4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему назвали ваз 2121 нива

Почему машину назвали «Нива»?

Существует 2 основные трактовки: 1) автомобиль создавался для тружеников села и должен был иметь звучное, связанное с сельским хозяйством название. 2) это первые буквы имен детей конструкторов машины (Наталья и Ирина, Вадим и Андрей).

Как называлась первая машина?

Достаточно сложно решить, что из созданных транспортных средств считать первым автомобилем. Ведь они прошли путь от работающих на паровой тяге, затем на двигателе внутрннего сгорания, потом на электрическом двигателе.

Самый первый автомобиль с паровым двигателем был разработан в 1769 году французским ученым Кюньо и имел название «Малая телега Кюньо». Такой транспорт мог набрать скорость только 4,5 км/ч, а воды и пара достаточно было всего лишь на 12 минут передвижения.

Первым разработчиком аппаратов с двигателем внутреннего сгорания является Э. Ленуар. В 1860 году он придумал самый первый двигатель, в котором топливо сжигалось внутри. Эта разработка стала важным шагом в автомобилестроении. Первое авто с таким типом двигателя появилось в 1886 году.

Самый первый аппарат, работающий на бензиновом двигателе, был создан в 1883 году. Его создателем стал Готлиб Даймлер. Через 3 года инженер Карл Бенц разработал первый автомобиль на трех колесах, оснащенный бензиновым двигателем, он и стал прототипом современных транспортных средств. Именно Карл Бенц стал полноправным обладателем звания конструктора первого в мире автомобиля, так как выполнил все условия для этого: создал полностью доработанную конструкцию транспорта, оформил необходимый патент, публично представил образец и организовал производство. Однако Готлиб Даймлер первый придумал бензиновый двигатель.

В результате эти два конструктора в 1890 году создали совместный проект и стали продавать первые машины, которые назвали в честь дочери Даймлера — Мерседес. Эта машина с мощностью 35 лошадиных сил, по мнению историков, стала прародителем современных автомобилей.

Первым автомобилем, привезенным в Россию, был «Панар-Левассор». В 1891 году его привез Василий Навроцкий.

Почему внедорожник «Нива» назвали «Нивой»?

Один из самых прославленных российских автомобилей неизменно вызывает ассоциации с бескрайними полями – таково уж его имя. Но знаете ли вы, что название «Нивушки» по сути является аббревиатурой?

Согласно определению, нива – это обработанное человеком большое поле, возделанное и засеянное, либо плодородное поле. Именно с простирающимся к горизонту землей, готовой наградить людей своими дарами, и ассоциируется легендарный отечественный автомобиль. Но вот сюрприз! Труженик села и любимец джиперов получил свое имя вовсе не за перепаханную целину. «Нива» увековечила имена дочерей ее создателя Петра Михайловича Прусова Натальи и Ирины, а также сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Сергеевича Соловьева — Вадима и Андрея.

В истории «Нивы» вообще было немало удивительных событий, а ее биография изобилует такими фактами, что гордость берет, а по небритой щеке катится скупая слеза. В 1977 году автомобиль начали выпускать серийно. Ценник впечатлял – советский гражданин, запавший на вездеход с постоянным полным приводом и понижающей передачей, должен был выложить 9 тысяч рублей – чуть дешевле «Волги», считавшейся недоступной роскошью, и куда дороже тольяттинской «копейки».

Еще одной яркой страницей из жизни «Нивы» стал очень теплый прием не только в соседних странах, но и по всему миру. Петр Прусов на эту тему вспоминал: «…Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала… погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее. «Нива» успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой журнал».

20 невероятных фактов о любимой Ладе 4×4 (она же Нива)

Как машину тестировал Брежнев, почему на ней был мальтийский крест, при чем тут Чебурашка и почему шведам угрожали выбить за Ниву зубы.

LADA > 4×4

  • Говорят, в 1986 году японцы из Suzuki подарили одному из создателей Нивы Петру Прусову рекламный проспект Suzuki Escudo (Vitara) с дарственной надписью «Крестному отцу этого автомобиля». Скорее всего, это байка: конструктивно машины все-таки разные: японская — рамная, русская — с несущим кузовом. Но ВАЗ-2121 Ниву (Lada 4×4) можно действительно считать одним из предков современных кроссоверов, а также внедорожников малого класса.
  • Петр Михайлович рассказывал, что в названии «Нива» зашифрованы имена его детей (Натальи и Ирины) и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева (Вадима и Андрея). Хотя для большинства это название имеет другое значение — плодородное поле. Прежде чем дать автомобилю имя, вазовцы изучали значение слова и его благозвучие на разных языках.
  • Первый прототип ВАЗ-Э2121 носил неофициальное название «Крокодил Гена» и был мало похож на привычную нам Ниву. Скорее он смахивал на Renault Rodeo (1970) и Citroen Mehari (1968). Последний вы можете знать по серии фильмов о жандарме из Сан-Тропе с Луи де Фюнесом. «Нивский» прототип также имел открытый тентованный кузов.
  • Почему «Крокодил Гена»? Наверное, потому, что второй экспериментальный образец автомобиля был ярко-зеленым, и потому, что в то же время завод создавал экспериментальную малолитражку Э1101, прозванную «Чебурашкой». В том же 1971 году «Союзмультфильм» выпустил одноименный мультик Романа Качанова. Если сравнить изображения машины и персонажа мультика, можно сказать, с некоторым прищуром, что по глазам/фарам — похожи.
  • Еще одним «крестным» Нивы стал генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, страстный автомобилист, владевший, по разным оценкам, коллекцией из 49 или даже 68 автомобилей. После показа ходовых образцов генеральному директору завода Виктору Полякову, а затем министру автомобильной промышленности Александру Тарасову будущую Ниву отправили на показ Брежневу.
  • По воспоминаниям Семушкина, генсек двадцать минут неизвестно где катался, к ужасу охранников, на экспериментальной машине, потом вылез из нее, хлопнул ладонью по крыше и сказал: «Делайте автомобиль!»
  • Кстати, этот образец, классического для модели ярко-желтого цвета, был единственным с шильдиками «Нива» и вазовской символикой. Остальные «закамуфлировали» шильдиками с большой латинской F и табличками free way.
  • Во время ходовых испытаний Нива носила еще одно название — Formika («муравей» на латыни). На автомобиль повесили соответствующие шильдики, а всем связанным с проектом приказали отвечать на вопросы любопытствующих, что это самоделка или новый румынский FIAT (в зависимости от статуса спрашивающего). Чтобы окончательно сбить всех с толку, дизайнер Семушкин придумал эмблему на передок в виде красно-белого мальтийского креста, вписанного в окружность.
  • Под новый автомобиль был разработан и новый стандарт испытаний, сочетавший элементы испытаний легковушек и внедорожников, что привело к появлению новой категории автомобилей — «легковой полноприводный». В 1974 году ВАЗовцы выпустили первые 15 предсерийных образцов. Некоторые из них отправили в зимний пробег по Уралу (4000 км), а затем — в летний, в Среднюю Азию (13000 км).
  • Когда главный конструктор проекта Петр Прусов прилетел в командировку в Термез (Ниву испытывали в том числе и в Узбекской ССР), ему на пересадке в Ташкенте по большому секрету и из большого уважения сообщили, что в республике испытывают какой-то новый потрясающий FIAT. Легенда сработала.
  • Новый автомобиль сравнивали с отечественными внедорожниками УАЗ-469Б, ЛуАЗ-696, ИЖ-14, а также с Range Rover и Land Rover 88. По итогам испытаний решили, что автомобиль пригоден для постановки на конвейер и экспорта. Соответствующий приказ подписали 31 июля 1977 года. К XXV cъезду КПСС в марте 1976 года по обходной технологии изготовили вторую пробную партию из 50 машин.
  • В 1975 году тольяттинцам по указанию председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, как раз и инициировавшего создание легкового автомобиля для села, пришлось делать еще один образец Нивы — с удлиненным передком. Он потребовался, чтобы разместить двигатель от Москвича-412, который, как доложили председателю Совета министров, был лучше вазовского. Автомобиль получил прозвище «МосНива». В ходе быстрых и жестких испытаний заводчане доказали, что этот двигатель машине не подходит.
  • Первый раз о Ниве достаточно подробно рассказали (и показали на фото) в февральском номере журнала «За рулем» за 1976 год — в рубрике «XXV съезду КПСС». В статье говорилось: «Экспериментальный образец этой интересной машины, получившей название „Нива“, экспонировался летом и осенью минувшего года на ВДНХ, во время тематической выставки „Технология автомобилестроения-75“». Так что, вопреки распространенному мнению, в то время проект уже не был засекреченным.
  • Изначально автомобиль предлагался по цене 9000 рублей, дешевле Волги (9200–9600 рублей), но значительно дороже самой дорогой модели ВАЗ — 2103, которая стоила от 7300 до 7600 рублей, и Москвича-412 (7500–7800 рублей). В 1979 году все машины подорожали, цена Нивы взлетела чуть ли не до 11 000 рублей, так что дороже оказалась только Волга ГАЗ 24–02 с кузовом универсал — 14 000 рублей. К 1983 году статус-кво был восстановлен: ГАЗ-24 — 11 200 рублей, ВАЗ-2121 Нива — 10 300 рублей.
  • Новый автомобиль хорошо приняли не только у нас, но и за рубежом. Было время, когда 80% всех Нив отправляли на экспорт. По воспоминаниям Петра Прусова, толчок к росту европейских продаж русской машины дала… погода. Зима 1979 года в Европе выдалась необычайно снежной, и европейцы с оторопью смотрели, как Нива проезжала там, где сидели тяжелые джипы. «Лучшей рекламы нельзя и представить: в тот год в одной только Германии Нив продали в четыре раза больше, чем годом ранее».
  • Успеху Нивы за рубежом способствовали и спортивные достижения модели. Автомобиль участвовал в больших ралли-рейдах с 1979 года. В первом марафоне с участием Нив до финиша добрались около трети участников. Нивы пришли обе. В 1980 году экипаж Нивы (Андрэ Троса и Жаки Турон) занял уже 19-е место. В 1981 году Нива с Жан-Клодом Бриавуаном и Андре Делиаром лидировала почти всю гонку, получила пробой радиатора и чуть не сошла с дистанции, но все-таки добралась третьей. На марафоне «Париж-Дакар» 1982 года Жан-Клод Приавон и Андре Делиар на Ниве заняли вторую ступень пьедестала. В «Ралли Фараонов-84» экипажи на Нивах оккупировали весь подиум. То же случилось в 1986 году на австралийском «Вин-сафари». В разные годы на Нивах ездили такие знаменитые гонщики, как Пьер Лартиг, Жан-Луи Шлессер, Жаки Икс.
  • Нивы продавались в 100 странах мира, в шести из них (Бразилия, Эквадор, Чили, Панама, Греция и Канада) автомобиль собирали из машинокомплектов. И в Австрии, и даже в Новой Зеландии Нива несколько лет была самым популярным внедорожником. В Германии за Нивой стояла очередь, как в странах соцлагеря. И до сих пор во многих странах у этого автомобиля масса поклонников, так что Нивы и сейчас там нередко встречаются.
  • В начале 2000-х одно из шведских изданий начало выступать с критикой в адрес FIAT (осуждая плохую антикоррозионную стойкость итальянских машин), заодно досталось и ВАЗу. И тут же в популярной газете появилась статья в защиту русских машин под заголовком «Еще раз плохо скажешь о ВАЗе, я дам тебе в зубы!». Угроза подействовала, ВАЗ больше не задевали.
  • В 1998 году Нива поднялась своим ходом до базового лагеря Эвереста, расположенного на высоте 5300 м. В том же году Нива, сброшенная с парашютом на льды, завелась и доехала до Северного полюса Земли. Годом позже Нива взобралась на высоту 5762 метра в Гималаях, на Тибетское плато.
  • Нива — теле- и кинозвезда. Пересчитать советские и российские фильмы, в которых «играла» модель, невозможно. Однажды ей даже пришлось изображать американский банковский броневик (фильм «Мираж» по детективу Чейза). А из иностранных работ можно вспомнить «Робокоп», «Золотой глаз», «И целого мира мало», «Ее звали Никита», «Кто я?», «Час пик-3», «Миссия невыполнима», «Неудержимые-3», «Корсиканец», «Механик: воскрешение», «Невероятная жизнь Уолтера Митти».
Читать еще:  Датчик коленвала ваз 2112

Новое в блогах

Почему ВАЗ-2121 называется «Нива»?

Не так давно я с большим интересом узнал, что название «Лукойл» расшифровывается далеко не «look+oil». А вот сегодня я с не меньшим удивлением узнал, что оказывается название машины «Нива» совершенно не имеет никакого отношения к засеянным полям и селу.

А как же оно образовалось я вам сейчас расскажу …

Еще в 2013 году с конвейера «АвтоВАЗа» сошел двухмиллионный экземпляр трехдверного внедорожника Lada 4×4, более известный россиянам под прежним названием «Нива». Случай этот можно назвать почти исключительным, ведь за 36 лет производства автомобиль ни разу не поменял свой внешний вид: «Нива» продолжает взирать на мир большими «глазами»- фарами, удивленно приподняв «брови» поворотников.

В своеобразный день рождения «Нивы» хочется вспомнить, как создавался тольяттинский «вездеход», ставший первым доступным джипом в СССР и удостоившийся всемирного признания. Ведь даже сейчас «Нива» остается самым экспортируемым отечественным автомобилем. В 2012 году завод отправил за границу более десяти тысяч внедорожников! Более того, в Германии несколько месяцев назад появилась специальная серия Lada 4×4. Покупателям предлагают трехлетнюю гарантию и сервис помощи при поломке на дороге на такой же срок, а также дополнительную защиту кузова от сколов и царапин. В целом, на выбор немцам предлагают больше версий 4×4, чем россиянам. В Германии можно приобрести модель со снегоуборочным ковшом спереди или со специальным отсеком для дичи в багажнике.

Но вернемся в 1970 год. Именно тогда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поручил коллективам заводов Иж, АЗЛК и «АвтоВАЗ» создать принципиально новую модель, сочетавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями армейского внедорожника.

Спустя пару лет конструкторы и дизайнеры АЗЛК представили на суд комиссии внедорожник «Москвич-2150», однако в серийное производство машина не пошла. Называются разные причины, но так или иначе автомобиль являлся скорее «облагороженным» УАЗиком, чем действительно современным комфортабельным джипом. В итоге в 1974 году в решающей схватке на государственных испытаниях сошлись ИЖ-14 и «Нива».

Читать еще:  Сколько выдает генератор ваз 2114

Как я уже упоминал, название автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» не имеет отношения к засеянным полям. Оно получилось сложением первых букв имён детей главных конструкторов: у одного были дочери Наталья и Ирина, а у другого — сыновья Вадим и Андрей.

Впрочем, конкурентов у ИЖа могло и не оказаться, ведь изначально спроектированная «Нива» выглядела весьма удручающе и даже среди вазовцев получила шутливое название — «крокодил». Страшненький тентованный автомобиль ВАЗ-Э2121 являл собой по сути шасси с простейшими кузовами. Знакомый миллионам людей облик «Нива» принимает к 1973 году стараниями дизайнера Валерия Семушкина. Вот как описывает ситуацию вокруг создания новой модели ведущий конструктор, а ныне ведущий инженер-конструктор Петр Прусов:

«По «Ниве» в то время сложилась критическая ситуация. При обсуждении концепции автомобиля ВАЗ-2121 было очень много споров. Маститые специалисты отстаивали классический вариант… То есть, все склонялось к традиционному открытому джипу. И это понятно — в то время по-иному никто и не мыслил. Но мы, молодые, видели эту машину совсем другой (такой, какой она в итоге и получилась — не в деталях, конечно). Но на художественном совете традиционная точка зрения возобладала и был принят открытый вариант (по закрытому у нас тогда ещё не хватало полновесных аргументов).

И я пошел к Соловьеву (главный конструктор ВАЗа ) и положил ему на стол заявление с просьбой освободить меня от обязанностей ведущего конструктора в связи с несогласием с основной концепцией проекта. На тот момент полномасштабный пластилиновый макет открытого варианта был уже, что называется, «вылизан». Наш с Скмушкиным макет (закрытого джипа) до такой кондиции мы довести еще не успели и в сравнении он явно проигрывал.

Но Соловьев посоветовал мне не горячиться, а подготовить убедительную аргументацию к ближайшему техсовету. Очевидно, внутренне он уже был со мной согласен, но хотел еще раз все взвесить. К техсовету были подготовлены оба варианта. И как только совет начался, Соловьев сделал гениальный ход. Он подошел сначала к открытому макету: «Конечно, этот вариант более проработан. Но он, увы, неперспективен. Поэтому давайте сделаем так — накроем его чехлом, чтобы он нас не отвлекал, и внимательнее посмотрим второй, закрытый вариант, который я считаю гораздо более перспективным».

И началось нормальное, спокойное обсуждение, которое и привело в итоге к тому, что наша точка зрения победила! Надо сказать, что после утверждения концепции все споры прекратились, и далее работа шла в соответствии с принятым направлением».

Интересными представляются и воспоминания самого дизайнера Валерия Семушкина, который в интервью рассказывал о своей симпатии к малолитражке FIAT-127. Сложно сказать наверняка, отталкивался ли художник при создании «Нивы» от этого автомобиля, но при большом желании сходство между ними найти можно.

Читать еще:  Ваз 2107 нет зарядки аккумулятора

Итак, в 1974 году комиссии предстояло сделать нелегкий выбор — «Нива» или ИЖ-14? Однако, как это зачастую бывало в Стране Советов, настоящие «бои» проходили в ведомственных кабинетах, а не на полигонах, заснеженных трассах или зыбучих песках. Судьба ижевского внедорожника на тот момент была уже решена. Министерство Обороны, которому принадлежал завод, средств на освоение «сырого» автомобиля не выделяло, поэтому «Нива» оставалась единственным жизнеспособным проектом с перспективами серийного производства…

В 1977 году ВАЗ-2121 встает на конвейер и попадает в продажу. Цена — 9000 рублей, это немногим дешевле «Волги» и намного дороже «копейки». Колхозники и труженики села покупать новый автомобиль не спешили: и цена кусалась, да и выбор был не велик, так как 80 процентов выпущенных машин уходило на экспорт. Нужно отметить, что на Западе автомобиль нового класса приняли очень тепло. Вот что вспоминает об этом главный конструктор автомобиля Петр Прусов:

«…Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала… погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская „Нива“ проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии „Нив“ продали в четыре раза больше, чем годом ранее! „Нива“ успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на „Ниву“, а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же „Нива“ была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей „Нив“, а в Англии поклонники „Нивы“ даже издают свой журнал!»

Конечно, экспортная «Нива» разительно отличалась от советского варианта. В зависимости от пожеланий и возможностей дилера, «Нивы» получали «кенгурятники», «противотуманки», панорамные зеркала, винилы на дверях и крыше, задний дворник (на первых наших авто их не было), пластиковые молдинги и расширители колестных арок, литые диски и люки, напрочь перешивался салон, срезалась крыша. Машина становилась пикапом, кабриолетом или даже тягачем для кемпера…

В Германии на покупку «Нивы» нужно было записываться в очередь, как на «Мерседес». В странах же Восточной Европы предварительная запись на «Ниву» в 80-х — вообще нормальное явление. В 1978 году австрийский журнал Austromotor писал: «То, что этой „Ладе“ нет равных, показывает — русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу…»

Популярности «Ниве» добавляли и успехи в автоспорте. В 1981 году, впервые участвуя в супермарафоне «Париж — Дакар», советский вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» выиграли сразу две престижнейшие гонки — «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В следующем году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в абсолютном зачете, а еще через год в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум!

В условиях серьезного спроса на автомобиль было бы логичным задуматься о выпуске нового поколения внедорожника. И это было сделано, однако дальше изготовления макета дело не пошло. Пожалуй, самый современный дизайн имел «концепт» 1987 года, впрочем, СССР уже начинал разваливаться и дизайнеры стали осознавать, что работают «в стол».

За свою долгую конвейерную жизнь «Нива» заметно модернизировалась лишь дважды — в 1994 и 2009 годах. Впрочем, с дизайнерской точки зрения, обе эти модернизации сложно даже рестайлингом назвать — в ходе первой понизился проем задней двери вкупе с появлением вертикальных задних фонарей, а в ходе второй подретушировали «шестерочные» поворотники. В 2006 году название «Нива» применительно к старому автомобилю вовсе исчезло из прайс-листов: теперь модель называется просто «4×4».

На сегодняшний день Lada 4×4 продается в России с трех- и пятидверным кузовом. Модель оснащается единственной 83-сильной бензиновой «четверкой». Начальная стоимость пятидверки составляет 386 тысяч рублей, трехдверки — 345 тысяч 700 рублей. По итогам прошлого года внедорожник разошелся тиражом 54 тысячи 656 экземпляров, что стало пятым результатом среди всех моделей «АвтоВАЗа».

За тридцать с лишним лет «Нива» послужила базой для создания такого количества модификаций, что наверно, может претендовать на попадание в Книгу Рекордов Гиннеса.

На базе «Нивы» хотели выпускать амфибию ВАЗ-2122. Однако военные отказались выделить средства на закупку автомоблей, и необычный проект остался «на полке». На фото один из промежуточных образцов во время плава

С 2000 по 2002 год LADA 4х4 производилась и в Эквадоре. На фото автомобили первой партии, собранные на заводе в городе Кито. В дальнейшем нестабильная политическая ситуация в Эквадоре не позволила продолжить реализацию проекта

Вариант с открытым кузовом для использования в теплом климате и курортных зонах – носил имя «Ландоле»

LADA Niva Marsh. Автомобиль более чем пригоден для охоты, рыбалки, проведения инспекций нефте и газопроводов, для доставки груза и людей в труднодоступные места и т.д.

Модификация «Скорая помощь»

В актив «Нивы» следует записать и покорение Северного полюса: в апреле 1998 года она, будучи сброшенной с парашюта, завелась и дошла до макушки Земли

Обычная «Нива» 15 лет проработала в Антарктиде, на станции Беллинсгаузен. Сейчас автомобиль-герой восстановлен и находится в музее АвтоВАЗа

Автомобиль «Рысь» с повышенными внедорожными характеристиками. Машины собирают под конкретного заказчика

Спецкомплектация News Hunter для журналистов

Экспедиция Тибет-99. «Нива» в Гималаях взяла высоту в 5726 метров над уровнем моря

LADA 4×4 бульдозер

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector