцами просверлены радиальные отверстия, по которым масло подается к подшипникам.

Устройство привода коробки передач

Привод переключения передач состоит из рычага 38 с шаровым пальцем 37, шаровой опоры 36, тяги 34, шарнира, штока 19 выбора передач и механизмов выбора и переключения передач.

Рычаг 38 переключения передач соединяется с тягой 34 осью 39, которая проходит через пластмассовые втулки 40 и стопорится скобой 41. Шаровая головка рычага расположена в сферическом гнезде шаровой опоры 36, выполненной из пластмассы. Она имеет четыре радиальные прорези для облегчения установки рычага в опору. Опора расположена в гнезде корпуса 33 рычага, который крепится к полу кузова болтами. Тяга 34 трубчатая, с приваренной проушиной для соединения с рычагом переключения передач. На другом конце тяги выполнена прорезь для крепления шарнира хомутом 32. Место выхода тяги под пол кузова герметизируется чехлом 35. Шарнир не допускает передачу усилий на привод от колебания и перемещения силового агрегата. Он состоит из корпуса 28 и наконечника 31, шарнирно соединенных между собой осью 30. Корпус шарнира крепится на штоке 19 коническим винтом 27, а наконечник шарнира — в тяге 34 хомутом 32. Для прочности соединения на наконечнике нарезаны мелкие шлицы. Шарнир закрывается защитным чехлом 26, который крепится с одной стороны при помощи фланца на наконечнике шарнира, а с другой — на корпусе сальника 25. Чтобы чехол не повреждался при перемещении штока 19, на нем выполнены гофры. Шток 19 выбора передач установлен в отверстиях картера сцепления, а наружным концом опирается на втулку 24 и на выходе уплотняется сальником 25. На внутреннем конце штока крепится коническим винтом рычаг 20 выбора передач. Он состоит из двухплечего рычага и пластины, имеющих единую ступицу. Между коротким плечом и пластиной расположено одно плечо трехплечего рычага 11 механизма выбора передач. Поэтому при осевом перемещении штока 19 происходит поворот рычага 11 на своей оси. Длинное плечо рычага 20 штока выбора передач также взаимодействует с рычагом 11, но перемещает его вдоль оси.

Механизм выбора передач выполнен отдельным узлом, закрепленным тремя болтами на картере сцепления. Он состоит из корпуса 16, трехплечего рычага 11 выбора передач, оси 17 рычага выбора передач, двух блокировочных скоб 15, оси 9 блокировочных скоб, вилки 13 включения заднего хода, пружины 18, упорной шайбы 43. На корпусе 16 механизма выбора передач закреплены две оси 17 и 9: одна гайкой, другая стопорными кольцами. На оси 17 установлена пружина 18. трехплечий рычаг 11 и блокировочные скобы 15, которые имеют единую ступицу. Через отверстия ступицы проходит ось 9, фиксируя их от проворачивания. В ступице трехплечего рычага вмонтирован шарик 44 фиксатора. Одно плечо трехплечего рычага служит для включения передач переднего хода, другое — для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг 20 штока выбора передач.

Блокировочные скобы блокируют штоки вилок переключения передач переднего хода при включении задней передачи, а при включении передач переднего хода — вилку заднего хода и другие штоки передач переднего хода. При нейтральном положении рычага переключения передач пружина 18 перемещает рычаг 11 и блокировочные скобы 15 на осях до упора шарика 44 фиксатора в ступеньку оси 17. В этом положении скобы запирают одним концом вилку 13 включения заднего хода, входя в ее паз, а другим концом запирают вилку I и II передачи, а также шток V передачи: рычаг выбора передач переднего хода устанавливается в положение включения III и IV передач, т.е. происходит выбор III или IV передачи. При продольном перемещении рычага переключения передач включается одна из указанных передач. При поперечном перемещении рычага переключения передач в сторону включения передачи заднего хода шток 19 поворачивается на своих опорах и длинное плечо рычага 20 перемещает рычаг 11 и блокировочные скобы 15 на осях При этом пружина 18 сжимается, один конец скобы выходит из паза вилки заднего хода и вместо него в паз заходит плечо рычага 11, а вместо рычага 11 в паз штока III и IV передачи заходит другой конец скобы. Таким образом, штоки с вилками передач переднего хода будут заблокированы и можно будет включить только передачу заднего хода.

Механизм переключения передач передает усилие от рычага переключения передач на муфты синхронизаторов и промежуточную шестерню заднего хода. Он состоит из штоков 5, 21, 22 и вилок 2, 3, 4, а также шариковых фиксаторов Штоки расположены в гнездах коробки передач и фиксируются в нейтральном и включенном положениях шариковыми фиксаторами 6, которые расположены в трех каналах и закрываются общей крышкой. На штоках крепятся болтами вилки 2, 3 и 4, которые охватывают муфты синхронизаторов. Вилка переключения I и II передач имеет паз, в который заходит при выборе передач одно плечо (рычаг включения передач переднего хода) трехплечего рычага выбора передач. У штоков III и IV передач пазы под рычаг выбора выполнены в бобышках самих штоков. Вилка 13 включения заднего хода расположена на оси корпуса механизма выбора передач и стопорится на ней стопорной шайбой. Фиксируется вилка заднего хода отдельным фиксатором, в гнездо которого ввертывается пробка 12. При включении заднего хода вилка 13 воздействует на шток выключателя 10 света заднего хода, который ввернут в картер коробки передач. При этом замыкается цепь лампы света заднего хода.

Для обеспечения четкого включения передач предусмотрена регулировка привода, для чего: ослабляют стяжной болт хомута 32 и устанавливают шток 19 в нейтральное положение. При поднятом декоративном чехле устанавливают рычаг 38 так, чтобы его нижняя часть была перпендикулярна полу кузова, а рукоятка находилась от правого сиденья на расстоянии 1/3 расстояния между сиденьями и затягивают гайку хомута 32.

Пятиступенчатая кпп ваз 2109 устройство

Как снять коробку передач на ВАЗ 2109

Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оснащаются четырехступенчатыми и пятиступенчатыми механическими коробками передач. Все передачи, помимо задней, оснащаются синхронизаторами. Также коробка объединена с дифференциалов.

Полезные советы

Крайне важно следить за исправностью КПП, а в случае обнаружения признаков поломки незамедлительно их устранять. Своими руками или с помощью автосервиса — это уже ваше личное решение.

Эксплуатируя автомобиль в условиях города, переключать передачи приходится чаще. Потому тут рекомендуется использовать моторное масло. Так эффективность синхронизаторов сохраняется дольше. Для трасс лучше подходит трансмиссионное масло, повышающее ресурс подшипников, шестеренок, хотя синхронизатор служит меньше.

Устройство

Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:

  1. На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
  2. На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
  3. Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
  4. К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
  5. Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.
Читать еще:  Большой расход топлива ваз 2114 инжектор 8 клапанов

Неисправности и их устранение

Ремонт коробки передач во многом зависит от характера и типа неисправности. Существует несколько вариантов поломки данного агрегата, в каждом из которых следует предпринимать соответствующие действия для их устранения.

  • Износились зубья на шестеренках;
  • Износились подшипники;
  • Снизился уровень масла в коробке передач
  • Долейте масло;
  • Замените изношенные подшипники;
  • Поменяйте при необходимости сальники
  • Сцепление выжимается не полностью;
  • Деформировалась тяга, которая управляет механизмом переключения скоростей;
  • Нарушилась целостность реактивной тяги;
  • Ослабло крепление шарнира или штока, который выбирает передачу;
  • Неправильно отрегулирован привод переключения скорости;
  • Сломались пластиковые компоненты привода переключения передачи
  • Попробуйте выпрямить тяги. Если это невозможно, замените их;
  • Затяните плотнее винты крепления;
  • Отрегулируйте привод переключения скоростей;
  • Замените поврежденные компоненты
  • Повредились или износились торцы зубцов синхронизатора на шестеренке и муфте;
  • Возникли трещины, расслоилась резина на задних опорах;
  • Некорректно отрегулировали привод переключения скоростей;
  • Неправильно натянули защитный кожух тяги, из-за чего передача включается не полностью
  • Замените изношенные, деформированные элементы;
  • Поправьте положение кожуха (чехла) тяги;
  • Отрегулируйте привод
  • Сцепление отключается не полностью;
  • Износилось блокирующее кольцо синхронизатора передачи, которая включается
  • Замените блокирующее кольцо
  • Износ сальника первичного вала;Износ шток
  • выбора скорости;
  • Поломка уплотнителя валика привода спидометра;
  • Ослабло крепление крышки на КПП или картера;
  • Повредился герметик, имеющийся под крышкой КПП;
  • Ослабло крепление закрытия сливного отверстия
  • Замените прокладки, используйте новый герметик и прокладки;
  • Подтяните все имеющиеся крепежные элементы;
  • Проверьте состояние сливной пробки

В большинстве случае проблемы с КПП устраняются путем ее демонтажа и разборки. Не беритесь за подобную работу, не обладая должными навыками и опытом.

Демонтаж

Чтобы демонтировать коробку, рекомендуем вам опираться на инструкцию, четко следовать последовательности и закреплять навыки наглядными видео.

  • Отключите минусовую клемму с аккумулятора, слейте из системы КПП масло.
  • Открутите болты, которые удерживают защиту картера, и снимите ее.
  • От картера сцепления отключите массу (провод).
  • На наконечнике троса привода сцепления немного ослабьте натяжение гаек.
  • С рычага сцепления снимите наконечник троса.
  • Отключите колодку от тягового реле.
  • Отключите провод, идущий на тяговое реле стартера.
  • Демонтируйте непосредственно сам стартер.
  • Отключите тягу привода от наконечника шарнира. Речь идет о тяге, которая осуществляет переключение скоростей.
  • Отсоедините трос от привода спидометра автомобиля.
  • Открутите крепление шарового шарнира рулевой тяги.
  • Извлеките, выпрессуйте палец шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
  • Хвостовик внутреннего ШРУСа привода передних колес следует выдавить и отвести в сторону.
  • Отключите второй ШРУС.
  • Демонтируйте щит картера сцепления.
  • Освободите коробку переключения передач от креплений, удерживающих ее на двигателе.
  • Снимите коробку.

Обязательно перед непосредственным снятием коробки отведите ее в горизонтальной плоскости от мотора. Затем выведите из зацепления первичный вал. Внимательно следите за тем, чтобы не повредились лепестки от пружины сцепления.

Разборка

Сняв КПП, можно приступать уже непосредственно к главному — разборке. Это позволит вам по ходу работы менять поврежденные элементы, определять имеющиеся неисправности и своими силами решать возникающие проблемы.

  • Зачистите и тщательно отмойте все наружные поверхности коробки передач.
  • Разместите коробку в вертикальном положении и демонтируйте заднюю крышку.
  • Снимите кронштейн троса сцепления, после чего резиновым молотком сбейте заднюю крышку с КПП.
  • Извлеките старую уплотнительную прокладку. Она пойдет под замену.
  • Включите любую из двух передач — 3 или 4.
  • Открутите болт, который удерживает 5 передачу, после чего включите ее.
  • Одновременное включение указанных скоростей позволит зафиксировать вал и не допустить его проворачивание.
  • Открутите гайку на вторичном валу, а затем и на первичном.
  • Снимите синхронизатор 5 скорости вместе с вилкой.
  • Извлеките вилку из муфты. Синхронизатор снимайте максимально аккуратно. Если допустить схождение муфты со ступицы, подпружиненные шарики, которые фиксируют синхронизатор, попросту рассыпятся.
  • Снимите кольцо блокировки синхронизатора 5 скорости.
  • Извлеките ведомую шестерню 5 скорости со вторичного вала.
  • Извлеките упорного кольцо, расположенное на игольчатом подшипнике.
  • Снимите сам игольчатый подшипник с шестерни 5 скорости.
  • Демонтируйте ведущую шестерню с ведущего вала и снимите пластину подшипника.
  • Теперь со вторичного вала следует удалить втулки игольчатого подшипа, а также извлечь упорную шайбу.

  • Достаньте кольцо, которое фиксирует подшипник первичного вала, а затем аналогичного кольцо вторичного вала.
  • Открутите пробку фиксатора и извлеките шарик, пружинку фиксатора. Далее вы сможете достать еще пару фиксаторов.
  • Снимите заднюю опору двигателя.
  • Открутите пробку фиксатора задней передачи, наклоните коробку и достаньте таким образом шарик фиксатора и пружину.
  • Демонтируйте крепежные болты картера сцепления и картера коробки.
  • Действуя максимально аккуратно, рассоедените два агрегата. Чтобы это сделать, в картерах имеются пазы, куда вставляются концы отвертки. Покачивая, можно без особых проблем рассоединить элементы.
  • Снимите картер коробки передач.
  • Открутите болт крепления вилки переключения 1 и 2 скоростей.
  • Снимите вилку и шток.
  • Открутите болт крепления вилки 3 и 4 скоростей.
  • Выделите головку штока из зацепления с рычагом, снимите ее вместе с вилкой с вашей КПП.

Разбирая коробку на части, обязательно обращайте внимание на состояние элементов. Если вовремя обнаружить неисправности и заменить компоненты КПП, можно обойтись недорогим, но очень эффективным самостоятельным ремонтом.

На что обратить внимание

Итак, следуя инструкции, разбираем КПП вашего ВАЗ 2109. Попутно обращаем внимание на следующие моменты:

  1. Подшипники. При их износе возникает гул коробки. Плюс изношенные подшипники негативно влияют на состояние прочих элементов КПП;
  2. Синхронизаторы и уплотнительные шайбы. Если их состояние оставляет желать лучшего, то передачи плохо переключались именно из-за них. Замените их;
  3. Система сцепления, сухари, фиксаторы ступицы муфты. Все это подлежит отдельной замене при наличии следов износа, дефектов;
  4. Блокирующие кольца, синхронизаторы. При наличии сколов, зазубрин даже и не думайте над альтернативными решениями, сразу меняйте;
  5. Дорожки подшипников. Со временем они изнашиваются. При обнаружении следов выработки выполните полную замену. В таком состоянии им осталось совсем чуть-чуть до поломки;
  6. Зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. В норме он составляет не меньше 0,6 мм. При отклонениях решение одно — замена колец;
  7. Стопорные кольца. При потере упругости эти элементы следует обязательно менять, поскольку свои функции они более выполнять не смогут.

Собирая КПП, не забудьте смазать новые прокладки слоем литола. А при запрессовке сальников делайте это рабочей кромкой внутрь. Металлическая обойма должна располагаться с наружной стороны.

В процессе обратной сборки коробки передач следует обрабатывать все трущиеся компоненты маслом, не забывать про герметик для соединения картеров сцепления и КПП. Сделать все своими руками вполне реально.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector